Найти в Дзене

Башни: от менгиров до маяка Александрии

Оглавление

Башни всегда были больше, чем просто архитектурные сооружения. Они манили взгляд, поражали воображение и вбирали в себя идеи о могуществе, вечности, связи земли и неба. Сегодня, гуляя по современным городам, мы видим небоскрёбы, которые стали символами цивилизации XXI века. Но если вернуться вглубь тысячелетий, мы обнаружим, что стремление человека возводить башни уходит в доцивилизационный период. С самых первых каменных столбов — менгиров — начинается история, которая и сегодня захватывает туристов и исследователей.

Менгиры: «длинные камни» и первые протобашни

Задолго до появления первых государств человечество возводило загадочные мегалитические сооружения. Наиболее известны менгиры — каменные столбы высотой от 1 до 17 метров, врытые в землю. Их название происходит от нижнебретонского выражения «длинный камень».

Менгиры были не просто массивными камнями, они играли важную роль в культовой жизни. Одни служили символами плодородия, другие — мемориальными знаками. Их устанавливали для ритуалов посвящения, а иногда и как своеобразные астрономические визиры. Порой они становились межевыми вехами, обозначавшими границы или центры территории.

Любопытно, что менгиры могли составлять целые сигнальные цепочки: от одного столба было видно следующий. А если учесть, что группы менгиров нередко складывались в сложные ансамбли — аллеи, кромлехи, лабиринты и дольмены, — то мы видим первые архитектурные комплексы, напоминающие будущие башни. Самым известным примером, конечно, остаётся Стоунхендж.

Со временем на камнях начали появляться петроглифы. Но даже сегодня археологи и историки не могут до конца разгадать ни их значение, ни точное назначение самих менгиров. Эти сооружения не только овеяны легендами, но и до сих пор впечатляют туристов своей монументальностью и загадочностью.

Иерихонская башня: неолитическая «лестница в небо»

С возникновением первых городов человек выходит на новый уровень архитектурного мастерства. Самая древняя башня, известная археологии, была возведена в Иерихоне ещё в VIII тысячелетии до н.э. Её высота достигала 8 метров, и изначально она выполняла оборонительную функцию, будучи частью городской стены.

Башню обнаружил немецкий археолог Зеллин в 1907 году, но лишь современные компьютерные исследования израильских специалистов позволили по-новому взглянуть на её назначение. Оказалось, что лестничный проём башни был ориентирован так, чтобы во время летнего солнцестояния совпадать с тенью соседней горы. Это трудно назвать случайностью: жители Иерихона явно вкладывали в башню солярный смысл, стремясь подчеркнуть связь неба и земли.

Эту башню реконструировали и укрепляли на протяжении трёх тысяч лет, и сегодня она является важной туристической достопримечательностью.

Зиккураты Междуречья: модели Вселенной

Если в Иерихоне башня была прежде всего оборонительным сооружением, то в Месопотамии с III тысячелетия до н.э. появляются зиккураты — гигантские ступенчатые башни-пирамиды. Они символизировали космос, мировую гору и ту самую ось, что соединяла небеса, землю и подземный мир.

Функции зиккуратов были многогранны:

  • они являлись градообразующими элементами;
  • на вершине каждого находился храм главного божества города;
  • башни служили обсерваториями, откуда жрецы наблюдали за небом;
  • они же выполняли роль дозорных вышек.

Доступ к святилищу имели лишь правители, жрецы и особо важные гости. Для простых паломников дорога наверх была закрыта — символический намёк на то, что духовное возвышение доступно лишь избранным.

Зиккураты были связаны и с астрономией. Именно в Месопотамии возникли первые звездные карты, а халдейские жрецы рассчитали продолжительность года с удивительной точностью. Более того, семиэтажные зиккураты стали прообразом нашей семидневной недели, где каждый этаж ассоциировался с планетой и её божеством.

Вавилонская башня: миф, история и символ гордыни

Среди всех древних башен особое место занимает Вавилонская башня, или зиккурат Этеменанки. Её строительство началось около 1000 г. до н.э., а восстановление произошло при царе Набопаласаре.

Геродот, посетивший Вавилон в V веке до н.э., оставил её подробное описание. Он писал о гигантском сооружении из восьми ярусов, с храмом на вершине и лестницей, ведущей вокруг башни. Археологические данные несколько расходятся с его рассказом, но несомненно одно: башня поражала воображение античных путешественников.

Со временем Этеменанки превратился не только в памятник архитектуры, но и в символ, вошедший в Библию. В книге Бытия строительство башни предстает вызовом Богу, актом человеческой гордыни. За это люди были наказаны: их языки смешались, и человечество оказалось разделённым.

Так Вавилонская башня стала архетипом амбивалентного символа: с одной стороны, это выражение могущества человека и его стремления к небу, с другой — предостережение против чрезмерной гордыни.

Не случайно в наше время архитекторы вновь обратились к этому образу. Здание Европарламента в Страсбурге (2000 г.) было создано по мотивам картины Брейгеля «Вавилонская башня». Эффект незавершённости в его облике намекает на то, что объединение Европы — процесс продолжающийся.

Александрийский маяк: чудо инженерии

Если Вавилонская башня стала символом духовного дерзновения, то другой шедевр древности — Александрийский маяк — воплощал практическую гениальность античных инженеров. Построенный при Птолемее II в III веке до н.э. на острове Фарос, он достигал 120–180 метров в высоту и считался выше пирамид.

Маяк был необходим для безопасного входа кораблей в гавань Александрии. Его свет, отражаемый бронзовыми зеркалами, был виден за десятки километров. Но он выполнял и военную функцию — служил смотровой башней для наблюдения за морем.

Строительство маяка обошлось в колоссальные средства — около 21 тонны золота. Архитектор Сострат Книдский прославился благодаря этому проекту, а сам маяк стал одним из «семи чудес света».

Мифы приписывают ему удивительные механизмы: статуи, которые показывали путь солнца, отбивали часы или предупреждали о приближении врагов. Верить ли этим рассказам — вопрос спорный, но они лишь усиливают ауру загадочности.

Маяк простоял более тысячи лет, но был разрушен землетрясениями. Сегодня его руины исследуют археологи, а в Александрии планируется реконструкция этого грандиозного памятника.

Башни как вечный символ

От менгиров до Александрийского маяка история башен — это история человеческого стремления к высоте. Они были храмами и обсерваториями, оборонительными укреплениями и маяками, символами могущества и духовности.

В их облике всегда сочетались рациональное и иррациональное, практическое и мистическое. Башня могла быть твердыней и алтарём, предостережением и вызовом, выражением гордыни и свидетельством разума.

И даже если многие из них давно исчезли, их образы продолжают жить — в архитектуре, мифах, картинах и современных проектах. В этом и заключается уникальность башен: они никогда не были просто сооружениями. Каждая из них — это загадка, откровение и символ вечности.