Сергей Бодров-младший навсегда остался в памяти миллионов как Данила Багров из культовых «Брата» и «Брата-2», но немногие знают, что помимо актерского таланта он обладал и незаурядным режиссерским даром. Его режиссерский дебют — фильм «Сестры» — стал не только важной вехой в его творческой биографии, но и источником уникальных, трогательных и забавных историй, произошедших за пределами съемочной площадки. Эта картина, полная светлой грусти и надежды, стала его единственной завершенной режиссерской работой, своеобразным творческим завещанием, в процессе создания которого находилось место и серьезным творческим поискам, и комичным курьезам.
Идея фильма родилась неожиданно. Отцом замысла стал Сергей Бодров-старший, который однажды рассказал сыну историю о двух казахских девочках. Эта история настолько вдохновила Бодрова-младшего, что всего за две недели он написал сценарий, в соавторы записав своего отца. Он рассказывал о трех днях из жизни двух сестер — восьми и тринадцати лет, рожденных от разных отцов, их внезапном побеге из дома и странствиях по электричкам .
Съемки картины продолжались девять месяцев. «Сколько ребенка вынашивают, столько я этим и занимался», — с легкой иронией отмечал позже сам режиссер . И действительно, этот фильм стал его первым настоящим детищем, к которому он относился с трепетом и ответственностью. Главной сложностью было найти двух девочек, которые бы не просто соответствовали типажам, но и обладали тем особым характером, который Бодров видел у своих героинь.
Пробы на «Ленфильме» были масштабными: очередь из претенденток выстроилась огромная, и Сергей просматривал до 300 девочек в день . Многие, надев самые нарядные платья, старались понравиться знаменитому актеру, просили автографы. Чтобы разглядеть истинную натуру, Бодров задавал им неожиданные, совсем не детские вопросы, например: «Тебя когда-нибудь предавали?».
На этом фоне появление Оксаны Акиньшиной и Екатерины Гориной было спасением. Они кардинально отличались от остальных. Оксана пришла на пробы без особого энтузиазма, по просьбе директора модельного агентства, в котором тогда подрабатывала . Восьмилетняя Катя Горина и вовсе была приведена семьей, жившей рядом с «Ленфильмом», прямиком с дачи — в старом свитере, без всякого желания «понравиться» .
Екатерина обладала буйной фантазией. На пробах она решила представиться другим именем — Ритой, заявила, что ей не 8, а 11 лет, и с серьезным видом рассказала, будто живет в огромном загородном доме, в котором у нее аж 15 собак . Эта детская непосредственность и непринужденность покорила Бодрова. Те, кто отчаянно старался, не подошли, а вот Оксана и Катя, сохранившие свое естество, получили главные роли, хотя в первоначальном сценарии их героини были на них не очень похожи . Режиссеру было важно «попасть» в характер. «Если они такие, какими ты их чувствуешь, если они тебя хорошо чувствуют, то тебе остается только ничего не испортить, просто наблюдать за ними, помогать им и поменьше вмешиваться в этот процесс», — так формулировал свой метод работы с юными актрисами Бодров.
Съемочный процесс был полон забавных и неловких ситуаций, особенно когда дело доходило до сцен с оружием. По сценарию героиня Акиньшиной, Света, была кандидатом в мастера спорта по стрельбе. В одной из ключевых сцен ей предстояло схватить автомат Калашникова, брошенный милиционерами в машине, и дать очередь по ногам преследующих их бандитов .
Оксана позже вспоминала: «Больше всего на съемках я боялась оружия. Тренировали меня долго, но все равно перед камерой я дала из автомата такую очередь, что вылетевшая гильза разбила стекло у автомобиля на съемочной площадке» . Представьте себе картину: напряженная драматическая сцена, юная актриса, собравшая всю свою волю в кулак, совершает необходимые действия, и… раздается звон бьющегося стекла от родной съемочной машины! Этот курьезный инцидент, однако, имел и положительную сторону. Акиньшина с улыбкой добавляла: «Зато сейчас я запросто могу разобрать и собрать автомат!» .
Не менее комично выглядели и сцены попрошайничества в электричках. Съемки были организованы так, что пассажиры не подозревали, что становятся свидетелями кинопроцесса. Высоко подвешенная камера оставалась незамеченной, и скитания двух юных героинь по вагонам люди принимали за чистую монету. Сердобольные пассажиры искренне сочувствовали девочкам и охотно кидали им деньги, не догадываясь, что участвуют в съемках художественного фильма.
Изначально Бодров не планировал сниматься в своем же фильме. Он искал актера на небольшую, но важную эпизодическую роль — парня, который приезжает пострелять в тире и вступает в краткий диалог с героиней Акиньшиной . Однако подходящей кандидатуры так и не нашлось, и в итоге режиссеру пришлось самому выйти перед камерой.
Его появление в кадре зрители восприняли как своеобразный «привет» Алексею Балабанову и его «Брату-2» . В этот момент в фильме звучала та самая песня «Полковнику никто не пишет», что ассоциировалась с образом Данилы Багрова. Возникла удивительная кинематографическая иллюзия: будто сам Багров, слегка изменившийся, но все тот же, ненадолго вернулся на экран, чтобы продолжить разговор о жизни, правде и справедливости, но уже в другом качестве и в другом контексте.
Фильм «Сестры» вышел на экраны в 2001 году и занял третье место среди 50 самых продаваемых картин того года . Критики часто сравнивали ленту с «Братом», находя в них общее «ощущение правды и неправды, ощущение настоящего и фальшивого», как говорил сам Бодров . И действительно, оба произведения стали честными и бескомпромиссными портретами своей непростой эпохи.
Для обеих юных актрис эта работа стала дебютной. Если для Оксаны Акиньшиной она открыла дорогу в большое кино, где она стала одной из самых востребованных актрис своего поколения, то Екатерина Горина выбрала иной путь . Снявшись еще в нескольких фильмах, она в итоге не пожелала связывать жизнь с кинематографом, убежденная в отсутствии у себя актерского таланта. Она окончила школу с углубленным изучением немецкого языка, стала филологом и посвятила себя писательскому труду .
Сергей Бодров-младший не считал себя актером по призванию. По первому образованию он был историком искусства, и после оглушительного успеха «Брата» защитил кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения» . Но режиссура увлекла его по-настоящему. После «Сестер» он с головой ушел в работу над своим вторым фильмом — «Связной». Съемки были перенесены на месяц из-за рождения у Сергея сына Александра . Он приступил к работе в Северной Осетии лишь в сентябре 2002 года. Роковое стечение обстоятельств — смена графика и перенос съемочного дня на более позднее время 20 сентября — привело к трагедии. Съемочная группа во главе с Бодровым была настигнута сходом ледника Колка в Кармадонском ущелье .
Забавные случаи на съемках «Сестер» — будь то разбитое стекло от гильзы, детские фантазии Кати Горины о пятнадцати собаках или непреднамеренное выступление в роли попрошаек в электричке — это не просто закулисные байки. Это частичка живого, искреннего творческого процесса, которым руководил вдумчивый и чуткий режиссер. Эти истории сохранили для нас образ Сергея Бодрова-младшего не только как иконы поколения, но и как талантливого, увлеченного создателя, умевшего находить красоту в простом и смешное — в серьезном. Его единственная режиссерская работа и истории, ее окружающие, стали светлой памятью о художнике, который мог бы сделать еще так много.