Людмила Осокина, Наташа. Роман. — М., Издание автора, 2025. — 332 с., ил.
Эта непростая, захватывающая книга может восприниматься как каминг-аут. Людмила Осокина вносит в литературу запретную тему, хотя, конечно, первооткрывателем здесь она не является. Наверное, у каждого времени — своё «запретное». Можно вспомнить «Крылья» Михаила Кузмина, романы Маркиза де Сада, «Монахиню» Дидро, «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина, «Служанок» Жана Жене и многие другие произведения. Максим Горький пишет о жизни низов общества в пьесе «На дне». Романы Солженицына также производили на читателей шокирующее впечатление, хотя там вообще речь шла о другом. Кстати, один из отозвавшихся на «Наташу» написал, что этот роман — женский вариант «Архипелага ГУЛАГ». Литературный шок, как мы видим, может быть самым разным. Действие романа Людмилы Осокиной происходит в столице где-то на рубеже миллениума и повествует о частной жизни жрицы любви и её любви к оперу Шурику. Лихие девяностые уже заканчивались, а нулевые ещё не наступили. Книга читается как детектив, но эмоции при этом возникают нешуточные. Роман Осокиной — это, прежде всего, исповедь одинокой души. Автор подробно описывает происходящее в жизни представительницы древнейшей профессии, её рутинную работу на дороге. Повествование от первого лица помогает лучше раскрыть чувства героини, нюансы её поведения. Исповедь является для Наташи своего рода литературным убежищем .Раньше было принято считать, что на панель идут исключительно девушки-неудачницы, которым не удалось создать семью. Надо просто пожалеть такую девушку и направить её на истинный путь. Этой теме посвящены многие произведения русской классической литературы.
Роман Людмилы Осокиной опровергает это устоявшееся мнение. У неё семья не спасает человека от работы в древнейшей профессии — муж молчаливо одобряет такой выбор, делая вид, что ничего плохого не происходит, поскольку жена приносит в дом деньги. «Лёгкие» деньги на поверку оказываются очень тяжёлыми. В 90-е годы в любой профессии зарабатывать было сложно, и безработные мужья сами толкали женщину на уличную работу. Людмила Осокина выступает в романе как философ, способный проанализировать происходящее и сделать выводы: «Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что девушка может при случае уйти с дороги, а вот дорога из девушки — никогда». Эта тема получает развитие и в других местах романа: «Можно, конечно, взять проститутку и в жены, и всё такое, но женой она хорошей вряд ли будет, равно как не будет и хорошей матерью. Основная масса этих девочек с обочины — это просто б., шлюхи с больной головой». «У многих девиц, стоящих на дороге, были либо привычки, несовместимые с нормальной жизнью, очень вредные привычки, либо глубокое поражение мозга, что, в принципе, одно и то же. Никакая нормальная девушка не пойдет стоять на дороге и таким вот способом зарабатывать на жизнь. Сначала нужно сойти с ума, а потом уже всё остальное». У Наташи во многих жизненных ситуациях — стандартная реакция обычного, нормального человека. Ей было некомфортно находиться с ментами в сауне, где нет никаких банных принадлежностей, простыней, полотенец, тапочек. Без принятия дозы спиртного мировоззрение Наташи, пожалуй, ничем не отличается от нашей морали. И только алкоголь примиряет её с жестокой действительностью.
Героине романа приходится выпивать перед работой пиво, чтобы постепенно перейти в иную реальность. У неё в душе есть какой-то тумблер, который переключает её на жизнь в качестве проститутки. И этот разлом, выход в другую реальность, также находится в её душе. Происходит трансформация, передислокация в инобытие, на параллельную «жизнь в жизни»: «Это было время моих размышлений, раздумий о жизни, о своих делах, проблемах, это была такая своеобразная пивная медитация, заканчивающаяся переходом в иной, параллельный мир моего бытия. В это время я также общалась с окружающим пространством, с ночью». Наташа исследует собственную жизнь, изменённое сознание, которое помогает ей работать в самой древней профессии. Людмила Осокина ставит резонный вопрос: а что есть, собственно говоря, норма поведения? Каждый человек считает себя нормальным, а другие проявления — наоборот, немного странными. Но со стороны всё может выглядеть по-другому.
