Найти в Дзене

Зачем мы приходим в этот мир? Резюме философии Джеймса Холлиса

Погружение в работы Джеймса Холлиса это не просто чтение, это интонации. Это встреча с голосом, который не утешает иллюзиями, а приглашает к мужеству быть. И этот голос становится вашим внутренним собеседником. Всё лето я упивалась чтением. Была художественная литература и психологическая. Часто профессиональная литература носит сложный характер, предполагающий усердие и сосредоточение. Хотелось чего-то относительно лёгкого, но вдумчивого. Именно такими для меня стали книги Джеймса Холлиса. Прочтение первой книги «Внутренний компас. Найти ориентиры, чтобы обрести стойкость в эпоху неопределённости и перемен» вызвала у меня очень тёплые чувства и ощущение, что всё это время я вела беседу с мудрецом. Такие невероятно прекрасные ощущения наставничества от человека, который пишет с огромной любовью к жизни, человеку и своему делу повели меня дальше погрузиться в другую его работу «Грёзы об Эдеме: в поисках доброго волшебника». Закончив вторую книгу я перешла в к третьей «Жизнь между мирами

Погружение в работы Джеймса Холлиса это не просто чтение, это интонации. Это встреча с голосом, который не утешает иллюзиями, а приглашает к мужеству быть. И этот голос становится вашим внутренним собеседником.

Всё лето я упивалась чтением. Была художественная литература и психологическая. Часто профессиональная литература носит сложный характер, предполагающий усердие и сосредоточение. Хотелось чего-то относительно лёгкого, но вдумчивого. Именно такими для меня стали книги Джеймса Холлиса. Прочтение первой книги «Внутренний компас. Найти ориентиры, чтобы обрести стойкость в эпоху неопределённости и перемен» вызвала у меня очень тёплые чувства и ощущение, что всё это время я вела беседу с мудрецом.

Такие невероятно прекрасные ощущения наставничества от человека, который пишет с огромной любовью к жизни, человеку и своему делу повели меня дальше погрузиться в другую его работу «Грёзы об Эдеме: в поисках доброго волшебника».

Закончив вторую книгу я перешла в к третьей «Жизнь между мирами. Как найти ресурс в себе, когда все вокруг разваливается» и следом четвёртой «Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста»

Хочется поделиться некоторыми интересными мыслями и я приглашаю вас разделить со мной эти впечатления.

Невозможность Эдема

Мы входим в жизнь с тихой, архетипической тоской по месту, где всё ясно, безопасно и понятно. Мы грезим об Эдеме. Но, как пишет Холлис в «Грёзах об Эдеме», жизнь не о безопасности, жизнь о жизни.

Наша настоящая трагедия не падение из Эдема, а наше упорное стремление в него вернуться, строя свои «личные утопии» - карьеры, отношения, идеологии, которые рано или поздно рушатся под тяжестью реальности.

Эдем - это не место, которое мы потеряли. Это иллюзия, от которой нам предстоит исцелиться.

Исцеление начинается с вопроса, который становится компасом: «Чего хочет от меня мир?» заменяется на «Чего хочет от меня моя душа?». Этот сдвиг самый важный в жизни. Он знаменует переход от жизни по внешним скриптам к ответственности за собственную уникальную судьбу.

Перевал в середине пути

В «Перевале в середине пути» Холлис становится нашим проводником в самой размытой территории - середине жизни. То, что работало в первой половине (ожидания родителей, социальные маски, достижения)  внезапно перестаёт работать. Наступает экзистенциальный кризис. Знакомое становится чужим.

«Вопрос не в том, почему нас посетила депрессия, а в том, почему она посетила нас именно сейчас. Что она пытается нам сказать?»

Это не слом. Это призыв. Призыв отпустить личность, которой мы были, чтобы стать тем, кем мы можем быть. Это «смерть в жизни», необходимая для любого настоящего возрождения. Мы стоим на перевале, оглядываясь на пройденный путь, и понимаем, что идти назад бессмысленно. Единственный выход идти вперёд, в неизвестность, держа в руках вопрос «Кто я, когда меня не определяют мои роли?»

Жизнь между мирами

Мы живём, как пишет Холлис в «Жизни между мирами», в двух реальностях одновременно. Мире внешнем, эмпирическом, и мире внутреннем, мире души, снов, образов, бессознательного. Психологическая проблема современного человека в том, что он забыл о втором мире. Он пытается найти ответы на экзистенциальные вопросы в первом, где их попросту нет.

«Психика не находится в нас. Мы находимся в психике».

Задача наладить диалог между этими мирами. Научиться читать послания души, которые приходят через симптомы, настроения, повторы судьбы и, главное, через сны. Сон - это не бессмыслица. Это письмо, которое душа пишет нам каждую ночь. Игнорировать его все равно что идти по незнакомой местности без карты.

Внутренний компас

Как же не заблудиться? Внешние ориентиры (что «нормально», что «успешно») ненадежны. Нужен свой, внутренний компас. В книге «Внутренний компас» Холлис говорит, что этот компас и есть наша собственная душа. Но его стрелка указывает не на «счастье», а на смысл.

«Мы не должны стремиться быть счастливыми. Мы должны стремиться быть целостными».

Следование внутреннему компасу требует мужества. Мужества разочаровать других, чтобы не разочаровать собственную судьбу. Мужества принять свою Тень - ту часть нас, которую мы отвергли и спрятали, но которая содержит в себе огромную энергию. «Лучше быть целым, чем хорошим», - перефразирует Холлис Юнга. Целостность здесь это не святость, а полнота, включение в себя всех наших частей, светлых и тёмных.

Приглашение к большему

Философия Холлиса это не рецепт счастья. Это приглашение к достоинству.

Достоинству прожить свою, а не чужую жизнь. Принять вызовы судьбы как материал для роста. И понять, что самая большая опасность не страдание, а «нежитье» . То есть жизнь, прожитая в страхе, в бегстве от самого себя.

«В конце наших дней нас будет судить не то, чего мы достигли, а то, от чего мы отказались ради ложной безопасности. Нас будет судить Жизнь, которую мы не прожили».

Читая Холлиса, вы не получите ответов. Вы получите лучший дар - более глубокие и более честные вопросы. И тихую, непоколебимую уверенность в том, что идти своим путём, как бы трудно ни было, но это единственная по-настоящему стоящая вещь.

Ибо, как он сам говорит: «Наша задача не понять жизнь, а прожить ее».