Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Чем занимались семь сестер Петра I, пока он рубил "Окно в Европу"

Как вы думаете, с чего бы Петру Алексеевичу в 1697 году так загорелось самому отправиться в Великое Посольство, чего до него ни один русский царь с начала времен не делал? Да, можно, конечно, вспомнить про шило в одном месте, про тягу к странствиям, про желание все сделать самому. Вот именно – самому. Потому что дома – один Петр и большой женский коллектив: матушка, сестры, причем все, кроме Натальи, старшие, и тетушки. Думаете, тогда меньше было желающих поучить непутевого младшего брата уму разуму, чем теперь? Даже с учетом того, что младший брат – царь вся Руси?!

12 марта 1708 года в Москву пришел царский приказ всем вдовствующим царицам и царевнам, а с ними и «именитейшему боярству» прибыть в Петербург. Как записал английский посол об отправившихся через неделю в дальнее путешествие «все приглашенные отъезжают крайне неохотно». Ну, насчет «всех» Уитворт, скорее всего, погорячился. Потому что, например, младшая сестра Петра – Наталья Алексеевна поддерживала брата всегда и во всем. А Петр, отдав приказ приезжать, узнав, что сестры скоро доберутся до новой столицы, не поленился на девяти буерах отправиться встречать их в Шлиссельбург. Явно хотел удивить сестер, похвалиться, показать, что неугомонный братец не зря мотается по стройкам, битвам и посольствам. Смотрите, какой город строится! Вот что у меня получается! Оцените труды брата!

В 1708 году оценить большое строительство Петра I приехали три его сестры: родная – Наталья, единокровные – Мария и Федосья и две вдовствующие царицы: вдова Фёдора Алексеевича – Марфа Матвеевна и вдова Ивана Алексеевича – Прасковья Фёдоровна. Плюс три дочери Прасковьи Федоровны – Екатерина, Анна и Прасковья. Из мужчин в роду Романовых на тот момент остались только сам Петр и его сын Алексей.

А когда затевалось Великое Посольство и потом, когда армия отправилась в неудачный Ругодивский поход 1700 года, Петру было еще сложнее разбираться с женским царством рода Романовых. Потому что тогда старших сестер было больше. Одна только Софья чего стоила, хоть и сидела взаперти в монастыре. Можно, конечно, отмахнуться, считая, что в России все было по Домострою, а царевнам в качестве занятия и приложения сил вообще оставались только молитвы да монастыри. Вот только недаром Петр тащил сестер и невесток посмотреть свой северный город. Мнение ближайших родственниц ему, судя по всему, было весьма небезразлично.

-2

Так какие поприща выбрали себе сестры Петра I?!

Чем они занимались, пока их неугомонный брат «прорубал «окно в Европу»?

К началу самостоятельного правления Петра I у него имелось семь сестер: шесть сводных и одна – родная. Если описать коротко, то с Петром их отношения сложились так:

Евдокия Алексеевна

Самая старшая из единокровных сестер Петра Алексеевича была не просто старше его на 22 года. Она оказалась еще и на полтора года старше мачехи - матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной. Появление мачехи в царской семье Евдокия Алексеевна не приняла, соответственно, отношения с ней и Петром у старшей из царевен не сложились.

Но Евдокия Алексеевна всю жизнь сторонилась борьбы за власть и умудрилась обойтись без подозрений со стороны младшего брата, пока тот разбирался кто главнее с Софьей. Замуж царевна Евдокия не вышла, как и все ее сестры, но и в монахини не постриглась, хотя постоянно жила при Новодевичьем монастыре. В общем, ни помощи, ни препятствий от старшей сестры Петру Алексеевичу не было.

Фантазийный портрет царевны Марфы Алексеевны
Фантазийный портрет царевны Марфы Алексеевны

Марфа Алексеевна

Второй по старшинству сестрой была Марфа Алексеевна, которая тоже была старше своего царственного брата на 20 лет. В матери ему вполне годилась и уж точно к совсем другому поколению принадлежала. Если Евдокия Алексеевна ни в какие государственные дела принципиально не лезла, то Марфа в 1689 году пыталась уговорить младшего брата помириться с сестрой Софьей, после того, как ничего не получилось у царских тетушек. Да, в 1689 и даже в 1700 году вполне здравствовали две родные сестры Алексея Михайловича – Анна и Татьяна Михайловны. Причем Марфа занимала сторону сестры, а не единокровного брата. И поддержала Софью в 1698 году, когда стрельцы попытались устроить последний бунт в пользу царевны Софьи. Закончилось это плохо для всех, кто перечил молодому царю. Особенно, конечно, досталось стрельцам и Софье, но и Марфу тоже постригли в монастырь. Брат, конечно, распорядился выстроить для нее отдельные палаты, но, по сути, оставил под арестом до конца жизни в 1707 году.