Жрица любви мечтает о чистых чувствах, в ней живёт неиспорченный ребёнок. Как и любая женщина, она хочет, чтобы понравившийся мужчина ухаживал за нею красиво, с преамбулами, увертюрами, эмоционально доводя до желания обладать: «А ведь я так всегда мечтала об этом, о любви, чтобы хоть кто-то, хоть раз в жизни, хоть ненадолго меня полюбил! Это была моя самая заветная мечта с детства, не то слово, не мечта даже, а идея фикс! Никто меня не любил почему-то, никто! И внешне я была вроде как ничего, и характер был покладистый, но не было у меня в жизни женского счастья, не было любви. И что я только ни делала, чтобы осуществить свою мечту, что я только ни предпринимала, на какие жертвы ни шла, но ничего почему-то не получалось. А мне так нужна была хотя бы капелька любви, хотя бы капелька за всю жизнь и тогда бы уж я успокоилась, тогда бы я знала, что я не зря жила на свете белом!» Поразительный монолог, который проливает свет на судьбу Наташи и вызывает к ней симпатию. Любой человек жаждет «хотя бы капельку любви». Наверное, не все блудницы — такие. Но нельзя говорить, что такого не бывает. Это достаточно типично для такой среды.
У жрицы любви есть душа. Это и показывает в своём романе Людмила Осокина. Наташа мечтает о романтических отношениях между полами: «Вот всегда так. Ты думаешь о возвышенном, о высоком, о светлой любви, а они, эти объекты страсти, всего лишь норовят проникнуть тебе между ног! Ну не так всё надо делать, не так! Не с этого надо начинать, этим надо заканчивать». В отношениях между мужчиной и женщиной существуют парадоксальные вещи. Мужчины часто вводят прекрасных дам в заблуждение, пользуясь тем, что женщина «любит ушами». Но, если это убрать, исчезнет и романтика отношений: «Если мужчина платит за это деньги, то он уже перестает для тебя быть просто мужчиной, быть объектом любви и страсти, так же, как и ты для него — аналогично. Деньги уничтожают между мужчиной и женщиной естественные человеческие отношения. Возможно, отношения, как ни странно, становятся более естественными, более честными: хочешь трахаться — плати, — нечего тут лапшу на уши вешать! Но вот эта неприкрытая честность с обеих сторон, она как-то шокирует и отталкивает». Мужчина не делает усилий, чтобы завоевать женщину. Заплатить деньги проще, но такая «честность» не романтична. Людмила Осокина показывает, насколько изворотливым бывает сознание человека. У неё Наташа — человек не любвеобильный, как можно было бы подумать, а… фригидный. Но, возможно, именно это и спасает её в такой непредсказуемой профессии. Наташа обладает целительским даром заговаривать кровь, ожоги, лечить ушибы.
Героиня романа — человек, которому секс не доставляет ни малейшего удовольствия. «Черт побери, как мне надоела эта работа! Как она меня замучила! Как я ее ненавижу! Но деньги нужны, жить не на что, надо кормить семью. Поэтому через силу, через ненависть, через не могу приходится идти работать. И выхода никакого из этой ситуации нету. Не могу я найти подходящую замену этому бизнесу, этой работе. Точнее, выход-то, может, и есть, можно найти и другую работу, но нет сил все это проворачивать, на это нужна огромная энергия, а у меня её нет». Работа разрушает Наташу изнутри. У героини романа нет выбора: она бежит от домашней тирании мужа на дорогу, где находит другую тиранию — ментов и богатых клиентов. Наташа пытается «вышибить клин клином». Роман пронизан воздухом страдания: «Часто приходят мысли о самоубийстве. Но я всё-таки верующая и самой бы не хотелось такой грех на душу брать. Мало я здесь мучаюсь, ещё и там придётся мучиться после содеянного. Самоубийство — это бунт против Бога, а за бунт он по головке не погладит. Да и убийство своё собственное, если ты сам его планируешь, сам нарываешься, тоже не очень хорошая штука».
В девяностых популярным был телесериал «Просто Мария», Людмила Осокина назвала аналитические главы своего романа «Просто Наташа». Сегодня это уже почти не читается как аллюзия к сериалу. Осокина, как в известном трактате Стендаля «О любви», показывает много разновидностей чувств: любовь-работа, любовь-наслаждение, любовь-долг. «Низкий» жанр не мешает произведению Людмилы быть интеллектуальным. Наташа, например, читала «Розу мира» Даниила Андреева. Мы видим в её исповеди «эгрегор денег». Портреты многих своих героев Осокина даёт через знаки Зодиака: «Я по гороскопу — Рыба. Рыбы очень близки к Богу и к богоугодным делам. Для них милосердие и сострадание — не пустой звук. Конечно, Рыбы могут заниматься по каким-то причинам и очень нехорошими делами, бывает и такое. Но, самое главное, Рыбы обладают бездонной душой, такой же огромной и непостижимой, как и океан, породивший их». Автор объясняет, почему «зодиакальные» портреты представляются ей самыми интересными: «Я люблю искать в любом, даже самом незначительном событии своей жизни какой-то высший мистический смысл».
