Легендарный тренер «Спартака» и сборной России Олег Романцев отвечает на вопросы читателей «СЭ».
Меня со скамейки не удаляли, но сидел я там как на электрическом стуле!
Кирилл Горшенин: — Олег Иванович, месяц назад в «СЭ» вы назвали ЦСКА и «Краснодар» главными претендентами на чемпионство. После двух побед «Зенита» не хотите к этой паре добавить еще и команду Сергея Семака?
— Начну с того, что, когда я говорил о «Краснодаре» с ЦСКА, «Зенит» был только на пути к игре, которую показал в матче с чемпионом. Кстати, на старте сезона из тех, кто должен бороться за золото, я называл еще «Спартак», «Динамо» и «Локомотив». И пока от своих слов не отказываюсь.
Уже сейчас ясно — в этом чемпионате не будет доминирования одной команды. Несмотря на перепады в игре, видно, что все названные мной клубы горят на поле, жгут! И такой футбол нравится болельщикам. Возьмите матчи ЦСКА с «Краснодаром» и «Зенитом» — огонь страстей! А дерби «Динамо» со «Спартаком» — настоящий ураган. Конечно, тактических ошибок еще многовато. Да и технического брака хватает. Но борьба идет на пределе.
Уверен, дальше будет еще жарче. Что и доказала победа «Зенита» в Краснодаре, напомнившая о чемпионских амбициях Питера. Он уже в двух очках от лидирующего ЦСКА.
Егор Рыжков: — Проявив запредельную принципиальность, КДК дисквалифицировал на месяц Деяна Станковича, удаленного в матче с «Динамо». Олег Иванович, насколько отсутствие тренера на скамейке и в раздевалке может влиять на игровой и психологический тонус команды? Ведь весь процесс ее подготовки по-прежнему остается в его руках.
— Думаю, раз на раз не приходится. И здесь многое зависит от отношения между тренером и игроками. Одним по ходу матча может не хватать его советов или даже жесткого подстегивания. А кому-то, напротив, это только мешает. Так что ответ на ваш вопрос, Егор, может дать только результат. Посмотрите, как будет выглядеть «Спартак» во встречах без Деяна, посчитайте, сколько наберет очков, и сделайте вывод. По крайней мере, в первом матче с «Крыльями Советов» команда сумела одержать волевую победу. Плюс наконец-то проснулся Угальде. Да и против «Пари НН» игроки не выглядели «осиротевшими» — забили три безответных мяча!
Сам я в шкуре удаленного тренера не бывал — Бог миловал. Даже без желтых карточек обходился, хотя сидел на лавке как на электрическом стуле! Но всегда помнил слова Николая Петровича Старостина: «Олег, кипи не кипи, а если судья свистнул, ничего не изменишь». Правда, когда можно было курить, сигарета выручала. Но ведь в «Олимпийском» не задымишь... Ничего, держался! Надеюсь, что, проявив характер, и наш с вами «Спартак» продержится.
Роман Грудинин: — Ожидали, что Черчесову, возглавившему «Ахмат» с прежним составом, за такой короткий срок удастся поменять не только игру команды, но и ее характер? За счет чего это ему удалось?
— Ожидал, поскольку близко знаю Стаса много лет. Он из тех тренеров, о которых можно уверенно сказать: прошел огонь и воду! За его спиной мировое первенство, чемпионаты Польши и Венгрии, где с «Легией» и «Ференцварошем» выигрывал первые места. Это огромный опыт, который помогает выстраивать работу и уверенно чувствовать себя в любой ситуации. Не думаю, что, принимая предложение «Ахмата», Черчесов бросался в неизвестность. Наверняка он видел потенциал команды, поговорил с близкими к ней людьми. И уже знал, с чего следует начинать. Да и по работе успел изголодаться. Все это помогло быстро найти общий язык с игроками. А победа в первом же матче над «Зенитом» показала, что у «Ахмата» характер его нового тренера. И это то, с чем можно идти дальше. Что подтверждается шестью следующими пройденными без поражений турами. Кстати, я недавно из «СЭ» узнал, что, в свои 62 Станислав Саламович старше всех коллег в РПЛ... Как же все-таки бежит время! Но для меня он, как и остальные поигравшие в моем «Спартаке» ребята, все равно остается пацаном. Удачи вам, дорогие, в нашем нелегком тренерском деле!
