Найти в Дзене
NASEDKIN

Странный объект в центре Москвы

Разумеется, москвоведы и просто неравнодушные к истории (а главное - будущему) нашего родного города, без особого труда распознают запечатлённое на этой фотографии чудо. В целом же, картинка невольно заставляет содрогнуться. Просто потому что это не какая-нибудь вам условная Тверская область, а почти самый жир мегаполиса, отгрызающего от остальной России не менее 20% суммарного ВРП. Добро пожаловать в Новую Слободу! Полюбуемся же на храм Николая Мирликийского и поразмыслим, отчего он так странно выглядит. Вы угадали - громоздкое здание слева и полузаброшенная колокольня - один и тот же объект. Год постройки храма доподлинно не известен, однако из надписи на надгробии священника Кирилла Феодотова следует, что он служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год. Главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери был освящён в 1703 году и при нём был придел во имя святителя Николая Чудотворца. Храм представлял собой двусветный четверик, а в приходе к

Разумеется, москвоведы и просто неравнодушные к истории (а главное - будущему) нашего родного города, без особого труда распознают запечатлённое на этой фотографии чудо. В целом же, картинка невольно заставляет содрогнуться.

Просто потому что это не какая-нибудь вам условная Тверская область, а почти самый жир мегаполиса, отгрызающего от остальной России не менее 20% суммарного ВРП. Добро пожаловать в Новую Слободу! Полюбуемся же на храм Николая Мирликийского и поразмыслим, отчего он так странно выглядит. Вы угадали - громоздкое здание слева и полузаброшенная колокольня - один и тот же объект.

-2

Год постройки храма доподлинно не известен, однако из надписи на надгробии священника Кирилла Феодотова следует, что он служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год. Главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери был освящён в 1703 году и при нём был придел во имя святителя Николая Чудотворца. Храм представлял собой двусветный четверик, а в приходе к тому времени числилось 116 дворов.

В середине XVIII века к храму пристроили колокольню, точной копией которой была колокольня Николаевской церкви в Драчах. Самый крупный колокол весил более 105 пудов - утверждают, что отливал его мастер Константин Николаев Слизов, создавший знаменитый большой Успенский колокол на Ивановской колокольне Московского Кремля.

В начале XX века объект решено было перестроить и расширить. Так, трапезная с двумя приделами получила размеры 10 сажен 2 аршин 12 вершков, 13 сажен в ширину и 6 сажен в высоту. После обновления храм вместо 500 человек стал вмещать более 2000, а в 1905 году возвели новую пятиярусную колокольню.

После революции в ходе кампании по изъятию церковных ценностей власти отобрали свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари, однако богослужения продолжались. В 1929 году храм впервые попытались закрыть, а годом позже Моссовет по запросу Химико-технологического института и вовсе запланировал снос. Тем не менее, в июне 1931 года он был передан обновленцам, которые после уничтожения Храма Христа Спасителя сделали его своим кафедральным собором.

В 1934 году храм всё же был закрыт, осквернён и передан Тресту строительства набережных для конторских нужд. В 1936 году решением Моссовета здание передали под "Центральный антирелигиозный музей", так как постройки Страстного монастыря, где он располагался к тому времени, власти решили снести. По данным архитектора Михаила Филиппова, инициатива принадлежала Владимиру Бонч-Бруевичу.

В 1936—1937 годах началась ещё она перестройка - четверики апсида были снесены, а на их месте выстроили пятиэтажное здание в стиле сталинского классицизма. Несмотря на это, внутри комплекса сохранились некоторые части старого храма и даже его несущие элементы.

В 1944 году помещения были переданы киностудии "Союзмультфильм", при этом они ни разу не были капитально отремонтированы. Лишь спустя десятилетия - в начале девяностых наконец-то зарегистрирована община храма святителя Николая Чудотворца, на протяжении многих лет добивавшаяся возвращения храма.

В 1999 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к тогдашнему главе правительства Владимиру Путину с ходатайством о возвращении храма РПЦ, после чего Министерство имущественных отношений рассматривало и предлагало "Союзмультфильму" для переезда несколько объектов, однако они по разным причинам не принимались.

В марте 2004 года приходской совет предложил начать срочную консервацию находящейся в аварийном состоянии колокольни, которая никак не использовалась киностудией, с целью устроить там временную часовню. Но и такой компромиссный вариант не устроил директора "Союзмультфильма" Э. А. Рахимова.

К тому времени творческая деятельность в здании сошла практически на нет, а в начале 2014 года министр культуры Владимир Мединский заявил, что киностудию решено перевести в новое помещение на улице Академика Королёва. Переезд первоначально планировалось завершить ещё в 2015 году. Освободившееся же старое здание при этом предполагалось приватизировать, однако в 2016 году глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) заявила, что из списка приватизируемых объектов здание исключено и вскоре будет передано РПЦ.

С 2018 начался ремонт внутренних помещений - прихожане во главе с протоиереем Валерием Буланниковым смогли обустроить храм на втором этаже, обновить коридоры и комнаты вокруг него, вестибюль, все лестницы и помещения в пятиэтажной пристройке. В 2022 году новый настоятель храма — епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) поставил более масштабную задачу — реконструировать пространство первого этажа. 12 августа начался демонтаж перегородок - в ходе этих работ было вывезено более 50 контейнеров строительного мусора. Постепенно возвели иконостас, заменили старые окна, восстановили Никольский придел. 19 декабря 2022 года состоялась первое Богослужение — молебен перед чтимой иконой Николая Чудотворца.

-3

Параллельно с возрождением Никольского придела шла реконструкция трапезной части. 22 мая 2023 года состоялось малое освящение придела Святителя Николая. Рабочими были расчищены боковые помещения вестибюля для их ремонта, а 24 июня прихожане и посетители навели чистоту на колокольне.

-4

При этом, вплоть до До 2000-х годов здание, несмотря на его солидную историю, не имело какого либо охранного статуса, даже после полного историко-архитектурного обследования.

-5

С тех пор воз и ныне там. Красный кирпич, из которого были выстроены колокольня и трапезная, потерял былой яркий цвет, потемнел от времени, стал бурым, а во многих местах и вовсе осыпался.

-6

В мае 2017 года активисты констатировали, что храм нуждается в неотложной реставрации: старая кирпичная кладка разрушается, колокольню лишили купола и колоколов, окна выбиты, вокруг — покосившийся забор с колючей проволокой. Впрочем, окна позже заменили - на пресловутые пластиковые стеклопакеты.

-7

Координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов отмечал: "Это нонсенс, что столь знаменитое здание, сохранившее части начала XVIII века, пусть и в перестроенном виде, сохранившее трапезную и колокольню в своём первоначальном облике проекта известного архитектора Николая Сильвестровича Курдюкова, не входит в список охраняемых государством памятников".

-8

В общем, и поныне вся эта история выглядит максимально странно. Ощущение, что до сих пор пребываешь где-то в конце 1980-х, на некоем перепутье - когда только начали вдыхать жизнь в заброшенные храмы и монастыри. И да, на колокольне по сей день нет креста. А ведь недавно так возмущались новыми тысячерублёвыми купюрами с изображениями церквей без соответствующего завершения. Но вот вам пожалуйста - не бумажки, а реалии.

-9

__________________________

Дорогие друзья, спасибо за лайк этому посту! Не забывайте подписываться на мой канал! Также его можно поддержать. Искренне ваш АЛЕКСЕЙ Н.