-4

Софья Алексеевна

Софья была старше Петра на 15 лет. В отличие от старших сестер выросла энергичной, толковой и, самое главное, властной. После смерти брата Фёдора смогла захватить регентство и удерживала власть до 1689 года, пока не подрос Петр Алексеевич, не захотевший мириться с тем, что правит не он, а его единокровная сестра.

И ведь они вполне бы могли договориться, Софье требовалось только уступить первое место брату. Тем более, что оно ему и полагалось по всем тогдашним законам. Почему она не поняла этой простой вещи и довела дело до полного разрыва, теперь уже не понять. Надеялась, что победит Петра и останется регентшей при старшем царе Иване?!

Говорят, что Петр порой высказывал сожаление, что с сестрой пришлось поступить так, как он поступил и что лучше бы она стала его первой помощницей, у нее бы очень хорошо получилось. Но вместо первой помощницы Софья Алексеевна стала после стрелецкого мятежа 1698 года монахиней Сусанной. Увы, но у проигравших в «Игре престолов» участь бывает незавидной. Софья проиграла, потому что победить и не могла, а признать это не захотела.

Екатерина Алексеевна

У Екатерины Алексеевны с младшим братом тоже было 14 лет разницы. Но в отличие от старших сестер она нашла общий язык с Петром. Может быть, потому что в 1682 году, во время Хованщины, грянувшей из-за придворной схватки за власть между Милославскими и Нарышкиными, на царевне Екатерине рвался жениться Андрей Хованский, сын Ивана Тараруя, главы стрелецкого мятежа. Хованские рассчитывали таким способом прорваться к трону, но не выгорело.

Екатерина Алексеевна замуж так и не вышла, в монастырь тоже не пошла, жила в Москве, за исключением тех случаев, когда требовалась Петру для представительских целей. Отношения у них сложились нормальные. Да, в 1698 году царевна попала под подозрение из-за мятежа, как родная сестра Софьи. Но потом все недоверие между братом и сестрой исчезло. Достаточно сказать, что Екатерина стала крестной матерью еще одной Екатерины Алексеевны – урожденной Марты Скавронской, спутницы и жены Петра, а потом и императрицы. Впрочем, до венчания Екатерины I императорской короной Екатерина Алексеевна не дожила, она отдала Богу душу в 1712 году.

Мария Алексеевна

Жизненный путь Марии Алексеевны оказался непростым из-за конфликтов с ее венценосным братом. Причем на этот раз совсем не из-за того, что у Марии мать была из Милославских, а у Петра из Нарышкиных. Нет, в этом случае брат поругался с сестрой из-за другого.

Дело в том, что Мария Алексеевна подружилась с первой женой Петра – Евдокией Лопухиной и всегда относилась к ней с симпатией, не скрывая своего хорошего отношения. Это сыграло свою роль в ходе дела царевича Алексея, когда выяснилось, что Мария была не просто в курсе побега царевича, но еще и встречалась с ним в Европах, а также помогала обмениваться письмами царевичу и его матери Евдокии Лопухиной, находящейся в заточении в Суздале. В результате Мария Алексеевна на старости лет тоже угодила под замок, получив сомнительную славу – первая политическая узница Шлиссельбурга. Она просидела под замком в этой крепости с 1718 по 1721 годы.

Федосья Алексеевна

В памяти современников осталась как скромная царевна, которая ни во что не лезла, была набожна как монахиня. Да, собственно, монахиней и стала в 1698 году, после чего жила в московских монастырях, отправляясь в путешествия, если потребует неугомонный брат.

Наталья Алексеевна
Наталья Алексеевна

И наконец – Наталья Алексеевна

Родная сестра стала для брата и самой родной душой. Оставалась рядом в веселье и горести, вместе делила невзгоды и радости.

«Государь мой батюшко, братец, царь Петр Алексеевич, здравие ваше хранимо будет Божьею десницею.
Извествую вам, хозяин дорогой государь царевич с сестрицами милостью Божьею в добром здравии…»

Источник: письма царевны Натальи Алексеевны брату, царю Петру I

Наталья Алексеевна подружилась с Екатериной Скавронской и приложила много сил для того, чтобы свадьба Петра и его боевой подруги стала реальностью. Она крестила детей Алексея Петровича и перебралась жить в Петербург, потому что всегда и во всем поддерживала своего брата – веселиться в Кукуе, значит, поехали в Кукуй. Воевать со шведами?! Значит я пойду молиться за удачу русского воинства? Поселиться в северном Парадизе, чтобы показать пример остальным – запросто.

Из всех многочисленных царских сестер полностью положиться Петр Алексеевич, по сути, мог только на Наталью Алексеевну. Правда, до страшных событий 1718 года любимая царская сестра не дожила – подвел желудок, в XVIII веке гастрит был болезнью, которая запросто сводила в могилу в самом расцвете сил.

Вот и получается, что семья то у Петра Алексеевича была большая. И все – сестры, тетушки, невестки да племянницы. А поддерживала чуть ли не одна Наталья Алексеевна.

Руби с такими родственницами окна в Европу…

------------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще можно подписаться на телеграм-канал с дополнительными материалами.