Найти в Дзене
Остров-град Свияжск

Реставрация иконы «Сретение Господне». Дневник реставратора

В реставрационной мастерской Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» начался кропотливый и ответственный процесс возрождения иконы конца XVIII века «Сретение Господне». Этот образ, являющийся ценным свидетельством духовной истории, поступил в мастерскую в крайне ветхом, руинированном состоянии, неся на себе следы времени и многочисленных повреждений. Утраты красочного слоя, обнажающие основу, и повреждения левкаса – грунта, на который наносится краска, создавали печальную картину. Поверхностные загрязнения, накопившиеся за долгие годы, скрывали под слоем пыли и копоти первоначальную красоту и детали изображения. Первоочередной и самой деликатной задачей станет укрепление красочного слоя и левкаса. Этот этап является фундаментом для всех последующих реставрационных работ. Без надежного укрепления хрупких слоев краски и грунта невозможно приступить к очистке и восстановлению. Реставраторы используют специальные материалы и методики, позволяющие бережно восстановить целостность поврежденн

В реставрационной мастерской Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» начался кропотливый и ответственный процесс возрождения иконы конца XVIII века «Сретение Господне». Этот образ, являющийся ценным свидетельством духовной истории, поступил в мастерскую в крайне ветхом, руинированном состоянии, неся на себе следы времени и многочисленных повреждений.

Утраты красочного слоя, обнажающие основу, и повреждения левкаса – грунта, на который наносится краска, создавали печальную картину. Поверхностные загрязнения, накопившиеся за долгие годы, скрывали под слоем пыли и копоти первоначальную красоту и детали изображения.

Первоочередной и самой деликатной задачей станет укрепление красочного слоя и левкаса. Этот этап является фундаментом для всех последующих реставрационных работ. Без надежного укрепления хрупких слоев краски и грунта невозможно приступить к очистке и восстановлению.

Реставраторы используют специальные материалы и методики, позволяющие бережно восстановить целостность поврежденных участков. Этот процесс требует высочайшей точности, глубоких знаний в области химии и физики материалов, а также огромного терпения и внимания к деталям. Каждый миллиметр поверхности тщательно исследуется, и подбираются индивидуальные решения для каждого типа повреждения.

После того, как красочный слой и левкас будут укреплены, появится возможность приступить к следующему, не менее важному этапу – утоньшению лакового покрытия. Это позволит не только вернуть иконе ее первоначальный вид, но и выявить скрытые под слоем потемневшего лака детали композиции, тончайшие нюансы авторского письма.

Расчистка иконы – это процесс, требующий ювелирной точности. Используются специальные растворители и методики, которые позволяют утоньшить потемневший лак, не повреждая при этом оригинальный красочный слой. Этот этап часто становится настоящим откровением, когда под слоем времени проступают яркие краски и четкие линии, раскрывая всю глубину и красоту образа.

По ходу реставрационных работ будет проводится фотофиксация и мы обязательно будем делиться с вами новостями о дальнейших этапах и, конечно же, о финальном результате реставрации иконы «Сретение Господне».

Публикацию подготовила художник-реставратор Носкова Мария.