The European Conservative | Венгрия
Брюссельские чиновники предлагают отказаться от принципа консенсуса при обсуждении вопроса о вступлении Украины в ЕС, пишет The European Conservative. Цель — обойти вето Венгрии. Однако отказ от одной из основ Евросоюза нанесет объединению смертельный удар.
Хавьер Вильямор (Javier Villamor)
Вопрос о будущем членстве Украины в Европейском союзе (ЕС) обнажил более серьезную проблему, которая выходит за рамки данной конкретной темы. Попытка Брюсселя ограничить суверенитет стран — членов ЕС и поменять правила по ходу игры может подорвать основы Евросоюза.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Вето, наложенное Венгрией по инициативе Виктора Орбана, на несколько месяцев задержало официальное начало переговоров. Это не прихоть, а реализация права, закрепленного в договорах Европейского союза. Принцип единогласия призван защитить национальные интересы от диктата Брюсселя. Брюссель предлагает "сделать правила более гибкими", введя принятие решений квалифицированным большинством голосов на промежуточных этапах. На практике это подорвет принцип вето и ослабит суверенитет стран-членов.
"Бал вампиров кончился". Наказание для Запада за кражу российских активов уже готово
Это серьезный шаг: если право вето будет ослаблено или отменено, восстановить его будет крайне сложно.
Председатель Европейского совета Антониу Кошта посетил ряд европейских столиц, выступая за изменение правил, которое позволит начать переговоры по "блокам вопросов" без единогласного решения. Он считает, что вето Венгрии подрывает доверие к процессу расширения. Однако на самом деле все наоборот: без консенсуса Евросоюз не сможет эффективно функционировать в будущем.
Основная проблема заключается в том, что политика Брюсселя подрывает баланс, который позволяет разным государствам сосуществовать. Нельзя отрицать, что задача сохранения равновесия иногда становится источником трудностей, но этот баланс является сутью Европейского союза. По крайней мере, так всегда утверждал Брюссель.
Этот прецедент был бы катастрофическим. Если право вето сегодня будет отменено ради вступления Украины, завтра его могут отменить для Турции, Сербии или в любом другом спорном случае. Греция, Болгария и Хорватия уже напомнили всем, что вето — это не прихоть, а важнейший политический инструмент для защиты собственных интересов в вопросах безопасности, границ или национальных меньшинств.
Показательно, что даже Эммануэль Макрон, который долгое время поддерживал французское вето на вступление Турции, выступает против предложенных Коштой изменений. Отказ от права вето явно ослабит позиции Парижа в отношении Анкары. Проще говоря, эти изменения в правилах могут привести к непредсказуемым последствиям. Если не будет права вето, Европа может быть вынуждена принять Турцию — 88 миллионов мусульман, у которых будут все права в ЕС — в и без того страдающее от кризиса объединение.
По мнению Европейской комиссии и таких лидеров, как Урсула фон дер Ляйен, Украина уже "является неотъемлемой частью Европейского союза" и может присоединиться к нему к 2030 году. Однако Киев даже не приступал к формальным переговорам по отдельным аспектам политики, необходимым для вступления. В Брюсселе пытаются представить вето Венгрии как техническое препятствие, но на самом деле оно дает возможность обсудить реальные проблемы — такие, как положение венгров в Закарпатье, энергетическую и аграрную политику, а также будущее ЕС в широком смысле.
Попытка изменить правила в угоду Киеву не только подрывает доверие к ранее достигнутым договоренностям, но и демонстрирует, что европейская интеграция движется только в одном направлении, даже несмотря на сомнения, высказываемые европейскими народами.
Не заблуждайтесь: противостояние с Венгрией имеет политическую подоплеку и связано с борьбой за власть в Брюсселе. С одной стороны, Брюссель пытается использовать Орбана в качестве козла отпущения, чтобы убедить своих оппонентов, что это всего лишь идеологический конфликт, направленный против него лично. С другой стороны, это дает возможность продвинуть повестку дня, которую сами граждане ЕС уже отвергли на референдумах. Иными словами, они пытаются протащить процесс европейской централизации через черный ход.