Найти в Дзене

Яков Чернихов, фрески из-под воды, День музыки

Всем привет! В 12-ом выпуске на канале Каи (arts_tobe) мы как и всегда обсудили новости, которые на прошлой неделе прочитали в Дзене: А вот, что ещё происходило: The Art Newspaper сообщает, что в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка Якова Чернихова — одного из самых необычных архитекторов советского авангарда. Более 500 экспонатов и современные технологии покажут не только реализованные здания, но и выдуманные «летающие конструкции», утраченные проекты и невероятные графические фантазии. Кураторы воссоздают исчезнувшие работы, например серию военной маскировки 1941 года, и с помощью медиа позволяют зрителю буквально войти внутрь черниховских композиций. Летающие стены, динамичные линии, футуристические формы — кажется, что архитектор уже предсказал визуальный язык XXI века, от дизайна до видеоигр и кино. Выставка делится на секции: «Основы архитектуры», «Фантазии», преподавательская деятельность. Цель — показать, что Чернихов был не просто архитектором своего врем
Оглавление

Всем привет!

В 12-ом выпуске на канале Каи (arts_tobe) мы как и всегда обсудили новости, которые на прошлой неделе прочитали в Дзене:

А вот, что ещё происходило:

Яков Чернихов: русский визионер, который смотрел в будущее

Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия № 14» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932. Фото: Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихов
Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия № 14» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932. Фото: Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихов

The Art Newspaper сообщает, что в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка Якова Чернихова — одного из самых необычных архитекторов советского авангарда. Более 500 экспонатов и современные технологии покажут не только реализованные здания, но и выдуманные «летающие конструкции», утраченные проекты и невероятные графические фантазии.

Кураторы воссоздают исчезнувшие работы, например серию военной маскировки 1941 года, и с помощью медиа позволяют зрителю буквально войти внутрь черниховских композиций. Летающие стены, динамичные линии, футуристические формы — кажется, что архитектор уже предсказал визуальный язык XXI века, от дизайна до видеоигр и кино.

Выставка делится на секции: «Основы архитектуры», «Фантазии», преподавательская деятельность. Цель — показать, что Чернихов был не просто архитектором своего времени, а визионером, чьи идеи опережали десятилетия. Его работы до сих пор вдохновляют и учат видеть будущее сквозь линии и формы.

источник: The Art Newspaper

Тайные знаки на монетах: металл, который рассказывает историю

Византийская монета с граффити
Византийская монета с граффити

Сноб поделился новостью: Музей Международного нумизматического клуба приглашает на выставку, где монеты превращаются в носителей тайн и культурных кодов. Более 300 экспонатов — от первой в истории монеты с надписью и римских ауреусов с достопримечательностями городов империи до монет с портретами семьи императора Николая I и талеров с изображениями городских символов.
Здесь оживают образы Геракла и Александра Македонского, можно рассмотреть византийские и исламские граффити, клейма коллекционеров и шпионские монеты ЦРУ с микроплёнками. Российские коллекции Центрального банка представлены эскизами памятных монет с Пушкиным и Рахманиновым, а интерактивный мастер-класс позволяет создать собственную монету и скачать её на телефон.

Выставка продлится до 14 сентября 2026 года, а значит, у каждого есть время почувствовать дыхание истории и понять, почему нумизматика остаётся одной из самых увлекательных форм исследования человеческой цивилизации.

источник: Сноб

Климт оживает: утерянный эскиз найден в Финляндии

ТАСС: в Хельсинки случайно обнаружили подлинный набросок Густава Климта. Это частичный эскиз картины «Подруги», которая, как полагают, была уничтожена во время Второй мировой войны. Рисунок пролежал на складе Национальной библиотеки Финляндии более 80 лет и стал первым оригинальным произведением Климта, оказавшимся в стране.

Эскиз был передан библиотеке книготорговцем Виктором Ховингом в 1943 году и до недавнего времени оставался незамеченным. Найденная работа позволяет приоткрыть завесу над утраченной картиной и оценить уникальный стиль художника-символиста, одного из основателей венского модерна и объединения «Венский Сецессион».

источник: ТАСС

День музыки

-3

Музей музыки: с 1 по 5 октября музыка выходит за рамки привычных залов и оживает в музейных пространствах. Это не просто концерты и экскурсии, а маленькие путешествия во времени и жанрах.

Всё начнётся 1 октября в Музее Музыки. Днём здесь пройдёт экскурсия-перформанс «Кому на Руси играть хорошо!», где ансамбль Instrumentalia заставит гусли и балалайки звучать так, будто они рождены для XXI века. А вечером, в 19:00, тот же зал превратится в джаз-клуб — «Всё хорошо, прекрасная Маркиза!»: диксиленд «Волжский бриз» оживит репертуар Утёсова.

