Найти в Дзене
Кот Буденн

Машины разрушения: искусство штурма крепостей в древности

Оглавление

На протяжении тысячелетий высокие каменные стены были надежной защитой от любого врага. Но военная мысль не стояла на месте — в ответ на укрепления появлялись все более грозные машины, способные превратить любую твердыню в руины. Две из них навсегда вошли в историю военного искусства: неуклюжий, но могучий таран и грозная осадная башня, подводившая воинов к самым стенам врага.

Таран на колесах с навесом. (изображение из открытых источников)
Таран на колесах с навесом. (изображение из открытых источников)

Тараны: грубая сила против каменной кладки

Самым простым, но чрезвычайно эффективным орудием был таран. Его принцип действия не менялся веками: тяжелое бревно, часто с металлическим наконечником, раскачивали и били в одно и то же место стены или ворота. Уже ассирийцы, великие мастера осадного дела, использовали тараны еще в IX веке до н.э., о чем свидетельствуют рельефы из дворца царя Ашшурнацирапала II.

Чтобы защитить расчет от стрел, камней и кипящей смолы, таран помещали в длинный деревянный навес, обитый сырыми шкурами для защиты от огня. Эта конструкция, позволяла саперам безопасно работать у подножия стен. Иногда тараны устанавливали на колесах, превращая их в мобильные стенобитные орудия.

Эффективность тарана была поразительной. Под его методичными ударами даже самые прочные стены начинали трескаться и осыпаться. Римский историк Иосиф Флавий, описывая осаду Иерусалима, отмечал, что удары римских таранов были столь мощны, что "стены тряслись, и защитники чувствовали эти толчки".

Осадные башни: мобильные крепости у стен города

Если таран ломал стены, то осадная башня (гелеполь у греков) позволяла штурмовать их напрямую. Это были колоссальные деревянные сооружения на колесах, настоящие подвижные крепости. Их высота часто равнялась или даже превосходила высоту стен осажденного города, чтобы штурмовые отряды могли беспрепятственно перейти на укрепления противника.

Гелеполь при осаде Родоса в 305 - 304 годах до н.э (изображение из открытых источников)
Гелеполь при осаде Родоса в 305 - 304 годах до н.э (изображение из открытых источников)

Самым знаменитым гелеполем в истории была башня, построенная Деметрием Полиоркетом при осаде Родоса в 305-304 годах до н.э. Согласно описаниям историка Диодора Сицилийского, эта девятиэтажная махина высотой около 40 метров была обита железными листами и несла на разных ярусах катапульты и баллисты. Ее передвижение требовало усилий тысяч воинов.

Римляне, перенявшие технологию у греков, довели конструкцию осадных башен до совершенства. Башня (turris ambulatoria) имела внутри лестницы для быстрого подъема солдат, а на верхней платформе размещались лучники и метательные машины. Для защиты от огня их обшивали металлом или пропитанными водой шкурами животных.

Как защищались от штурмовых машин

Осадная техника была грозной, но не неуязвимой. Защитники крепостей разработали целый арсенал контрмер:

  • Углубление фундаментов: Стены строили на мощном фундаменте, который таран не мог разрушить.
  • Земляные валы: Перед стенами насыпали валы, чтобы затруднить подступ таранов и башен.
  • Вылазки: Самый эффективный способ — внезапной вылазкой сжечь деревянные машины врага.
  • Подкопы: Иногда защитники делали подкопы, чтобы обрушить землю под тяжелыми машинами.

Закат эры гигантов

С распространением пороха и развитием артиллерии в позднем Средневековье эпоха громоздких осадных башен и таранов подошла к концу.

Стены стали ниже и толще, чтобы противостоять ядрам, а на смену штурмовым отрядам пришли артиллерийские батареи. Однако эти древние машины навсегда остались символом инженерного гения и неукротимой воли человека покорить любую преграду.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Как вы думаете, какое из этих осадных орудий требовало от создателей большего мастерства — относительно простой таран или сложнейшая осадная башня?

Поделитесь своим мнением в комментариях! Если вам интересна история военных технологий, поддержите блог лайком и подпиской — новые материалы выходят каждую неделю.