Найти в Дзене
Шри Гуру Нитай дас.

Мой друг - Святой. История Ситаласая Бабаджи в моей жизни. Шри Гуру Нитай дас.

Жизнь в сознании Кришны, это не та жизнь, когда всё у всех хорошо и спокойно. Это жизнь, когда всё более интересно, насыщенно и по настоящему исполнено Жизни, ведь жизнь – это дух. И вайшнавы живут для Бога, в их сердце есть истинная вера. И у каждого из нас есть что рассказать об этом, и этой историей я хочу поддержать эту тему и одновременно прославить удивительного вайшнава, который пролил на меня поток своих благословений, и дал возможность понять немало из того, что находится за завесой иллюзии.

Моя встреча с Ситаласаей Прабху произошла намного раньше до того, как я увидел его воочию. Один преданный рассказал мне с большим энтузиазмом о том, как он попал на один из его ретритов святого имени в Москве. Мне тоже очень захотелось побывать на таком ретрите и встретиться с Ситаласаей Прабху и мне ничего не оставалось делать как молиться Господу о том, чтобы Он послал мне возможность как то послужить такому возвышенному Вайшнаву. Помню свои ощущения – смесь восторга и уверенности в том, что у меня однажды будет возможность просто петь святое имя вместе с ним, и так подняться над всеми проблемами материального мира, предавшись полностью. Пример Ситаласаи Прабху был актуален для меня в то время больших внутренних перемен. Бывает так, что пример оказывается важнее наставлений, и, просто услышав о Ситаласае прабху, я увидел что есть милость святого имени. Позднее я прочитал его книгу «Кришна» и отчётливо понимал, что он – необычная душа, и скорее всего я вряд ли смогу понять, каким образом он так сильно привязался к святому имени, и начал повторять так много кругов.

Впервые я встретился с ним в 2016 году на «Садху-санге». Несмотря на обилие возможностей для духовного развития, я искал именно сокровенного личного общения с вайшнавами, которого мне тогда очень сильно не хватало. Так я оказался в узком кругу преданных, ожидающих встречи с Ситалаей Прабху. Такую удачу уготовил мне Господь! Ситаласая Прабху вошёл в номер гостиницы, сел за фисгармонь и начал петь. И вроде бы мы часто поём… Но это было как-то иначе. Его глубокий, очень нежный и проникновенный голос, исполненный сердечных эмоций и радости, затронул струны моего сердца, и я начал отчётливо ощущать, что потоки милости святого имени уносят мой беспокойный ум далеко-далеко от мирской суеты и каких либо попыток размышлять. Только Имя, Только Имя, Только Имя… Что за чудо вижу я – жизнь моя перестала быть такой уж значительной, это воспевание святого имени стало вдруг центром моей жизни. Уже не было конфликта внутри, потерянности и страха перед неизвестностью. Всё стало ярким и привлекательным, всё исполнилось вечностью, знанием и блаженством. Он пел, и мы повторяли за ним. Он плакал сердцем, и все это чувствовали. Почему-то я сразу вспомнил Е.С. Шрилу Шачинандану Свами, мне показалось, будто мы попали на один из его киртанов, как будто он сидел рядом и лично вдохновлял Ситаласаю Прабху петь от всего сердца. Это было что-то воистину мистическое и исполненное вкуса! Сейчас, когда я пишу эти строки, в моём уме всплывают те эмоции, которые я переживал во время киртана, и мне хочется всё оставить и пойти петь… После киртана я не решился подойти к нему, но смотрел, как он общается с преданными, и мне уже от этого было хорошо. Я люблю наблюдать за тем, как возвышенные вайшнавы общаются с преданными, это лучший даршан, лучшее общение, лучшее наставление. Ведь это – удивительная возможность наблюдать за тем, как бхакти передаётся из сердца в сердце. Ситаласая Прабху был мягок, добр и учтив к каждому. Мне показалось, что он настолько доступен, что любой может легко обратиться к нему по любому вопросу. Эта простота меня подкупила, и я решил проводить его до его номера на территории фестиваля. Мы шли с группой преданных, и в самом конце я просто подошёл к нему и открыл ему сердце, излил свою боль и попросил благословений. Мне стало намного легче, просто от того, что он меня выслушал, а потом он просто сказал, чтобы я продолжал, и всё будет нормально. И как-то на удивление самому себе я в это поверил и понял, что с Кришной действительно не может быть плохого исхода, ведь Он всеблагой. А в форме святого имени, он всегда доступен и открыт нашим молитвам, что бы ни происходило в нашей жизни. Поддержка и объятия Ситаласи Прабху дали мне всё, чего я так долго ждал перед встречей. Было ощущение, как будто эта встреча изменит мою жизнь. Так и вышло!

