Найти в Дзене
Всеволод Алипов

О вкусах не спорят

О вкусах не спорят?

Кант об эстетическом суждении

Каждый из нас не раз слышал избитую фразу «о вкусах не спорят». С одной стороны, в этом есть логика, потому что суждение вкуса всегда субъективно. Но, с другой, возможно ли вообще в таком случае подобное суждение? Разобраться в этой проблеме нам поможет Иммануил Кант.

По Канту, любое суждение вкуса, во-первых, всегда субъективно, а, во-вторых, свободно от всякого интереса. С первым пунктом всё понятно, а что значит второй? Кант считал, что в идеале, когда мы выносим суждение вкуса, необходимо полностью абстрагироваться от наших склонностей, практической пользы объекта, а также от таких его свойств, как привлекательность и трогательность. В противном случае наш вкус будет «варварским».

Далее Кант делает любопытный поворот. Если мы выносим суждение, которое не основано на нашем интересе и склонностях, то можем чувствовать себя абсолютно свободными по отношению к воспринимаемому объекту. Наше благорасположение к нему не вызвано какими-либо особыми, присущими только нам чертами личности или характера. И поэтому, вынося суждение вкуса, мы должны с полным основанием допускать наличие такого же благорасположения у каждого. Любое суждение вкуса, таким образом, связано с притязанием на субъективную всеобщность.

Всё обстоит совершенно по-другому с суждением о чём-то приятном. Тут каждый судит, основываясь на своих личных качествах. Кому-то фиолетовый кажется прелестным нежным цветом, а кому-то — тусклым и холодным. Один предпочитает звучание духовых инструментов, другой — струнных. И вот тут действительно у каждого свой вкус (чувственный).

Но когда мы судим о чём-то прекрасном, фраза «этот предмет прекрасен для меня» не имеет никакого смысла. Это означало бы, что ничего в принципе нельзя назвать таковым. Утверждая, что вещь прекрасна, мы требуем согласия каждого, порицаем их, если они судят иначе, и объявляем, что у них нет вкуса. (Это не я, это Кант разрешил.)

С первого взгляда эта концепция может показаться снобистской и высокомерной, но на самом деле Кант ничего такого в виду не имел. Во-первых, суждение вкуса предполагает согласие каждого, а не исходит из него как факта. Конечно, все с нами никогда не согласятся. Но стремиться к этому надо.

Во-вторых, Кант, будучи просветителем, не считал способность к суждению эксклюзивной для какой-либо элитной категории людей. Философ считал, что каждый человек способен судить посредством сочетания рассудка и чувств, в том числе выносить эстетические суждения. Просто не все пользуются этой способностью.

Нет никакого образца вкуса. Его нельзя приобрести, подражая кому-то. Высший образец, первообраз вкуса — это идея, которую каждый должен создать в себе сам.

Также Кант считал, что всё слишком правильное (приближающееся к математической точности) содержит в себе нечто противное вкусу. Если такой предмет не связан с познанием или практической целью, то очень скоро вызовет скуку. Если же в нём есть что-то, вызывающее игру воображения, то он всегда будет оставаться для нас новым и никогда не надоест.

Так что, если вы в очередной раз услышите от кого-то «о вкусах не спорят», «это твоё субъективное мнение», «у каждого свой взгляд», «всё относительно», «это произведение не для всех», «на его/её вкус можно положиться» или подобную фразу, знайте: с таким человеком действительно лучше не спорить.

#ВА_Искусство #Kant300