Дети ВДА ( взрослые дети алкоголиков) , дети из дисфункциональных семей, аддиктивных семей, в семьях , в которых находились тяжелые больные или психически больные родители и другие члены семьи, инцестуозных и парантифицированных семьях - там, где родителю приходилось зависеть от ребенка.
В семьях, где на детей, сознательно и бессознательно перекладывали роль «взрослого» и «помощника». В результате смены ролей, дети лишались возможности развивать свою детскую часть.
Парентификация - это процесс, когда ребенку вынуждено приходиться брать на себя роль взрослого.
Парентифицированные дети часто и почти всегда оставались эмоционально брошенными. И в такие моменты, когда ребенок «был необходим» родителю, ребенок мог чувствовать себя «незаменимым».
При отсутствии четких здоровых границ между ребенком и взрослым, формируется убеждение «если я не буду помогать или все контролировать, то все развалится»
Это защитная реакция позволяет избежать глубинного чувства тревоги и брошенности. Так ребенок чувствует себя нужным и поэтому он защищен от внутренней пустоты. «Моя ценность определяется тем, насколько я нужен другим»
Также роль спасателя обеспечивает иллюзию власти и контроля в отношениях и над внешним миром, что уменьшает его внутреннюю тревогу.
На первый взгляд такой ребенок, а потом уже взрослый кажется сильным, уверенным,но его истинная потребность - быть увиденным, замеченным, нужным и необходимым.
Тогда он сознательно, но чаще всего бессознательно создает ситуации, в которых без его участия «все может рухнуть», чтобы подтвердить свое «спасательную» значимость.
Он конституирует ( в психоанализе конституировать означает - формировать и закреплять внутренние структуры, такие как Я, бессознательное, запреты через язык, отношения и символы) свою индивидуальность через функцию незаменимого опекуна или спасителя.
Бессознательно он будет нуждаться в таких ситуациях, где другие люди без его участия оказываются в затруднении, чтобы снова получить подтверждение своей значимости. Из ранних отношений сохраняется установка «кто контролирует другого, тот не будет покинут или брошен»
Развивается сильный внутренний конфликт между «Я хочу быть свободным» и «Я боюсь остаться один», тогда фантазм о спасении позволяет одновременно избегать полной автономии ( которая на самом деле пугает), и отковать для себя иллюзию свободы через деятельность для других.
Проживая этот сценарий человек не учится делегировать полномочия и принимать чужую помощь, что будет препятствовать развитию его зрелой автономии.
Он будет находится в постоянной тревоге и страхе провалить роль «спасателя» и одновременно в страхе, что его отвергнут в случае неудачи.
В отношениях это выглядит так, что близкие люди либо сопротивляются его чрезмерной опеке, либо становятся зависимыми от него.
Спасатель бессознательно проецирует свою тревогу и ожидание провала на других, а затем «исправляет» ситуацию, чтобы не чувствовать собственно страха.
«Например, тревожная мать звонит взрослому сыну и начинает расспрашивать его, есть ли у него еда. На что сын отвечает, что есть. Но тревожная мать делает ему доставку еды, дав понять, что без нее он бы не справился»
Через интроекцию ( интроекция - бессознательный процесс помещения внутрь себя чужих норм, ценностей и тд) она усваивает образ идеального заботливого родителя, что позволяет ей ( ситуативно) переживать себя «самодостаточной», «значимой»
Каждый раз спасая ситуацию человек получает дозу психической энергии, которая дает ощущение значимости и контроля.
Автор: Марина Александровна Байдюк
Психолог, Супервизор, Психоаналитик Кризисный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru