Найти в Дзене
Автор Вирджиния Соул

Слепой пианист и девочка, которая рисовала ему закаты

Виктор Андреевич сидел у окна, которого больше не видел. Привычка осталась с тех времён, когда глаза ещё различали свет и тень, очертания и цвета. Теперь только тепло солнца на лице напоминало, что за стеклом – день.

Три года прошло с того инсульта. Три года темноты после семидесяти лет, наполненных музыкой и красками. Концертные залы, аплодисменты, чёрный рояль под лучами софитов – всё осталось по ту сторону черты, которую врачи деликатно называли «необратимыми изменениями зрительного нерва».

В доме престарелых «Осенний сад» его поселили в угловую комнату на втором этаже. Лучшая комната, говорили сотрудники. Два окна, вид на парк. Виктор Андреевич не стал объяснять, что вид ему больше не нужен.

– Виктор Андреевич, обед, – голос санитарки Нади прервал его размышления. – Сегодня куриный суп и котлеты с гречкой.

– Спасибо, Надежда. Поставьте на столик, я сам.

– Может, помочь?

– Справлюсь.

Он научился. Есть, не видя тарелки. Одеваться на ощупь. Находить дорогу до столовой, считая шаги. Двенадцать до двери, поворот направо, тридцать восемь по коридору, снова направо, вниз четырнадцать ступенек.

Единственное, чему не смог научиться – жить без музыки. В комнате стояло пианино, старенькое, расстроенное. Директор специально нашёл, притащили с чердака, настроили. Но Виктор Андреевич не притрагивался к клавишам. Руки помнили всё – сонаты Бетховена, этюды Шопена, прелюдии Рахманинова. Но играть в темноте было как петь в пустоту. Музыка умерла вместе со зрением.

Однажды в коридоре послышался детский голос:

– Баб Надь, а можно я тут посижу? Мама сказала не мешаться.

– Машенька, иди лучше в холл, там телевизор.

– Не хочу телевизор. Можно я порисую?

Виктор Андреевич узнал голоса – Надя часто брала с собой внучку, когда не с кем было оставить. Девочке было лет семь или восемь, судя по голосу. Тихая, не шумела, не бегала по коридорам, как другие дети сотрудников.

Дверь его комнаты была приоткрыта, и он слышал, как девочка устроилась прямо на полу в коридоре, шуршит бумагой, звякает карандашами в коробке.

– Что рисуешь? – спросил он неожиданно для себя.

Шуршание прекратилось.

– Закат, – тихо ответила девочка.

– Красивый?

– Очень. Сегодня небо розовое внизу, а сверху фиолетовое. И облака как золотые рыбки плывут.

Виктор Андреевич улыбнулся. Когда последний раз он обращал внимание на закат? До слепоты казалось – успеется, ещё миллион закатов впереди.

– А можно мне посмотреть? – спросила вдруг девочка, заглядывая в комнату.

– Заходи. Только смотреть особо нечего.

Маша вошла, огляделась. Её внимание привлекло пианино.

– Вы играете?

– Играл. Раньше.

– А сейчас почему не играете?

Как объяснить ребёнку? Виктор Андреевич помолчал, потом сказал просто:

– Я не вижу.

– И что? – искренне удивилась Маша. – Клавиши же можно руками найти.

– Можно. Но музыка... она должна иметь цвет.

Девочка задумалась, потом села на пол рядом с его креслом.

– А хотите, я вам расскажу, какой сегодня закат? Словами. Как будто вы видите.

Виктор Андреевич хотел отказаться, но что-то в голосе ребёнка остановило. Искренность, что ли?

– Попробуй.

Маша придвинулась ближе к окну.

– Солнце сейчас большое и оранжевое, как апельсин. Но не яркое, на него можно смотреть. Оно садится за дома, и крыши стали чёрными, как в театре, когда свет только на сцене. А небо... небо как будто кто-то пролил варенье. Знаете, когда мама варит варенье из слив, и пенка сверху такая розово-фиолетовая? Вот такое небо. И по нему плывут облака. Они были белые днём, а сейчас золотые с одной стороны и серые с другой. Как будто их покрасили наполовину.

Виктор Андреевич слушал, и перед внутренним взором начали появляться краски. Не такие, как раньше, но... какие-то свои.

– А вон птицы летят, – продолжала Маша. – Домой, наверное. Они чёрные, как нотки на нотном стане. Только двигаются.

– Как нотки? – переспросил он.

– Ну да. Вот представьте белый лист с линеечками, а по нему нотки-птички перелетают с линии на линию. Вверх-вниз, вверх-вниз. Как мелодия.

Пальцы Виктора Андреевича непроизвольно пошевелились, словно нащупывая невидимые клавиши.

-2

С того дня Маша приходила к нему каждый раз, когда бабушка брала её на работу. Два-три раза в неделю. Садилась у окна и рассказывала.