Прошёл год, я приехал на фестиваль «Садху-санга 2017». Я искал Ситаласаю Прабху, но так и не нашёл, а судьба посылала мне суровые испытания на прочность, благодаря которым я всё больше наполнялся решимостью сосредоточить жизнь вокруг духовных истин. Гуру и Нама являются вечным, незыблемым фундаментом для любой обусловленной дживы. И только по их милости мы можем пересечь океан страданий. Именно благодаря примеру жизни Ситаласаи Прабху мне открылись многие аспекты нашей философии под прямым углом, и слова Гурудева и Прабхупады обрели новую силу в моём разуме.

Потом я узнал, что, оказывается, случилась беда, и он находится на реабилитации после инсульта. По словам некоторых преданных – с ним всё в порядке, за ним происходит должный уход, и он – на связи. Тогда я совершил большую глупость, в очередной раз поверив слухам не прояснив деталей. Потом я много раз сожалел об этом. Утратив духовную проницательность, решил, что, пожалуй, я буду только помехой, ведь так много преданных заботятся о нём. Я вернулся в Москву, после попыток устроить личную жизнь, моё сердце оказалось разбито, и я начал молиться Кришне напрямую, совсем забыв про то, что, скорее всего, Он меня, падшего грешника, не услышит. Как только я вознёс свои молитвы, зашёл в свой аккаунт в социальных сетях и обнаружил ссылку на видео с Ситаласаей Прабху, которое было опубликовано неизвестной для меня девушкой под загадочным ником. В этом видео Ситаласая Прабху, опираясь на палочку, шёл по коридору больницы. А эта девушка рассказала мне о том, что было, и что происходит, и, главное, дала мне его телефон для связи, даже не узнав у меня, откуда я его знаю.. Оказалось, что это и есть та самая КришнА, о которой Ситаласая Прабху пишет в своей одноимённой книге. Я сразу же позвонил ему и узнал, что, оказывается, ему очень не хватает позитивного общения и Кришна-катхи, так как на тот момент он находился в больнице. У меня возникла идея помочь ему с переездом в Москву, ведь он хотел проповедовать и не хотел сидеть без дела, и я подумал, что было бы здорово создать ему для этого все условия. Мы многое обсуждали – и лечение, и ретриты святого имени в Москве и Подмосковье, и поездки по России. Он даже и не думал оставлять своё служение! Но у Кришны Свои планы!!! Я, опираясь на опыт и милость моего духовного учителя, твёрдо верил, что после инсульта можно и нужно жить и проповедовать. Но потом, как оказалось, у Ситаласаи Прабху обнаружили рак, очень быстро всё произошло… Мне сообщили, что в Москву он ко мне не поедет, и что о нём позаботятся в Краснодаре. Тогда я немного расстроился, но принял это, как волю Господа, и запланировал свою поездку к нему.

Преданные как одна семья хотели помогать Ситаласае Прабху! Господь заботился о нём и посылал тех, кто чувствовал то же самое, что и я – радость от общения с садху, которому есть, что нам передать перед уходом. Как оказалось, он жил у себя дома, со своей семьёй, и не так часто виделся с преданными. Мы читали «Вриндавана-Махимамриту», пели киртаны, говорили о Кришне, и я всем сердцем старался принимать всё, что происходит, на духовном уровне. Когда я приехал к нему в Краснодар, я увидел его, совершенно детский, чистый и невинный взгляд, который вселил в меня веру. Он всего лишь посмотрел на меня и сказал: «Харе Кришна». И я сразу же понял, что, несмотря на внешние обстоятельства, он пребывает в блаженстве сознания Кришны и ждёт встречи со своим возлюбленным Господом Чайтаньей. За время нашего общения я получил много опыта, который выходит за грани той реальности, в которой я привык жить. Ночью я мало спал, и это была особенная милость, несмотря на то, что внешне Ситаласая Прабху не повторял мантру, я чувствовал, что он пребывает в самадхи, и спать не хотелось. Рядом с ним молиться было очень легко, и я чувствовал, что Кришна слышит меня. Иногда я засыпал, но Ситаласая Прабху будил меня и просил воды, либо помочь сходить в туалет, либо ещё чего-то… Он стучал по стене, и сквозь сон мне иногда казалось, что это подъём на мангала-арати в храме. Я в полном экстазе вскакивал и что-то делал, и продолжал молиться. Было удивительное состояние, как будто сон, но не такой как обычно. Сон без темноты, внутри свет и тепло, и радость. При этом – никаких мыслей, только служение и слушание. Однажды ночью я проснулся и почувствовал сильный голод, я пошёл в кухню, своровал там яблоко, предложил его в уме Гирираджу, которого я установил по просьбе Ситаласаи Прабху в нашей комнате, и начал есть. Потом вернулся в комнату, а Ситаласая Прабху мне говорит: «Слушай, я вот смотрю на тебя, а ты в темноте прямо как Маканчор, напоминаешь мне Кришну, который ворует масло. Я удивился и понял, что Прабху находится на связи с Параматмой, и я почувствовал, что моя связь с Кришной окрепла! И сразу вспомнил эту лилу, и понял, что веду себя не как преданный, а как негодяй. Мне стало одновременно стыдно и легко, и я понял, что с таким методом предложения и принятия прасада нужно покончить, это не правильно так делать.

