«Яко вси бози язык бесове» (Пс.95:5)
“Черные силы тьмы бессильны. Сами люди,
удаляясь от Бога, делают их сильными,
поскольку, удаляясь от Бога,
люди дают диаволу права над собой”
прп. Паисий Афонский
В наше время на осколках соцреализма появилось множество писателей, пытающихся, в отсутствии цензуры и трезвых критиков, оставить "нетленку" потомкам. Чтобы угодить публике они пишут в жанрах фантастики, фэнтези, детектива и триллеров, насыщенных «хоррором» и «экшеном». Иногда встречается и неплохие работы, однако всё было бы и сносно, но вся эта литература насыщена такими персонажами как колдуны, маги, ведьмы, вурдалаки, оборотни и прочая нечисть и нелюдь.
Боевой маг лихо справляется с врагами огненными шарами, молниями, кровавыми стрелами, ставит себе в защиту щиты и заслоны магическими заклинаниями. Ведьмы с помощью своих заклинаний помогают обывателям и бизнесменам в бытовых делах и профессиональной деятельности, принося пользу всем и всякому. И это было бы ещё не так страшно и противно, если бы не их лирические и философские отступления. В коих, так называемые "инженеры человеческих душ", на свой "хлопский розум", не дерзали бы рассуждать на религиозные, научные и общечеловеческие темы, не имея ни достаточного образования, ни приобретенного мировоззрения и я уже не говорю о мудрости.
В писательских "рассуждалках" о тяжелой доле ведьм и колдунов часто встречается критика церкви, пусть даже и католической. Больше всего досталось Святой инквизиции, преследующей ведьм, колдунов и вообще еретиков. Однако надо понимать, что христианство должно, по заветам ещё дохристианской церкви, серьёзно бороться с еретиками и людьми, общающимися с бесами. В Священном Писании содержатся такие слова: «Не ворожите и не гадайте… Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них» (Лев.19:26,31). Более того, в Ветхом Завете мы находим и предельно жесткое повеление: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.22:18).
Нам следует различать персонажей в виде экстрасенсов и колдунов с ведьмами. Первые, обладая некоторые сверхчувствительностью к физическим полям и аурам людей и животных иногда могут поставить правильный диагноз в болезни, почувствовать связи между людьми и предметами. Здесь не требуется вмешательство посторонних сил. Колдуны же и маги пользуются услугами демонов, тех самых бесов, о которых говорит царь Давид в своих псалмах. Некоторые колдуны и их любопытствующие подражатели даже не подозревают с какими потусторонними силами они имеют дело, когда пытаются совершить какое-либо магическое действо, ворожбу. "Всё правильно сделал" и получил результат. Эти люди даже не подозревают как исподволь попадают в капкан дьяволу и теряют свою душу.
Мало кто думает о последствиях подобных мыслей и действий. Вот и выходит, возжелал человек получить «своё» любой ценой и и пошёл по «бабкам», гадалкам, ведьмам в надежде сделать ритуалы или обряды, чтобы это сработало согласно тому, как он задумал. А тем временем цена за подобное зачастую настолько велика, что может коснуться не только жизни самого этого человека, но и всего его рода.
Богом нельзя манипулировать, а колдовство – это попытка управлять духовной реальностью, часто – без понимания того, по каким законам она существует. Колдовство воспринимается многими людьми как такое действие, которое, во-первых, не требует большого труда и духовных усилий, а во-вторых, гарантирует необходимый результат. Нужно прочитать текст заклинания, произвести те или иные действия, смешать определенные ингредиенты, приготовить снадобье, дать его человеку выпить/съесть/понюхать, и «результат гарантирован». Действительно, история знает примеры, когда обратившиеся к колдунам получали просимое: например, исцеление кого-то из близких либо возвращение суженного, но спустя некоторое время такие люди сами серьезно заболевали духовно или физически. Что и неудивительно – взаимодействие с бесами пагубно отражается на человеке, ведь бес исходит не из желания принести человеку пользу, а из желания ему навредить. Каждый, кто решается на такой шаг, должен понять, что исполнение личных эгоистичных желаний с помощью колдовства на какое-то время может «помочь» решению той или иной проблемы, но впоследствии человек может столкнуться с куда более тяжелыми проблемами. Однажды в Троице-Сергиевой лавре я наблюдал женщину неадекватного поведения, которая ходила по храму от иконы к иконе, непрерывно проклиная колдуна Кашпировского. Видно сильно повредился её разум в общении с этим «целителем».
В свободном жанре фэнтези некоторые писатели склоняются к оправданию и возношению язычества, возрождению его на земле русской. Забывая или не понимая, что Язычество в России – мировоззренческий комплекс представлений, который лежит в основе верований, ритуалов и обрядности дохристианских племен, населявших пространство нынешней России до принятия христианства. Короче говоря, язычество было экологией природы, а христианство – экологией духа…
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: «Основание языческого мировоззрения покоится на утверждении, что добро и зло есть два самостоятельных равнозначных, совечных начала бытия мира. Эта поистине дьявольская выдумка отрицает всемогущество Божие, Его благость и милосердие, лишает человека нравственных опор. Ведь если добро и зло равноправны, и равно естественны для человека, то чего же стесняться, что зло действительно в нас?». В.Прибыловский: «Неоязычество – самая политизированная квазирелигия. Русское неоязычество можно определить, как мифологизированную форму расовой, этнической и религиозной ксенофобии».
Тьма есть отсутствие света. Всё в этом мире происходит по воле Божией или по воле человека при попущении Божием. Дьявол и его клевреты ничего не могут сделать без разрешения Божия. Всё происходящее в мире идёт только на пользу миру и людям.
Помните хрестоматийную фразу Достоевского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»? На самом деле говорить о борьбе дьявола против Бога не приходится: слишком уж несопоставимые величины они собой представляют. Бог — Творец всего мира, в том числе — и ангелов, одним из которых по природе своей является дьявол. И дьявол — один из ангелов, до неузнаваемости извративший свое естество неповиновением Богу. Это даже не моська против слона, это куда более существенная разница в весовых категориях. Но на сердце человека идёт борьба не между Богом и дьяволом, а человека с самим собой и дьяволом. Аминь!
Сергей Чекин