Игорь Долгов: — Ровно год назад защитник «Зенита» Дуглас Сантос, получив российский паспорт, перестал считаться легионером. А недавно — после вызова в сборную Бразилии — снова сменил спортивное гражданство. Вам не кажется, Олег Иванович, что это может оказаться примером для других легионеров? А после ужесточения лимита стать еще и проблемой для «Зенита», «Спартака» и «Краснодара», в составе которых иностранцев больше, чем у остальных клубов?
— Вопрос сложный. С одной стороны, можно понять и порадоваться за футболиста, у которого появилась возможность выступить за сборную своей страны. Это большая честь! С другой — не очень красиво так поступать по отношению к команде, где играешь, растешь и зарабатываешь. Да и в сборную его пригласили именно из «Зенита». Ясно, что, помогая бразильцу с получением гражданства, клуб решал вопрос с сокращением числа легионеров. А в итоге... Словом, для меня это не слишком приятная история — с негативным оттенком. Что касается будущих возможных проблем с ужесточением лимита, то они вполне могут возникнуть не только у «Зенита», «Краснодара», «Спартака», а еще и у ЦСКА с «Динамо».
Не знаком с Мажичем и не понимаю, почему именно его назначили руководить судьями
Борис Рогатин: — После матча с ЦСКА Мурад Мусаев заявил, что «Краснодар» запросит переговоры ВАР. Также судейством возмущались Сергей Семак, Михаил Галактионов, Роберт Морено, Алексей Шпилевский... Не пора ли клубам, которые оплачивают работу арбитров, спросить с руководителя судейского корпуса господина Мажича? И попытаться найти ему замену среди российских специалистов? Уж точно хуже не будет!
— Не вижу в просьбе Мусаева ничего необычного, поскольку не считаю, что переговоры главного арбитра с ВАР относятся к категории секретных. А если нечего скрывать, почему не пойти навстречу? Так что здесь я полностью на стороне тренера «Краснодара». Может, потому и судейство у нас на таком уровне, что все вопросы, связанные с ним, как бы находятся под грифом «совершенно секретно»? Я не знаком с господином Мажичем и не знаю, почему именно ему предложили роль командующего российскими арбитрами. Но если в твоем ведомстве непорядок, то за это в первую очередь спрашивают с кого? Правильно, с руководителя. И странно, что этого до сих пор не происходит. Хотя после каждого тура потоком идут жалобы на решения рефери. И, похоже, конца этому не видно. Дошло до того, что не выдержал даже нападающий «Краснодара» Кордоба, после игры с ЦСКА заявивший, что при таком судействе он больше не хочет играть в России. Дожили!
Игорь Романов: — Недавно Матвей Сафонов признался, что не читает спортивные СМИ. То же самое заявил в интервью «СЭ» и Антон Миранчук. Не говорит ли это об их недоверии к тому, что публикуется в медиа?
— Извините, но мне не очень верится, что такие молодые ребята вдруг объявили бойкот всем СМИ. Помнится, мудрый Николай Петрович Старостин советовал прежде всего обращать внимание на автора того, что ты собираешься прочитать. Именно от него зависит, будет тебе интересно или это окажется потерянным временем. Возможно, Матвей и Антон как-то нарвались именно на таких «желтых писак», инсайдеров и блогеров, которых с появлением интернета стало слишком много.
Расскажу давнюю, но очень неприятную историю. После отборочной игры чемпионата мира в «Лужниках» с Югославией в одной газете появился материал, в котором недвусмысленно говорилось, что ее ничейный результат был спланирован заранее. И наши ребята в горячке решили прекратить любое взаимодействие с прессой. Но потом остыли, обыграли на выезде Люксембург и уже на сборе в Бору вернулись к этой теме. На собрании команды Витя Онопко предложил воздержаться от принятого на эмоциях решения. «Считаю, что не все, кто пишет о нас, такие, как автор этой грязной статейки. Ведь большинство журналистов честно делают свое дело, и мы не имеем права оставлять их без работы», — сказал наш капитан. И все его поддержали. Это было ровно 24 года назад! Тогда эта история воспринималась как неприятное недоразумение. Сейчас, когда интернет забит грязью и дурно пахнущей информацией, времена другие, что уже никого не удивляет.