Было много интересных историй за время моего служения. По сути – всё, что делал Ситаласая Прабху, было уроком для меня, всё, что он говорил, – наставлением. Он помог мне увидеть сознание Кришны в другом ракурсе. Я наблюдал, как святое имя возвращает Своему преданному ту благодарность и любовь, которое преданный обращал к Господу. Я наблюдал, как само святое имя помогает ему в трудную минуту. Ему было очень сложно, грубое и тонкое тело не давали ему повторять мантру. Условия не давали повторять, но, может быть, в уме он повторял… Я тоже не мог помочь, как хотелось бы, лишь иногда получалось петь киртан и провести арати. Да – был Гирирадж, но были и препятствия. И тогда я понял, что нужно уже сейчас предаться, ведь я не знаю, что будет дальше со мной! Кто знает, смогу ли я обратить свои молитвы в таком болезненном состоянии к Господу… Ситаласая Прабху учил всех нас! Я был очень счастлив быть рядом с ним в то время.

Его дочь и жена оказались преданными, хоть и начинающими, и это не удивительно. Они служили ему. Тогда я понял, что не всегда люди, которые не повторяют мантру, не связаны с Кришной. В жизни бывает разное. Господь принимает служение этих преданных через Ситаласаю Прабху. Я был удивлён и очень проникся этим настроением сострадания Ситаласаи Прабху. Особенно я был рад наблюдать, как он хочет, чтобы его внук Тамал стал преданным. Он постоянно давал ему милость, а Тамал даже помогал мне вести киртан, и я понял – это семья возвышенного преданного, эти души совершают севу. Внешне же это – обычные люди, со своими привычками… Такова милость Кришны! Мы много общались. Я изучал его семью и осознавал, что моё сознание Кришны очень узкое и обусловленное. За эти дни я успел, благодаря милости Ситаласаи Прабху, понять, что наша семья, это – одновременно большое препятствие к отречению, и одновременно же – показатель этого отречения в естественном виде. Внешне от родни отрекаться не нужно, нужно принять через родственников свою связь с Кришной. Ситаласая Прабху перед уходом осуществил этот принцип, я увидел, как работает на практике принцип юкта-вайрагьи.

Ситаласая Прабху хотел во Вриндаван. Очень хотел! И он попал туда! Я хотел поехать вместе с ним, но мне сказали, что там всё уже организовано, и мне ехать не обязательно. Но Ситаласая Прабху верил, что мы туда попадём вместе – так и вышло. По его милости! Я приехал во Вриндаван и поселился прямо в хосписе Бхактиведанты. Это был важный опыт, старшие вайшнавы заботились о нём, а я просто помогал, и также дежурил находясь рядом с ним постоянно. Меня временами накрывало, ведь я видел, что Ситаласая Прабху уходит от нас и оставляет за собой открытую дверь! Майа старается скрыть от меня всю суть происходящего, и только молитва о милости помогает оставаться в правильном умонастроении и не впасть в уныние и скорбь.

