Найти в Дзене
Анастасия Синицина

Глэмпинг на Алтае. Проблемы и советы по их преодолению.

Оглавление

В сентябре мы устроили себе небольшое путешествие. Был и повод (20 лет со дня свадьбы) и погода стояла прекрасная. Я убеждена, что Алтай красивее всего именно золотой осенью, когда бирюзовые реки контрастируют с золотом листвы. А еще хотелось потестировать, так называемые, глэмпинги- сферу туристического бизнеса, которая в нашем регионе мгновенно выстрелила, но очень быстро пошла на спад. Что же на самом деле происходит?

Удается ли глэмпингам на Алтае удовлетворить запросы туристов? Исследуем...
Удается ли глэмпингам на Алтае удовлетворить запросы туристов? Исследуем...

Что такое глэмпинг?

Глэмпинг (от англ. Glamorous camping) – это палаточный отдых с комфортом (гламуром). То есть размещение в живописном месте, как правило, в легких домиках, шатрах, бунгало, тентах и купольных домах, но с комфортом достойном отеля (то есть санузлом, душем и возможно, маленькой кухней)

Сфера глэмпингов очень противоречива. Особенно на Алтае, который считается территорией с сильной конкуренцией, где мало просто построить красивый домик в красивой локации. Нужно быть уникальным, экстраординарным, удивлять гостей сервисом или дополнительными услугами. На 2023 год студентами АлтГУ были проанализированы 22 глэмпинга, а в сентябре 2025, когда я искала домики, чтобы переночевать в горах, их было уже раза в четыре больше. Противоречие заключается в том, что, не смотря на огромное количество баз, предоставляющих «красивые» локации по завышенным ценам, сервис в них оставляет желать лучшего. Поэтому множество "отелей", не выдержав конкуренции, закрываются и продаются.

Глэмпинг в Усть-Коксе и в районе озера Ая. Личное исследование.

Но давайте обо всём по порядку. Первую ночь мы переночевали в Усть-Коксе, вторую – в районе озера Ая. Базы называть не буду, так как статья не носит рекламный или рекомендательный характер, а написана для анализа и раздумий.

База №1. Легкие купольные домики с видом на реку. Есть коттедж и номера в хозяйственном комплексе. Не смотря на минусовые температуры (в Усть-Коксе и в середине сентября бывает минус ночью), в домиках тепло, есть кондиционер. База новая. Дизайн простенький, но продуманный. Детали согласованы по цвету. Удобная кровать с шикарным матрасом и белоснежным бельем для отелей.

Красивый номер, увы, остался на видео. А на фото дикая и нетронутая природа берегов Коксы
Красивый номер, увы, остался на видео. А на фото дикая и нетронутая природа берегов Коксы

В ванной (ура!) раковина нормального размера, в которой можно и руки помыть и набрать чайник (входит в комплектацию большинства номеров ВСЕХ баз и отелей на Алтае), без страха залить себя и пол. Приятная девочка администратор, быстрое заселение. На территории можно гулять, есть баня, мангальные зоны, ресторан (всеми доп. заведениями мы обычно не пользуемся, поэтому ничего о них сказать не могу).

Минусы касаются проектировки, и их вполне можно доработать.

1. Не хватало стола в номере. Чайник и чашки есть, а вот попить чай негде.

2. Было бы не лишним установить жалюзи или штору на стеклянную дверь. Проходящие мимо посетители из других номеров заглядывают «в гости» и это не сильно приятно.

3. Терраса из лиственницы (выход из номера), которая, не смотря на небольшой срок эксплуатации, потрескалась. Если бы это был чисто визуальный эффект – не страшно. Но лиственница обладает коварным свойством при растрескивании лопаться иглами-занозами, которые так и норовят впиться в ноги. Поэтому я крайне не рекомендую использовать лиственницу в качестве настила веранд и террас. Нижний венец бани –да! Настил, по которому захочется пробежаться босиком –нет!

Место у Базы №1 действительно тихое (это Усть -Кокса, где туристический поток заметно уменьшается). Был ли красивый вид из окна, из-за которого гости едут именно в глэмпинги? В нашем номере –да. Во многих других –нет. Надеюсь, красивые пары, томно гуляющие вместе с нами по территории базы, не посчитали это за «развод».

Как хорошо, что у нас с собой оказался стол и простыня, которая послужила занавеской)
Как хорошо, что у нас с собой оказался стол и простыня, которая послужила занавеской)

Оценка 4.5 из 5. Надеюсь, собственник доработает номера и облагородит территорию, для большего "уединения с природой и эко-релаксации".

