Тем, у кого чувствительная психика и кто привык читать «сухой канцелярский язык», — не читайте дальше, так как рассказ будет о том, что казна всё быстрее пустеет, а количество идиотов, собирающих деньги в казну, наоборот, растёт из года в год.
Всем остальным — категорическое здрассссте.
На днях ко мне обратился один клиент и пожаловался на то, что на него «наехал» Пенсионный фонд. По мнению расхитителей гробниц пенсий, управляющая организация должна исчислять и уплачивать страховые взносы с вознаграждений, выплачиваемых членам совета дома.
В качестве обоснования предводители пенсионеров указали, что «если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю (членам) совета МКД управляющей организацией за счёт средств, поступившей на счёт данной организации от собственников жилья, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплаты вознаграждения указанным лицам, на которые начисляются страховые взносы, и, соответственно, является страхователем, а председатель и члены совета МКД — застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ».
Запрос получен, давайте разбираться.
В 2023 году Анатолий Вассерман с коллегами по Госдуме озаботились тем, что рядовые члены советов МКД и, страшно подумать, председатели советов домов получают вознаграждение, сравнимое с зарплатой Игоря Ивановича Сечина, и при этом не оплачивают с этого вознаграждения страховые взносы.
Как известно, неуплата налогов и сборов в столь трудные времена недопустима, поэтому народные избранники отложили свои Йотафоны и, расталкивая коллег по цеху локтями, побежали по залу заседаний, спешно нажимая на кнопки голосования.
В результате неусыпной заботы о благополучии народонаселения России на свет появились поправки в ст. 420 НК РФ, согласно которым с вознаграждения членов совета МКД с 01.01.2024 года необходимо было уплачивать страховые взносы.
Казалось бы, справедливость, наконец, восторжествовала, и Игорь Иванович может теперь не переживать, что какой-нибудь Олег Сергеевич, получающий деньги от жителей дома в славном Гусиноозерске за представление их интересов в разборках с вороватой управляющей компанией, не платит законно установленные налоги и сборы. Да и депутаты Госдумы после такого поистине великого решения выдохнули и занялись не столь важными для страны в целом, но точно необходимыми делами.
Обвинять депутатов мы, конечно, не будем, так как это может привести к печальным последствиям. Депутаты могут расстроиться, а это непозволительно, так как расстроенный депутат может нажать не на ту кнопку. Грустные певцы, спортсмены и космонавты в Госдуме будут смотреться явно не очень, поэтому будем считать, что всех, кто со всей ответственностью голосовал за поправки, подставили их помощники, подготовившие недоработанный проект поправок.
«Почему подставили?» — спросите вы.
Отвечаю: для того чтобы начать исчислять страховые взносы, необходимо, чтобы на сцене появился так называемый страхователь, то есть лицо, которое будет исчислять с выплачиваемого совету дома вознаграждения страховые взносы и уплачивать их в бюджет.
Если бы помощники депутатов открыли бы синенькую книжицу, в которую их начальники и вносили изменения, то они бы увидели, что страхователем признаются (п. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам — организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Вы же помните, что речь идёт о колоссальных в масштабах страны выплатах председателю совета дома и членам совета?
Так вот, согласно рыжей книжице, именуемой в простонародье Жилищным кодексом (п. 8.1 ст. 161.1), указано, что вознаграждение совету дома определяется на общем собрании собственников помещений. Управляющая организация выступает в роли агента, которому собственники помещений на общем собрании поручают от их имени и (это важно) за их счёт выплачивать вышеуказанное вознаграждение.
То есть фактически отношения возникают между советом дома и собственниками этого дома, а управляющая организация просто собирает с собственников помещений денежные средства и из собранных средств производит выплату совету дома.
Начиная с 2024 года чиновники всех мастей в своих письмах указывали, что трудовые и гражданско-правовые договоры заключаются между председателем совета МКД и собственниками помещений в МКД (Письма Минфина России от 29.04.2025 N 03-15-05/43084, 21.06.2024 N 03-15-05/57565). При этом чиновники знали, что сами собственники помещений, будучи физическими лицами, не могут выступать в качестве плательщиков страховых взносов в силу норм (п. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).
Поправки, внесённые в НК РФ, ясности не дали, так как помощники усталых депутатов указали, что с 01.01.2024 года объектами обложения страховых взносов (далее читаем внимательно) «для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
- в рамках трудовых отношений (в том числе вознаграждения в пользу членов совета многоквартирного дома, включая председателя совета многоквартирного дома…;
В итоге в 2024 году сложилась совершенно идиотская ситуация, когда собственники помещений в МКД, будучи фактически источниками выплаты вознаграждения совету дома, не могли быть плательщиками страховых взносов в соответствии с нормами НК РФ.
Но, как мы помним, налоги и сборы должны быть уплачены в бюджет, и тут чиновники Минфина решили: «А почему бы не озадачить уплатой страховых взносов управляющие организации?» — и стали массово писать письма, в которых в нарушение норм ГК РФ и НК РФ прямо указывали, что раз деньги члены совета дома получают со счёта управляющей организации, то она и является страхователем.
Позиция чиновников, безусловно, заслуживает уважения, так как тут и плательщик найден, и бюджет пополнен, но такой подход Минфина создал массу проблем у управляющих организаций.
Проблема первая — откуда деньги, Зин?
Как я уже писал выше, размер вознаграждения совету дома устанавливают собственники помещений на общем собрании.
Члены совета дома, в свою очередь, имеют полное право на получение причитающихся им денег исходя из фактически поступивших на расчётный счёт управляющей компании средств от собственников помещений.
Иными словами, если собственники помещений на собрании решили выплачивать председателю совета дома вознаграждение из расчёта 1000 рублей в месяц, а фактически оплатили только 950 рублей, то выплачено будет именно 950 рублей, так как управляющая организация выступает в роли агента и за свой счёт никому платить не должна.
Уважаемый читатель, как и депутаты, помнит, что налоги и сборы должны быть уплачены, по-другому никак.
Традиционно оплата страховых взносов в России ложится на плечи работодателя, и работодатель учитывает сумму страховых взносов при расчёте налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (УСНО). Но в нашем случае «работодатель» — это собственники помещений, и это «немного» всё усложняет.
Логично было бы предположить, что из собранных с собственников помещений сумм на вознаграждение совету дома управляющая организация должна была бы удержать страховые взносы и впоследствии перечислить их в бюджет.
Но логика так же далека от сферы ЖКХ, как и правильные двери от Киркорова.
Минфин РФ (да, в России Минфин тоже даёт разъяснения по вопросам применения ЖК РФ) в своих письмах (Письмо от 5 августа 2024 г. N 03-15-05/72876 и другие) указал, что «поскольку размер указанного вознаграждения председателя совета МКД, в соответствии с пунктом 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, то управляющая организация не может его уменьшать на сумму страховых взносов, начисляемых на данное вознаграждение».
То есть, согласно логике Минфина, управляющая организация в 2024 году должна оплачивать страховые взносы с вознаграждения совета дома за счёт собственных средств! Думаю, Сергей Лавров, прочитав бы такое от Минфина, произнёс бы свою коронную фразу, но ему повезло, он, в отличие от бухгалтеров управляющих организаций, такие документы не читает. Нам же ругаться матом нельзя, поэтому продолжаем.
Откуда управляющая организация может взять средства на выплату страховых взносов? Со статьи «Содержание жилого помещения» брать нельзя, так как страховых взносов нет в знаменитом Минимальном перечне, который по факту максимальный. Со статьи «Управление» — извольте, но где в 416-м Постановлении Правительства хоть слово про налоги и сборы?
Продолжение следует…