Найти в Дзене
Гайдай Центр

«Оттепельный» Гайдай

В хрущевскую «оттепель» в стране советов как из ниоткуда появилось множество талантливых режиссеров, создавших настоящие шедевры. Среди них был и Леонид Гайдай. За начало отсчёта «оттепели» обычно принимают середину 1950-х годов. Смерть Сталина и последовавшее развенчание культа личности принесли в страну невиданную свободу. Прошли амнистия и реабилитация политзаключённых, отмена некоторых «сталинских» законов и, конечно, ослабление цензуры. СССР стал более открытым: в 1957 году прошёл Международный фестиваль молодёжи и студентов — событие, ранее абсолютно невозможное.
После периода «малокартинья» в кино по-настоящему пришло новое поколение режиссёров, актёров, операторов и сценаристов. Однако и их учителя — режиссёры старой киношколы, вдохнув свободы, начали снимать то, чего раньше не могли себе позволить. Авторы по-новому переосмысливают жанры. Стали снимать больше лирических и бытовых фильмов. В советском киноязыке впервые появляется новый герой — обычный рядовой человек со своими

В хрущевскую «оттепель» в стране советов как из ниоткуда появилось множество талантливых режиссеров, создавших настоящие шедевры. Среди них был и Леонид Гайдай.

За начало отсчёта «оттепели» обычно принимают середину 1950-х годов. Смерть Сталина и последовавшее развенчание культа личности принесли в страну невиданную свободу. Прошли амнистия и реабилитация политзаключённых, отмена некоторых «сталинских» законов и, конечно, ослабление цензуры. СССР стал более открытым: в 1957 году прошёл Международный фестиваль молодёжи и студентов — событие, ранее абсолютно невозможное.

После периода «малокартинья» в кино по-настоящему пришло
новое поколение режиссёров, актёров, операторов и сценаристов. Однако и их учителя — режиссёры старой киношколы, вдохнув свободы, начали снимать то, чего раньше не могли себе позволить. Авторы по-новому переосмысливают жанры. Стали снимать больше лирических и бытовых фильмов. В советском киноязыке впервые появляется новый герой — обычный рядовой человек со своими переживаниями и радостями.

К/ф «Жених с того света»
К/ф «Жених с того света»

Комедиографом Леонид Гайдай стал не сразу. В 1955 году он окончил ВГИК и попал на «Мосфильм» — по личному указанию директора киностудии Ивана Пырьева. Молодого режиссёра прикрепили к Третьему творческому объединению, которым руководил режиссёр и педагог Михаил Ромм. Там совместно с Валентином Невзоровым он снял свой первый художественный фильм «Долгий путь».

Второй картиной Гайдая стала сатирическая комедия
«Жених с того света». Ромм и Пырьев словно проверяли, возможно ли снимать такое кино в новых «оттепельных» условиях. Оказалось — нельзя. Острая сатира на советскую бюрократию вызвала у неё острую реакцию. Картина, вышедшая в 1958 году, подверглась жёсткой цензуре: полнометражный фильм сократили до короткометражки. Гайдая от опалы в итоге спас Иван Пырьев. Директор «Мосфильма» практически заставил режиссёра снять историко-патриотический фильм «Трижды воскресший», который поддержал карьеру Гайдая.

К/ф "«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
К/ф "«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

В 1961 году на экраны выйдут «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» – первые самостоятельные комедийные работы режиссера. Именно в этих короткометражках Гайдай определит для себя почти все основные творческие приемы, которые он будет использовать в дальнейшем.

Сам режиссер для себя ставит во главу угла создание «чистой», физической комедии, основанной на
эксцентрике, буффонаде и фарсе. В своих комедийных работах Гайдай заимствует опыт немых комедий 1920-х годов и, в первую очередь, своего любимого режиссера Чарли Чаплина.

Одной из главных черт гайдаевских комедий –
ускоренный темп действия, который будет достигаться на монтажном столе. И тут Гайдаю не было равных. Иногда во время съемок он включал секундомер, что помогало контролировать необходимый темп.

«Я знаю, где будет «смеховая точка», заранее рассчитываю, где будут зрители смеяться».

В 1962 Гайдай снимает свой первых альманах – «Деловые люди» по мотивам рассказов О. Генри. Три года спустя, объединив свои силы со сценаристами Морисом Слободским и Яковом Костюковским, режиссер напишет сценарий «Операции «Ы» и другие приключения Шурика». По воспоминаниям Александра Демьяненко: «Такого у нас не делал никто». В качестве типажей Гайдай использовал всем знакомые образы: студент, начальник, ученый, алкоголик, госслужащий, милиционер. Советский зритель легко мог узнать в них себя или своего знакомого.

На съемках "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"
На съемках "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

Еще одной особенностью фильмов Гайдая той эпохи станут до хирургической точности выверенные диалоги и реплики. Словно нехотя впуская живую речь на экран, он оттачивал и отполировывал каждую фразу. Иногда над одной репликой бились по несколько часов. Результат закономерен – огромное их количество ушло в народ. Редким для того времени был и талант Гайдая в цитировании других режиссёров. В его комедиях можно найти отсылки к работам Хичкока, Эйзенштейна, Чаплина, «бондианы».

Вышедшая в 1965 году «Операция» взорвет кинопрокат. Уже под конец «оттепельной» эпохи Гайдай выпустит «Кавказскую пленницу» (1966 г.) и «Бриллиантовую руку» (1969 г.) ставших подлинными шедеврами отечественной кинокомедии.

На съемках к/ф "Бриллиантовая рука"
На съемках к/ф "Бриллиантовая рука"

После завершения «оттепели» и закручивания гаек Леонид Иович, который до этого осторожно и тонко высмеивал недостатки советской действительности, до начала 1980-х годов ушёл в экранизацию литературных произведений. Заметим, что 1970-е годы, которые позже назовут «эпохой застоя», внесли минорные ноты в работы многих советских комедиографов.

За чуть более чем 10 лет хрущевской «оттепели» в стране появится целый пласт режиссеров, снимавших в разных жанрах. Однако на комедийном поприще Гайдай станет самым близким к зрителю, о чем будут говорить рекорды его картин в прокате.