Politico | США
В программу саммита ЕС в Копенгагене вошли вопросы новых систем безопасности и возможность вступления Украины в Союз, пишет Politico. Несмотря на долгие дискуссии, чиновники добились скудных результатов. Зато на ужин к датскому королю успели.
Нетте Нёстлингер (Nette Nöstlinger), Джорджио Леали (Giorgio Leali)
От обсуждения противодронной стены до использования замороженных активов: программа была обширной и насыщенной. В отличие от результатов.
КОПЕНГАГЕН — Лидеры Европейского союза провели день в столице Дании, обсуждая вопросы укрепления безопасности на континенте.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
"Мы обеспокоены — я очень обеспокоен — и пришло время действовать", — сказал премьер-министр Финляндии Петтери Орпо в интервью POLITICO в кулуарах саммита.
Все пошло не совсем по плану: было много обсуждений, но мало результатов. Политики переживают не меньше, чем раньше.
Вот что произошло.
Украсть деньги у России не выйдет. Макрон огорошил ЕС внезапной честностью
1. Замороженные активы пока останутся в заморозке
Страны ЕС не были готовы одобрить план Еврокомиссии и использовать замороженные российские активы для выдачи кредита Украине.
Комиссия хочет предложить Украине кредит в размере 140 миллиардов евро, обменяв попавшие под санкции имеющиеся российские активы на индивидуальный долговой контракт с Euroclear — депозитарием, расположенным в Бельгии. Чиновники ЕС считают, что это отличный маневр, позволяющий избежать экспроприации активов, которая может нарушить международное право.
Одна из причин, по которой сделка не была согласована в Копенгагене, заключается в том, что некоторые страны, особенно Бельгия, должны быть до конца уверены в том, что план юридически обоснован.
Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер был особенно насторожен, ведь его страна приняла бы на себя основное бремя каких-либо судебных исков со стороны России.
После саммита председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен попыталась убедить Бельгию и другие колеблющиеся страны, что согласно ее плану, активы не будут конфискованы, и что "риски должны брать на себя те, кто их выдержит".
Но этого было недостаточно, или, по крайней мере, пока. Следующий саммит, который состоится в конце этого месяца, может стать "решающим днем", сказал президент Европейского совета Антониу Кошта.
2. Лидеры заявили комиссии: мы по-прежнему отвечаем за безопасность
Обсуждения совместной обороны заняли 4 часа — вдвое больше, чем было выделено по программе.
Хотя страны в целом приветствовали предложения Комиссии, лидеры настаивали на том, чтобы их мнению придавалось большее значение.
Учитывая необходимость дальнейших обсуждений, встречи между 27 министрами обороны блока и главным дипломатом ЕС Каей Каллас будут проходить чаще, сообщил чиновник ЕС, знакомый с ходом саммита.
Европейский союз все еще должен проработать детали так называемой противодронной стены, которая в среду так и не была согласована. По словам фон дер Ляйен, это будет "система борьбы с беспилотниками, которая способна осуществлять быстрое обнаружение, перехват и, конечно, при необходимости, уничтожение".
Европейские тяжеловесы Франция и Германия скептически отнеслись к противодронной стене, которой будет управлять Комиссия, в то время как южные страны настаивают на увеличении масштабов системы, чтобы она могла защищать и их границы.
3. Мерц не успел определиться с повесткой дня
Канцлер Германии Фридрих Мерц отправился на саммит, чтобы поговорить о конкурентоспособности — но потерпел неудачу.
"Мы будем обсуждать два основных вопроса: во-первых, конкурентоспособность европейской промышленности и слишком высокий уровень регулирования в Европе", — сказал Мерц журналистам по прибытии в Копенгаген. — "Во-вторых, к сожалению, нам придется снова говорить о конфликте на Украине".
Похоже, Мерц не удосужился ознакомиться с официальной программой саммита, в которой одно заседание было посвящено обороне и одно — Украине. Однако участники саммита не питали иллюзий, что его послание было адресовано им. Немецкий лидер находится под растущим давлением: ему предстоит перекроить страну с крупнейшей экономикой в ЕС, а также провести масштабные реформы и совершить быстрый поворот, на которые он сделал ставку в своей предвыборной кампании.
4. Королевский ужин превыше всего
Завершение саммита в Копенгагене было продиктовано приглашением на ужин: датская королевская семья пригласила лидеров Евросоюза на ужин ровно в 7 часов вечера.
Из-за этого приглашения участникам нужно было ускориться. Сессия по безопасности и обороне заняла четыре часа, что в два раза дольше, чем планировалось: лидеры выходили за рамки заранее написанных тезисов и не ограничивали себя во время ответов на вопросы. Коста, который был председателем встречи, не осмеливался выключать выступающим микрофоны, учитывая то, насколько важными были переговоры. Об этом рассказал чиновник ЕС, который отрицал, что переговоры затянулись из-за разногласий между лидерами.
В конце концов политики пришли на ужин вовремя. Только фон дер Ляйен, Коста и Фредриксен вернулись на место проведения саммита, чтобы кратко сообщить прессе об итогах встречи.
5. Все члены хотят решать, кто может присоединится к клубу
Идея Косты ускорить вступление Украины в ЕС не сработала. Но это не стало неожиданностью.
Как сообщило издание POLITICO в понедельник, Коста предложил изменить регламент ЕС так, чтобы официальные переговоры о вступлении могли начинаться при поддержке квалифицированного большинства лидеров, а не требовать полного единогласия. Это было неприемлемо для венгерского премьер-министра, который является ближайшим к президенту России Владимиру Путину лидером ЕС. Однако другие страны, включая Францию, Нидерланды и Грецию, также выступили против, и разговор сошел на нет.
Во время саммита Орбан был одним из немногих лидеров, обсуждавших это предложение. Конечно, оно было отвергнуто.