На днях с нами случилась история, похожая на добрую сказку. Мы опаздывали на аэроэкспресс, и вдруг поняли, что забыли в здании вокзала чемодан. Паника, суета. И тут проводник нашего поезда, увидев наше отчаяние, сделал немыслимое - задержал отправление на несколько минут. Этих минут хватило, чтобы найти пропажу и вбежать в вагон.
Но на этом вечер чудес не закончился. Позже мой сын, заигравшись, уронил за борт платформы свою любимую машинку. Казалось, прощай, игрушка. Но мы решили попробовать обратиться за помощью. Начальник поезда не отмахнулся. Он распорядился, чтобы машинку подняли с путей и сохранили до нашего возвращения.
В тот вечер мир был к нам не просто благосклонен. Он был волшебным. Каждый встречный человек становился добрым героем, готовым помочь. Для детей это было живое доказательство: светлые силы существуют, а взрослые с погонами - на самом деле рыцари в униформе. Я и сама ловила себя на чувстве легкого головокружения от этой вселенской доброты. Нет ничего невозможного. Миру можно доверять.
Но вот вопрос, который не дает мне покоя.
Жизнь - это не один сплошной волшебный вечер. Чаще мир демонстрирует нам и нашим детям другую сторону: равнодушие, строгость, недружелюбие. Как сохранить в ребенке этот хрупкий росток доверия, когда реальность постоянно испытывает его на прочность?
Та история с поездом - бесценный подарок. Она дает ребенку ожидание чуда. Веру в то, что возможное - возможно. Но я бы не стала строить его картину мира только на этом. Потому что если ждать от жизни только чудес, любая неудача будет восприниматься как катастрофа и предательство.
Гораздо более формирующим для личности является не сам отрицательный опыт, а то, как мы, родители, помогаем его осмыслить.
Представьте альтернативный сценарий того вечера. Проводник, видя наши метания, сухо говорит: «Не могу я задерживать состав из-за вас. Правила есть правила» - и захлопывает дверь. Наш поезд уезжает, а мы остаемся на перроне с чувством обиды и несправедливости.
Что сказать ребенку в такой момент?
Самое простое - согласиться с его обидой: «Какой нехороший дядя!» Но этим мы лишь закрепим в нем убеждение, что мир враждебен, а люди - злы.
Можно поступить иначе. Объяснить поступок проводника, не наделяя его образ демоническими чертами.
«Он не злой и не хотел нам зла. У него очень строгая инструкция, которую он не имеет права нарушать. Представь, если бы он стал ждать каждого опаздывающего, все поезда встали бы, и тысячи людей опоздали бы на самолеты и важные встречи. Его работа - соблюдать порядок для всех».
Или такой вариант, более глубокий:
«Мы не знаем, что у этого человека на душе. Возможно, у него был очень тяжелый день, или он сам сильно устает от такой ответственности. Его строгость - это не отношение лично к нам, а следствие его собственных обстоятельств».
В этом и заключается секрет. Позитивные истории, как солнечные дни, дарят радость и надежду. Они - витамины для души. Но именно правильно объясненные сложности, отказы и неудачи - это тот самый цемент, из которого строится настоящее, взрослое доверие к миру. Не слепая вера в всеобщую любовь, а устойчивое понимание, что у каждого поступка, даже неприятного для нас, есть свои причины и своя логика.
Это доверие не к идеальному миру, а к миру как к сложной, но в целом понятной системе. Где люди руководствуются не только добротой, но и правилами, усталостью, своими травмами и обязанностями. И наша задача - не оградить ребенка от этого знания, а научить его лавировать в этой системе. Видеть за черствостью - не злой умысел, а обстоятельства. За равнодушием - чужую усталость и боль.
Тогда, столкнувшись с недружелюбием, он не сломается. Он просто подумает: «Видимо, у этого человека свои причины так себя вести. Это не отменяет всего хорошего, что есть вокруг».
Так мы вырастим не наивного мечтателя, разбивающегося о суровую реальность, и не циника, не верящего ни в какое добро. А человека, который умеет видеть свет, даже когда вокруг тучи, и понимать тень, даже когда светит яркое солнце.