– Сегодня дождь, Виктор Андреевич. Капли бегут по стеклу, как будто соревнуются. Я за одну капельку болею, она толстенькая такая. Ой, обогнала всех! А небо серое, но не грустное. Как ваш пиджак на спинке стула. Благородное такое серое.

Или:

– Первый снег! Он ещё не ложится, тает сразу. Но в воздухе кружится как... как пух из подушки, если её встряхнуть. Помните, как в детстве подушками дрались? Вот так же летит во все стороны.

Через месяц она принесла свои рисунки.

– Виктор Андреевич, я вам кое-что принесла. Можно покажу?

– Маша, я же не вижу.

– А я расскажу! Как с закатами. Вот, держите.

Она вложила ему в руки лист бумаги.

– Это наш парк. Листья я рисовала отпечатками настоящих листьев, бабушка научила. Красной краской – кленовые, они как ладошки. Жёлтой – берёзовые, они как сердечки. А внизу я травку нарисовала, но не зелёную, а коричневую, потому что осень же. И ёжика в углу. Он несёт яблоко, хотя бабушка говорит, что ёжики яблоки не едят. Но мне нравится, когда ёжик с яблоком.

Виктор Андреевич водил пальцами по бумаге, чувствуя выпуклости засохшей гуаши.

– Тут дерево? – спросил он, нащупав особенно толстый слой краски.

– Да! Это дуб. Я его корой настоящей делала, приклеила кусочек. Потрогайте, чувствуете?

Чувствовал. Шершавую кору, гладкие места, где краска легла ровно, выпуклости «отпечатков» листьев.

– Красиво, – сказал он. – Очень красиво, Маша.

Однажды, в особенно хмурый ноябрьский день, Маша пришла грустная.

– Что случилось? – спросил Виктор Андреевич, услышав её тихое сопение у окна.

– В школе сказали, что я плохо рисую. Что небо не бывает зелёным.

– А ты нарисовала зелёное небо?

– Перед грозой оно правда зелёное было! Я видела!

Виктор Андреевич помолчал, потом сказал:

– Знаешь, Клод Моне рисовал стога сена фиолетовыми. Все смеялись. А потом поняли – он просто видел то, чего другие не замечали. Свет на закате правда делает тени фиолетовыми.

– Правда?

– Правда. Не слушай никого. Рисуй, как видишь. Твоё зелёное небо прекраснее их правильного синего.

Маша засопела громче, потом вдруг обняла его:

– Вы хороший, Виктор Андреевич. Хотите, я вам каждый день буду рисовать что-нибудь? И рассказывать?

– Хочу, – ответил он, удивляясь, как легко далось это слово.

В декабре случилось маленькое чудо. Маша, как обычно, рассказывала про снегопад за окном, как вдруг замолчала и спросила:

– А можно мне одну клавишу нажать? Тихонечко?

– Можно.

Она подошла к пианино, осторожно нажала «до» первой октавы.

– Это как снежинка упала, – сказала она. – А если вот так... – она нажала «ми» и «соль». – Это две снежинки столкнулись в воздухе.

Виктор Андреевич встал, подошёл к инструменту, сел на скрипнувший стул.

– А если много снежинок?

Его пальцы побежали по клавишам – лёгкое глиссандо в верхнем регистре.

– Да! – захлопала в ладоши Маша. – Точно так! А теперь ветер подул!

Левая рука заиграла тревожные аккорды в басах.

– И снежинки закружились, закружились!

Правая рука подхватила мелодию, импровизируя, создавая музыкальную метель.

Впервые за три года Виктор Андреевич играл. Не по нотам, не из памяти – из того, что рассказывала девочка. Музыка рождалась из её слов, из её видения мира.

– Сыграйте мой вчерашний закат! – попросила Маша.

– Какой он был?

– Тревожный. Красное небо, как пожар. И тучи фиолетовые шли с севера, как войско. Но солнце не сдавалось до последнего!

Виктор Андреевич заиграл. Драматические аккорды в миноре – тучи. Яркие пассажи в верхнем регистре – борьба солнца. Постепенное затихание – победа ночи.

– Это он! Мой закат! – Маша запрыгала от восторга.

С того дня они играли вместе. Маша рассказывала, что видит, Виктор Андреевич превращал её слова в музыку. «Утренний туман над прудом», «Кошка, умывающаяся на подоконнике», «Дождь, который стучит азбукой Морзе».

Другие жители дома престарелых начали приходить послушать. Садились тихонько у стены, слушали импровизации.

– Как будто снова вижу, – сказала однажды полуслепая Антонина Павловна. – Маша рассказывает, вы играете, а я вижу.

Зимой Маша заболела и две недели не приходила. Виктор Андреевич места себе не находил. Оказалось, что эти встречи стали смыслом его дней. Когда девочка наконец появилась – похудевшая, бледная, но весёлая – он не смог сдержать облегчения:

– Машенька! Как же я волновался!

