Вчера Интерфакс панику навёл. У них сухая статья, где написано, что именно и на сколько срезается в бюджете. Но Т-банк и Топкор быстро перевернули с ног на голову и из обычного сокращения бюджета сделали вывод на весь заголовок: "Проект бюджета РФ раскрыл сроки начала массового производства лайнеров МС-21". Как бы у Интерфакса про МС-21 особо и речи не было. Этот текст я вчера бахнул в телеге. Особо ничего не изменилось. Но лайков было много, поэтому я решил разместить в дзене и жж.
Первым делом читайте всегда статьи дальше заголовка. Некоторые умудряются комментировать только заголовок, мол, самолётов не будет до 28 года, кошмар. Стоит посмотреть, на что именно выделяются средства и в каком объёме. Но об этом чуть позже.
Первым делом стоит посмотреть, откуда вообще деньги поступают в авиапром. И вообще, на что они могут идти. Первое - на строительство и обновление цехов, на разработку и сертификацию самолётов (двигатели идут отдельной статьёй). Второе - непосредственно на производство самолётов. Третье - на субсидирование эксплуатантов, в случае невозможности в каком-то этапе окупать эксплуатацию.
Так вот, первый пункт, как правило, финансируется либо из федерального бюджета, либо за счёт собственных средств ОАК (как в случае с Суперджетом), либо за счёт инвестиций перевозчиков (Сибирь и Ту-214).
Второй пункт - обычно за счёт кредитных средств, либо средств перевозчиков. На самолёт выделили деньги, его за этот счёт строят.
Третий пункт, как правило, достаточно скромный и касается первых лет эксплуатации, когда возможны простои из-за выявленных технических проблем.
Так вот, сейчас мы имеем финальную часть сертификации и подготовки производства. Здесь уже крупных вложений не требуется. Многие моменты ОАК может финансировать за счёт военных контрактов и прочих ГОЗ. Ну и внешнюю выручку никто не отменял. Это очень большие суммы. Поэтому бюджетную часть и могли частично срезать. Что касается текущих поставок, то здесь основную роль будут играть средства ГТЛК и АКС, а также иных лизинговых компаний. А насчёт третьего пункта, то там субсидии заложили и сохранили. То есть субсидирование кредитов на покупку МС-21 остаётся. А значит, что поставки самолётов остаются в рамках плана.
Что касается непосредственно ГОЗа, то он не предполагает большой рентабельности, но там в расходы вносится намного больше, чем реально было задействовано. Там же и смежные закупки, ФОТ незадействованного персонала, коммунальные платежи и прочее, что позволяет снимать нагрузку с предприятия.
Субсидии будут направлены на такие статьи, как частичное погашение кредитов авиапроизводителей, взятых на создание семейства самолетов МС-21 (2,5 млрд руб. в 2026 г., по 1,97 млрд - в 2027-2028 гг.), а также лизингодателей, которые привлекали средства для закупки воздушных судов и авиатренажеров (6,7 млрд руб. в 2026 г., 7,4 млрд - в 2027-м, 30,3 млрд руб. - в 2028-м). Госкорпорация "Ростех", которая курирует предприятия авиапрома, может получить в виде имущественного взноса на возмещение затрат на уплату купонов по облигациям в 2026 году - 10,4 млрд руб., в 2027-м - 4,3 млрд руб., в 2028-м - 10,5 млрд руб.
В общем, карманов много. Планы никто не отменял. И сокращение каких-либо статей бюджета не равно убийству авиапрома в целом. Цеха построили и оборудовали, самолёты частично построили, а строили на уже выделенное финансирование. Нового пока ничего не придумывали. Почему на 2028 год так много? Просто оставили пока. Наверное, стоит из этого сделать вывод, что рассчитывают, что к этому времени СВО закончится в 2027 году новой холодной войной. Деньги будут, но и самолёты потребуются. Впрочем, каждый может делать выводы сам. Я написал только то, что из сухих строчек бюджета ничего не следует радикального.
Телега — https://t.me/skyexpert1
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823