Временами приходили враджаваси и пели киртан. Приходили духовные братья и сёстры Ситаласаи Прабху и просто доброжелатели. До моего приезда к нему приходили Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами и Его духовный учитель Е.М. Рохини Сута Прабху. Я думал, что побуду с ним ещё пару недель, но у Кришны всегда есть Свои планы… В тот день с самого утра была особенная погода, было не тепло и не холодно, не пасмурно, но и не солнечно. Вриндаван обрёл особую красоту в моих глазах в этот день, и я почувствовал, что сегодня будет интересный и замечательный день. Я был в приподнятом настроении и шутил с Ситаласаей Прабху. Мы все мечтали о том, что однажды мы втроём, он, я и Его Матушка Кришна, поедим блинов с творогом во Вриндаване. Я отлучился из хосписа и пошёл в Храм, по пути обратно встретил преданных, которые рассказали мне о последних событиях вриндавана. Потом встретил одного враджаваси, который звал Кришну в своих молитвах, встретил вриндаванских детей, они беззаботно резвились в пыли, не думая ни о прошлом ни о будущем. Вернувшись в палату, я был удивлён – по какому-то велению свыше там было много преданных, пришли и духовные сёстры Прабху, и его друзья из Краснодара, и местные преданные. Мы начали мощный киртан. Это был особый киртан, все мы чувствовали радость и счастье, пели минут 40, предчувствуя его уход по плану Кришны. Вечерело. После киртана меня попросили спеть какой-нибудь бхаджан и киртан, я начал петь «Шри Кришна Чайтанья Прабху, доя коро море…», потом стал вести киртан, и после этого все почему-то стали расходиться, кто то сказал что похоже он не уйдет сейчас. Мы по его просьбе приподняли Ситаласаю Прабху, чтобы он видел изображения Радхи и Кришны, а также Кришна-Баларамы и Шри Гаура-Нитай из нашего вриндаванского храма, которые висели на стене напротив него. Нас к тому моменту осталось трое – Ситаласая Прабху, Сакха Говинда прабху и я. Мы с Сакха Говиндой прабху говорили о милости Вриндавана, наблюдая, что Ситаласая Прабху уже погрузился во внутреннее сознание или сон было не понятно. Мы говорили о его уникальном примере для всех преданных и вспоминали его желание проповедовать. В какой-то момент мы оба вдруг почувствовали новое ощущение теплоты и радости. Всё, как будто, ожило. Мы спонтанно даже немного подняли тон в голосе. И, вспомнив про «Джайва-дхарму» Бхактивиноды Тхакура, заметили, что Ситаласая Прабху начал очень часто дышать и внимательно смотреть на Божеств. Сакха Говинда прабху, который был опытным провожающим преданных, сказал, что нужно срочно класть туласи под язык и предложить Прабху чаранамриту. Так и вышло. Во время его ухода я видел, как Прабху смотрит на Божеств и с каждым вздохом уходит от нас, я громко повторял мантру и старался быть рядом, все это время я сидел возле него, и он держал меня за руку. Он всё понимал и просил меня быть рядом с ним. Он ушёл спокойно на третий или четвёртый глубокий выдох. И это было очень удивительно и трансцендентно, звучал голос Шрилы Прабхупады, я вспоминал наш киртан и мне стало легче. Это был удивительный опыт. Я почувствовал какое-то неземное чувство блаженства и радости. И, хотя мне предложили, как можно скорее принять омовение, я ощущал, что сейчас моя жизнь стала более чистой, чем раньше, потому что это была не просто смерть – это был шаг навстречу к Господу! И для меня это был опыт, в котором я смог увидеть мир за занавеской иллюзии. Это случилось 3 мая 2018 года в 16.16 по Московскому времени.

Он ушёл в обществе святого имени, Шрилы Прабхупады и вайшнавов в хосписе Бхактиведанты во Вриндаване. Я приношу свои поклоны Ситаласае Прабху и всем преданным, которые тогда были рядом. Я прошу у Гурудева и всех вайшнавов духовных сил, для того чтобы всегда помнить о том, что в этом мире нет иного прибежища кроме лотосных стоп Господа. Наш дом во Вриндаване, и наше единственное спасение – святое имя. Ситаласая Прабху жил святым именем, и в последние дни его ухода святое имя пришло к нему. Он уже не мог, как он это делал раньше, повторять по 192 круга, во Вриндаване были дни, когда он мог повторить только лишь несколько кругов на чётках. Он не мог служить Святому имени в последние дни своей жизни в этом теле, но он стучался в его двери ранее, и святое имя само проникало во все сферы его жизни, даже без приглашения, благодаря его уходу я осознал, что святое имя – это Личность. Оно слышит нас, ведь это Сам Господь! Оно вернётся к нам в тот момент, когда мы не сможем по какой-то внешней причине повторять его своим языком и губами. Нам не поможет наша тренировка, наша эрудиция, наша карма, и даже наши друзья и родственники. Нам не поможет никто, кроме Кришны в форме Намы Прабху. Он снизойдёт и поможет нам помнить о Нём, несмотря на все препятствия, в особенности, если мы помогаем другим узнать о Нём. Для меня это опыт, который нельзя забыть. Ведь каждый день я делаю выбор! Либо идти навстречу святому имени, либо идти в «никуда». Я надеюсь, что смогу исполнить хотя бы некоторые наставления Ситаласаи Прабху. Он помог мне преодолеть духовный кризис, связанный с моей глупостью и глубже понять суть нашей философии. Я уверен, что теперь у него появилось ещё больше возможностей для проповеди славы святого имени.

Его жизнь и уход стали причиной нашего объединения в целях прославления святого имени Кришны и важным уроком для нас. Его уход был таким же, как и его жизнь. И теперь он полностью зависит от милости своего Господа. До встречи на ретритах, посвящённых воспеванию святого имени и развитию отношений с ним. Это – последняя воля Ситаласаи Прабху, он хочет, чтобы мы продолжали и сотрудничали. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

2018 г., Шри Гуру Нитай дас.