Едем дальше. Красивущие виды и особенности путешествий по Республике Алтай и Алтайскому краю я напишу в другой статье, а сейчас про базу №2.

Глэмпинг на Алтае: иллюзии и реальность.
Глэмпинг на Алтае: иллюзии и реальность.

Расположенная в районе озера Ая, на берегу Катуни, вторая база вмещает в себя достаточно много домиков разного типа от «шишка-домов» с камином, до А-фреймов и благоустроенных коттеджей на небольшую компанию.

-5

Ну что сказать? Красота невероятная! Домик хоть и простенький в постройке (изнутри обит деревянными панелями, снаружи профлистом) стильный. Дизайн выдержан безупречно. В номерах кресла и кровати с одинаковой обивкой (ура богам, пусть горит синим пламенем разномастная меблировка в стиле «мы стащили в ваш номер всю мебель, которая валялась у нас на даче на чердаке») Если не открывать балкон, то даже не слышно звуков трассы и лесопилки с другой стороны реки. А видом? Видом можно любоваться прямо с кровати через панорамные окна.

К счастью шум реки, а не машин, можно послушать, спустившись к воде. Благо мест где посидеть здесь оборудовано предостаточно.

Минусы касаются износа номеров. Если в первом случае база была новая и некоторые вещи там явно «просто не успели» сделать. То вторая база была потрепана как уставшая женщина с тремя детьми, у которой не хватает времени полежать в ванной и привести себя в порядок.

Глэмпинг на Алтае: износ номеров неизбежен, ведь это места общественного пользования
Глэмпинг на Алтае: износ номеров неизбежен, ведь это места общественного пользования

Нет. Я всё понимаю. В пик высокой активности, а это на Алтае май-октябрь, нужно делать деньги. Номера постоянно раскуплены. Одни люди выезжают, и тут же селятся другие. Где уж тут рамы на зеркалах чинить и с дверей замазку убирать. Но за такой ценник ожидаешь благоустроенности! Оценка 4 из 5.

Грустно было видеть крошечную раковину, из которой вода, даже при мытье рук, выплескивается на пол. Растрескавшиеся углы, рамы, прикроватные тумбочки, которые можно (и нужно) очень быстро починить, ведь это натуральное дерево. Пятна краски на стульях? Ну да, ну да, большой поток.

Итог напрашивается сам собой: неоправданно завышенные цены снижают спрос на глэмпинги. Мода появилась и пропала. То же пишет Forbes. Стоимость глэмпинга в среднем выше, чем на дома (в таких же красивых локациях). Поэтому если человеку нужно «просто переночевать» он найдет жилье доступнее.

Тот, кто ищет «особый вайб» будет требователен к дизайну, атмосфере, благоустройству территории. Я закрыла глаза на пустой пустырь у Базы №1 и крапиву на парковке, об которую я ужалилась выходя из машины на Базе №2. У меня была годовщина свадьбы и я всему радовалась. Нюансы и критические замечания связаны с профдеформацией – ну, не могу я не заметить, что муж ростом 192 см вынужден наклоняться в ванной, чтобы увидеть себя в зеркале, а лейка тропического душа (которую можно было бы поднять выше) упирается ему в бровь. Можно ли учесть эти косяки на этапе строительства или эксплуатации? Конечно да! Менеджер может собирать обратную связь анкетами, опросами и в отзывах.

Глэмпинг – это обещание чего-то такого-эдакого, чего я к сожалению не увидела. Исправить это можно было бы очень просто, просто оставив в номерах буклеты с обзорами каких-то дополнительных фишек отеля (они есть, на сайте я потом их нашла, но кто же смотрит сайт, будучи в отеле?).

Я не почувствовала и не поняла брендинга баз, не увидела их уникальности. База №1 была максимально не похожа (для меня) на Базу №2, когда я выбирала их на Островке/Авито/Яндекс путешествиях. Но, по сути, оказалось те же яйца, только в профиль.

Я побывала в двух глэмпингах с примерно одинаковым ценником и средним "обещанием". Знаю, что есть базы, где ночь стоит 300 тыр и доставить туда могут на вертолете, но большинство обычных граждан в таких глэмпингах не отдыхают.

Советы путешественникам:

Подбирая базу не слишком полагайтесь на видео и фото в соцсетях.

