Найти в Дзене
Дестрой

Забытый в лесу брошенный подземный радиоцентр Главного Штаба ВМФ "Утёс": Бункер дизельной электростанции

Сегодня мы продолжаем серию статей о подземном специальном передающем радиоцентре Тихоокеанского флота с позывным "Утёс", заброшенном в 2008 г. Чтобы показать все блоки этого бункера максимально подробно, мы разделили обзор на три части, в каждой из которых рассказываем про один из главных блоков, разнесённых на 150 метров и соединённых между собой подземными потернами. И во второй части нашего обзора мы покажем блок №2, в котором располагалась дизель-генераторная электростанция, построенная самой последней во время первой модернизации объекта. Как мы уже писали в первой части, этот специальный передающий радиоцентр был введён в эксплуатацию 16 августа 1949 г. С 1967 по 1968 гг. на объекте прошла модернизация и к нему был пристроен ещё один блок дизель-генераторной электростанции, о котором и пойдёт речь. В 1970-х гг. объект был ещё раз модернизирован и к середине 2000-х гг. безнадёжно устарел, поэтому уже в 2008 г. СПДРЦ был расформирован и впоследствии заброшен. Впервые нам довелос

Сегодня мы продолжаем серию статей о подземном специальном передающем радиоцентре Тихоокеанского флота с позывным "Утёс", заброшенном в 2008 г.

Чтобы показать все блоки этого бункера максимально подробно, мы разделили обзор на три части, в каждой из которых рассказываем про один из главных блоков, разнесённых на 150 метров и соединённых между собой подземными потернами. И во второй части нашего обзора мы покажем блок №2, в котором располагалась дизель-генераторная электростанция, построенная самой последней во время первой модернизации объекта.

-2

Как мы уже писали в первой части, этот специальный передающий радиоцентр был введён в эксплуатацию 16 августа 1949 г.

С 1967 по 1968 гг. на объекте прошла модернизация и к нему был пристроен ещё один блок дизель-генераторной электростанции, о котором и пойдёт речь.

В 1970-х гг. объект был ещё раз модернизирован и к середине 2000-х гг. безнадёжно устарел, поэтому уже в 2008 г. СПДРЦ был расформирован и впоследствии заброшен.

Впервые нам довелось побывать в нём в 2014 г., а недавно мы посетили его снова, поэтому можно сравнить прошедшие за эти годы изменения.

-3

В прошлой части мы остановились на подземной потерне, ведущей от первого главного блока передатчиков к другим блокам, по которой и двинемся дальше.

-4

В наш первый визит здесь ещё оставались кабели, идущие по кабельным полкам вдоль стен, теперь же их давно нет.

-5

Потерна приводит к развилке. Прямо она уходит к третьему блоку, о котором мы расскажем в следующей части, а сейчас повернём налево.

-6

Так тут было в 2014 г.

-7

А так стало.

-8

Движемся в темноту.

-9
-10
-11

На подходе к блоку 11 лет назад ещё оставались радиаторы отопления и силовые кабели.

-12

На гермодвери виден шифр БП-790, что расшифровывается как электропитающая станция.

-13

Перед входами в блок дизель-генераторной электростанции располагалась ниша для разворота дизелей при загрузке.

-14

Справа большая герметическая дверь ведёт в помещения дизелиста и аккумуляторной, но туда мы заглянем чуть позже, а пока пройдём в левый проход с демонтированной гермодверью через проём для загрузки оборудования.

-15
-16

Над входным проёмом располагался проход в вентиляционные шахты ДЭС, а слева ещё один проход в помещение дизелиста.

-17

Теперь зал дизельной выглядит так. Фонарики на потолок повесили мы для фото.

-18

А так этот зал выглядел 11 лет назад.

-19

У входа стоял главный распределительный щит.

-20

Таким он был.

-21

А таким стал.

-22

Почти на всю стену красуется надпись "50 лет СССР", нанесённая в 1972 г., хотя этот блок был построен раньше.

-23
-24

И эта надпись сохранилась до сих пор.

-25

В наш первый визит дизеля выглядели получше.

-26

Теперь им совсем плохо.

-27

Здесь стояли дизель-генераторные агрегаты ДГА-200 мощностью по 200 кВт.

-28
-29
-30

Было.

-31

Стало.

-32

В отдельном помещении располагались баки аварийного запаса дизельного топлива, но к сожалению о них даже в первый наш визит напоминал лишь противоразливной резервуар, на котором они стояли.

-33

В торце помещения также был проход в вентиляционную шахту.

-34

Возвращаемся назад ко входам.

-35

И пройдём за сохранившуюся гермодверь.

-36
-37
-38

Ведущую в помещение дизелиста с баком и баллоном со сжатым воздухом.

-39

Теперь оно выглядит так.

-40

Из этого помещения был проход в ещё одно.

-41

С большим вытяжным шкафом, в котором располагались аккумуляторы, необходимые для пуска дизелей.

-42
-43

А ещё в этом помещении оставалось много документации на сами дизеля.

-44
-45
-46
-47

Ну а мы выходим обратно.

-48
-49

И пройдём к примыкавшему к блоку ДЭС наклонному ходу на поверхность.

-50
-51

Где наверху у выхода к вентиляционным шахтам была установлена корабельная гермодверь, а в следующей части вернёмся обратно к развилке и посмотрим на последний блок этого объекта, ну а на этом пока что всё.

-52

Если вам был интересен наш материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912

Спасибо за просмотр и до новых встреч.