Параллельно стартует и программа в Музее Прокофьева. Экскурсия «По страницам музыкальной истории» проведёт по русской истории на языке музыки — от известных композиторов до неожиданных фактов их эпох. Повтор — 3, 4 и 5 октября.

3 октября — день дуэлей и серенад. В 19:00 в Музее Прокофьева состоится «Музыкальный поединок»: два баса из «Геликон-оперы» выйдут на сцену, а исход решат зрители. В это же время в Музее-квартире Голованова зазвучат «Серенады, разговоры, под поющими ветвями»: камерный вечер с музыкой Дебюсси и романсами на стихи Блока.

4 октября тон станет более вдумчивым. В 17:00 Михаил Сегельман в Прокофьевском музее прочтёт лекцию «Дети классики»: как из Моцарта и Баха выросли рок и поп. А уже в 17:30 музей-квартира Гольденвейзера откроет двери для экскурсии-викторины «Музыкальные игры», где можно и историю узнать, и призы выиграть.

5 октября в 16:00 в Доме-музее Чайковского Вера Альперович сыграет целую россыпь сочинений композитора — от «Времён года» до «Щелкунчика». А чуть позже Музей Музыки вновь вернёт нас к гуслям и балалайкам — заключительный показ экскурсии «Кому на Руси играть хорошо!».

источник: Музей музыки

Super Toys в Москве: KAWS, Murakami и Смешарики под одной крышей

Выставка дизайнерских игрушек «Super Toys. Искусство внутри»
Выставка дизайнерских игрушек «Super Toys. Искусство внутри»

Российская газета: ДК «Кристалл» превратился в огромную арт-сцену: на выставке «Super Toys. Искусство внутри» собрали больше двух тысяч дизайнерских игрушек — от культовых KAWS, Murakami, Sorayama и Banksy до свежих работ российских авторов.

Проект занял свыше тысячи квадратных метров и сразу предлагает несколько маршрутов: ироничный и сатирический (Banksy, Ron English, Jason Freeny), фантазийные вселенные Kasing Lung и Murakami, гиперреализм Sorayama. А на стыке — культовые KAWS, которые уже стали символом целого поколения.

Собрание во многом основано на коллекции Ильи Попова, создателя «Смешариков». Он называет арт-тойс «новым языком искусства», который объединяет поколения и становится частью культурной среды.

Выставка продлится до февраля 2026 года.

источник: Российская газета

Фрида Кало готова установить новый рекорд

STEPHEN CHUNG / LEGION-MEDIA
STEPHEN CHUNG / LEGION-MEDIA

Правила жизни: автопортрет Фриды Кало 1940 года El sueño (La cama) выставят на аукцион Sotheby’s 8 ноября с оценкой $40–60 млн. Если ставка достигнет верхней границы, это станет самым дорогим произведением, созданным женщиной-художницей, превзойдя предыдущий рекорд Джорджии О’Киф ($44,4 млн, 2014) и личный рекорд Кало ($34 млн за «Диего и я», 2021).

На полотне Кало изображена лежащей на парящей в облаках кровати, обвитой виноградной лозой, со скелетом на балдахине, держащим букет цветов и динамит — символ смерти и хрупкости жизни. Картина редко покидала частные коллекции и последний раз выставлялась в конце 1990-х.

По словам Джулиана Доуса из Sotheby’s, это не только важная работа Кало, но и одна из немногих, доступных вне музейных фондов, отражающая пик творчества художницы, несмотря на личные и физические трудности того времени.

источник: Правила жизни

Фрески из-под воды

фото выставки
фото выставки

Музей архитектуры: в Музее архитектуры открылась постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря». Она рассказывает о судьбе Троице-Макарьевского монастыря.

Монастырь был основан в 1434 году, но ушел под воду при создании Угличского водохранилища в 1940-м. Тогда при температуре –32 ℃ экспедиция Академии архитектуры успела спасти 126 фрагментов росписей XVII века — работы царских иконописцев, чьи кисти украшали Кремль и Звенигород. Теперь эти фрески можно увидеть в Москве: ветхозаветные сюжеты, апокрифы о рождении Богородицы, сцены Апокалипсиса и даже прижизненные портреты царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны.

В экспозицию вошли и макеты утраченных построек (автор — архитектор Иван Леонидов), архивные чертежи, фотографии и дневники участников спасательной экспедиции. Это история не только о красоте, но и о том, как в буквальном смысле вырывали из-подо льда наследие, чтобы оно не исчезло вместе с монастырскими стенами.

источник: Музей архитектуры

Обсуждаем новости с Каей
Обсуждаем новости с Каей

Если вы также, как и я, увлечены культурой и искусством, в теме Культура и искусство всегда свежие новости и интересные статьи от других авторов. Подписывайтесь и всегда будьте в курсе!

А пока - пока. До следующей недели!