Во-первых, определитесь, что именно вы хотите? Только переночевать? Пообедать в красивом ресторане? СПА-программу? Погулять? С животными/детьми/мужем/мамой (нужное подчеркнуть). Узнайте у администратора (до бронирования) есть ли кондиционер (летом) и достаточный ли обогрев (осень/зима). У нас была история в Акташе, когда мы приехали, а домик не натопили. Хорошо у нас с собой на такой случай спальники в машине, потому что искать другую базу ночью в горах так себе приключение.

В этом путешествии мы хотели локацию с красивым видом из окна, чтобы сидеть на кровати/креслах, пить вино и любоваться видами. Мы ее получили? 100%! Я хотела посмотреть, что такое глэмпинг. Я увидела? Ещё как! Я хотела, чтобы номера были теплыми, кровать не скрипела, выспаться в комфорте. Да, всё это было.

Во-вторых, читайте отзывы. Особенно негативные. Я знала из отзывов, что обе базы не приспособлены для детей. Нам это и было нужно, но в другом случае это может быть препятствием. Я знала, что в номере есть посуда, но нет средства для мытья посуды, и поэтому оно у нас было с собой. Я прочитала, что веранда А-фрейма продувается и если идёт дождь на ней не посидишь (нет навеса), так как кресла становятся мокрыми. Поэтому мы захватили пледы.

Мы много путешествуем и видели разное жилье. От сарая, с наскоро сколоченными лежанками, до пятизвездочных отелей. Но везде, абсолютно везде могут оказаться важные для вас нюансы. Читайте, взвешивайте каждый фактор, насколько ЭТО для вас критично.

И, в –третьих, будьте готовы, что что-то может пойти не так. Я слышала историю о красивых номерах, в которых ребята не смогли жить, так как там травили мышей и под кровать на ночь поставили блюдечки с отравой. Я уже писала выше, про историю, когда хозяйка базы внезапно попала в больницу, а муж напился и забыл, что у них забронирован домик. Были домики, в которых вход в душевую был расположен не в номере, а с улицы, и приходилось в -5С (осень) с мокрой головой как-то этот вопрос решать. Был оооочень красивый дом (район Чемала) с панорамными окнами, где потолок был подбит ДСП и когда начали топить в доме стоял невыносимый запах формальдегида.

Любые вопросы решайте с администратором или собственником. Не копите обиду до отзыва в 2Гис, попросите заменить полотенца, помочь с выбором ближайшей пекарни, чтобы купить «съедобный» хлеб. Как правило арендодатели идут навстречу и многие проблемы решаются!

Советы собственникам и менеджерам глэмпинга.

Вы же читаете подобные статьи, правда и хотите получать больше прибыли и возвращать клиентов?

  • Брендинг и УТП. На Алтае, я имею в виду как республику Алтай, так и Алтайский край, тысячи гостевых домов, отелей, глемпингов. Зачастую даже названия у них одинаковые или похожие. Бренд –это не лозунг, который написан в шапке профиля у вас на сайте. Это ценности, которые вы транслируете через слова, фтографии, шрифты и фишки обслуживания. На считывания «архетипа» бренда у клиента уходит примерно пол минуты.

Когда гость, например я, листаю приложение в поисках подходящего жилья, я хочу понимать «Почему я должна поехать именно сюда?» Что у вас такого интересного? Вид из окна? Покажите мне его! Вы не представляете как много арендодателей снимают что угодно (нафига мне фото вашего геля для душа?), но не показывают своих сильных сторон.

  • Читайте отзывы. И свои и чужие. Мониторьте ситуацию на рынке. Что понравилось или не понравилось в соседнем глэмпинге? Они кладут зубочистки в номер? У них администратор после выезда спрашивает, всё ли понравилось? Почему бы вам не делать также?
  • Обучайте персонал. Сервис это 90% успеха. Я не замечу обшарпанный стол и сорняки вокруг домика, если встречающий меня персонал заболтает меня увлекательной историей и предложит принести утюг (да, такое было!). Ваша команда должна чувствовать зачем она старается (по этому поводу написано много статей и проводится огромное количество семинаров) и быть вовлечена в процесс, а не ходить с недовольной миной.
  • Занимайтесь аудитом. Сами. Зайдите в номер, посмотрите куда падает взгляд. Подумайте, куда хочется кинуть вещи. Это удобно? Тут красиво? Пройдите весь путь клиента, посидите на унитазе. Я не шучу! Именно оттуда я увидела, что панели в номере по неприличной для меня цене все разошлись и развалились.

Ну, и подписывайтесь на канал))), чтобы не пропустить новые статьи. В следующий раз поговорим о том, чего не следует делать, путешествуя по Алтаю и как продуманный дизайн помогает отельерам зарабатывать больше.