– Я тоже по вам скучала, – она обняла его. – И знаете что? Я когда болела, всё время рисовала. Целый альбом! Это всё для вас. Чтобы вы не скучали, когда меня нет.

Она начала «показывать» рисунки, а он внезапно понял – эта девочка стала ему как внучка. Той внучки, которой у него никогда не было. Он не завёл семью, всю жизнь посвятив музыке.

Весной Надежда, бабушка Маши, сказала:

– Виктор Андреевич, Маша вас просто обожает. Всё время рисует, говорит: «Это для Виктора Андреевича». У неё даже успеваемость улучшилась. Учительница рисования говорит – талант необыкновенный.

– Она особенная девочка, Надежда. Берегите её.

– Знаете, она сказала, что когда вырастет, будет учить слепых людей рисовать. И чтобы зрячие учились видеть, как слепые. Я не очень поняла, но она говорит, вы её научили видеть по-настоящему.

Виктор Андреевич улыбнулся. Его тоже Маша научила видеть. По-новому. Через звуки, запахи, прикосновения. Через музыку.

В мае он начал записывать. Попросил директора найти диктофон, потом – музыканта, который смог бы перенести записи на ноты. Композиция называлась «Закаты Маши» – семь частей, по одной на каждый день недели. Понедельник – тревожный, красный. Вторник – задумчивый, серо-голубой. Среда – радостная, золотая. И так далее.

К своему восьмидесятилетию он закончил цикл из двенадцати композиций – «Времена года глазами ребёнка». Местная музыкальная школа организовала концерт. Играл ученик консерватории, талантливый парень. Зал был полон – пришли из дома престарелых, соседи, знакомые.

Маша сидела в первом ряду. Ей было уже двенадцать. Она по-прежнему рисовала, но теперь это были уже не детские картинки, а настоящие этюды.

– Это всё ваши закаты, – сказал Виктор Андреевич со сцены, хоть и не видел зала. – Маша научила меня видеть сердцем. Спасибо тебе, девочка.

После концерта она подбежала к нему, обняла:

– Я всё-всё запомнила! Каждый звук! Теперь буду рисовать вашу музыку!

Годы шли. Маша росла, поступила в художественное училище, потом – на факультет психологии, специализация – арт-терапия. Приезжала на каникулы, по-прежнему «показывала» свои работы.

– Я теперь учу детей с проблемами зрения рисовать, – рассказывала она. – Помните, вы говорили, что музыка должна иметь цвет? Так вот, оказывается, и цвет может иметь звук. И запах. И вкус даже.

Виктор Андреевич слушал и гордился. Его Маша несла дальше то, что родилось в их странном союзе – слепого пианиста и зрячей художницы.

Он ушёл тихо, во сне, в возрасте восьмидесяти семи лет. На прикроватном столике лежала последняя, незаконченная композиция – «Рассвет». Маша, уже взрослая женщина, мать двоих детей, известный арт-терапевт, закончила её. Не музыкально – визуально. Создала серию картин «Рассвет Виктора Андреевича».

На открытии выставки она сказала:

– Этот человек научил меня главному – нет слепых и зрячих. Есть те, кто умеет видеть красоту, и те, кто проходит мимо. Он, потеряв зрение, видел больше многих зрячих. А я, имея глаза, была слепа, пока он не научил меня слушать цвет и рисовать музыку.

В центре выставки висел её детский рисунок – первый, который она ему «показала». Неумелые отпечатки листьев, кривоватый ёжик с яблоком, кора настоящего дерева. И подпись: «Виктору Андреевичу, который видит сердцем. От Маши, которая учится».

А в музыкальных школах до сих пор играют «Закаты Маши». Семь пьес, семь настроений, семь цветов музыки. И каждый раз, когда звучит эта музыка, где-то девочка рассказывает слепому старику, какого цвета сегодня небо.

И он видит. По-настоящему видит.

-3

Эпилог

Сейчас Мария Александровна Воронова руководит центром арт-терапии для слабовидящих детей. На стене её кабинета – фотография: она маленькая, с альбомом в руках, рядом – Виктор Андреевич у пианино. Фотографию сделала бабушка в тот день, когда он впервые за три года заиграл.

Каждому новому ученику она говорит:

– Вы пришли сюда не учиться рисовать. Вы пришли учиться видеть. А видеть можно не только глазами. Можно руками, ушами, сердцем. Один человек научил меня этому. Сегодня я научу вас.

И начинается урок. Дети трогают кору деревьев, слушают шелест листьев, нюхают краски. А потом рисуют. Слепые дети рисуют закаты.

И у каждого заката свой цвет. Свой звук. Своя музыка.

Виктор Андреевич был бы счастлив.