Людмила Осокина использует в «Наташе» принцип контраста: страшные страницы унижений и насилия перемежаются с философским осмыслением окружающего мира. Портреты коллег по работе делают роман более объёмным. Пути-дороги, которые приводят девушек в эту профессию, у всех разные. Магическое мышление, свойственное автору, помогает хорошо проанализировать судьбы персонажей романа. Книга инициирует размышления о том, почему все люди — разные. Кто-то хочет иметь семью, кто-то — нет. У кого-то вообще по жизни — совершенно другие установки. Внутренний мир Наташи богат: идёт постоянный поток сознания, транслируются сны главной героини, анализируется состояние её души.
На одном полюсе жизни — проститутки, на другом — менты, которые их вылавливают. У Наташи неожиданно возникают чувства к оперу Шурику, и это побуждает её искать дополнительных встреч с милицейским сообществом. Осокина показывает сообщество ментов необычно. С одной стороны, ничто человеческое им не чуждо. С другой, невзирая на то, что у каждого из них есть семьи, эти люди ведут самую разнузданную, разгульную жизнь. Непонятно, ради чего они это делают — стражи порядка часто оказываются в конечном итоге не только без личного транспорта, но и вообще без гроша в кармане. Это, скорее, такой «коллективный» стиль жизни, и человеку трудно выпасть из этой обоймы и начать другую жизнь. В семьях говорят, что они «остались на дежурстве». У любой социальной группы, и менты здесь не исключение, есть даже «кодекс чести». Наташа гадает о своём Шурике: любит - не любит? Вспомним: она признаётся, что раньше её никто не любил. Оказалось — Шурик её любит, но не так, как ей того хотелось. Окончательное расставание Наташи с героем воспринимается, скорее, как хэппи-энд, — слишком они разные. Того, что люди подходят друг другу по знаку Зодиака, оказывается недостаточно.
Жизнь героини — странная и страшная. Как же так можно долго выдержать — годами, десятилетиями? Непостижимо. Причём есть у неё и семья, и муж. У Шурика также есть и жена, и семья. Объединяет героев то, что у них нет в жизни счастья. Попытка его обрести оборачивается для них фальстартом. «Душевные взаимоотношения, — пишет Осокина, — это такая тонкая и хрупкая вещь, любое неверное движение может их разрушить». Всё в жизни героини романа зыбко, и только наличие собственной квартиры даёт ей иллюзию чего-то относительно постоянного. «Наташу», на мой взгляд, вполне можно рассматривать и как философскую книгу о любви. «Любящий всегда щедр, — считает Наташа, — и об этом даже не задумывается. «Я судила по себе: когда я влюблялась в кого-то, то я становилась образцом щедрости. Я и так не была скупой, но в данном случае особенно. Мне хотелось порадовать любимого человека чем-либо, и я могла пойти из-за этого на значительные траты. Соответственно, такого же отношения я ожидала и от своего партнера».
В «Наташе» Людмила Осокина создаёт свою топонимику Москвы: Шибловка, Венский проспект, Дачково, Битово... Где происходит действие. разгадать почти невозможно. и это придаёт роману неповторимый колорит. У «Наташи» — открытый финал. Это просто «перевёрнутая страница любви». Ничего фатального и необратимого для героев не происходит. Любовь сошла на нет — но она изначально была, в сущности, обречена. Головные чувства долго не живут. Скорее, у читателей возникает такой вопрос: удастся ли главной героине разрешить свои денежные проблемы каким-то другим способом? Возникает ощущение, что в её жизни ещё может случиться много радостного. В этом — преимущество открытого финала. «Могу ли я вернуться в мир людей?» — так формулирует автор вопрос о судьбе Наташи. Сложно бросить жизнь на грани, полную риска, даже если она «ненормальная», ради обывательского счастья. Но можно вернуться, как минимум, в мир своих фантазий, в какую-нибудь другую «жизнь после жизни».