А потому я с грустью и гордостью вспоминаю, как писали такие гиганты, как Лев Филатов, Илья Бару, Геннадий Радчук, Юрий Ваньят... Общение с ними обогащало и всегда было интересным. И я назвал далеко не всех. А еще вспомню блистательного оратора Андрея Петровича Старостина, умевшего, как никто, рассказывать и писать о футболе! Светлая им память...
Советую Матвею Сафонову с Антоном Миранчуком прочитать замечательную книгу Андрея Петровича «Большой футбол». Это классика!
Владимир Каридзе: — Сейчас много хвалят 20-летнего полузащитника ЦСКА Кисляка, отмечая его работоспособность, скорость, выносливость. А что скажет о нем Олег Романцев, в «Спартаке» которого всегда была мощная и интересная средняя линия?
— Нет слов — талантливый парень! Он мне очень напоминает нашего Андрея Пятницкого. Такая же высокая техника, быстрота мысли, тактическое понимание, те же зоны действий и огромный диапазон! Матвей хорош не только в организации игры, но и в завершении атак. Ну и, конечно, для сборной такой разноплановый хавбек — хорошее подспорье. А еще в нем очень подкупает искренняя любовь к футболу, которая чувствуется в игровом настроении.
Значит, не перевелись на Руси футбольные таланты!
За победу организаторы вручили нам два стоматологических кресла. Отказываться было грех!
Анна Курилова: — Как вам идея создания перечня книг для российских спортсменов, цель которого — в обязательном порядке приобщить их к художественной литературе? Обычно этим занимаются в школе, где учителя следят и контролируют, как идет процесс впитывания духовных ценностей. А что это может дать нашему футболу?
— Не хочу никого обидеть, но я тоже не очень понимаю цель этой идеи. И если бы о ней всерьез не говорили высокие начальники, воспринял бы ее как шутку. Вы правы, отмечая, что этот процесс должен происходить еще в школе, где нас приучали к внеклассному чтению. И окончив ее, ты сам определял свое отношение к литературе, выбирая, чему отдать предпочтение — классике или современной прозе. Помню, как в советское время у нас на сборах проходили обязательные политинформации, где дежурный зачитывал отобранные тренером газетные материалы, опубликованные в «Правде» и «Комсомолке». За этим наблюдал бдительный проверяющий. Было такое и в «Красной пресне», где я начинал еще молодым тренером, когда нас проверял от Спорткомитета старейший спартаковец Николай Алексеевич Гуляев.
Вы спрашиваете, что может дать нашему футболу чтение игроками классиков по обязательному списку? Ума не приложу. Скажу лишь, что хуже ему от этого не будет. Особенно если после игры футболисты будут собираться не в ресторане или ночном клубе, а в том месте, где под чашку чая вслух по очереди будут читать Достоевского. Только не до утра! А там, глядишь, дело и до тренеров дойдет. Шучу, конечно...
Герман Хордин: — В последнее время много говорят об ужесточении лимита на легионеров — якобы это откроет дорогу в большой футбол талантливой молодежи. Но вот Дмитрий Парфенов считает по-другому: если ты качественный игрок, то сам докажешь, что тебе можно доверять. Как это сделали Батраков, Кисляк, Глебов. Отсутствие лимита им не помешало — тренер ведь себе не враг, он хочет видеть в составе только сильнейших, независимо от их паспорта. Какая точка зрения вам ближе?
— Я за легионеров. Но не за тех, кто через раз попадает в состав и полирует скамейки запасных, а за мастеров уровня Халка, Промеса, Данни, Вендела, украшавших наш чемпионат. Это мое мнение. У «Зенита» оно может быть другим, как и у «Спартака» или «Пари НН». Кода ужесточат лимит, то каждому клубу придется под него подстраиваться по-своему — у кого есть деньги, выберут один путь, те, кто победнее, — другой. Но не стоит обольщаться, что после усиленного ограничения на иностранцев в наш футбол лавиной хлынет своя талантливая молодежь! И прав Дима Парфенов, говоря, что пробивать себе путь в состав должен сам футболист. Помню, сколько терпения и труда приложил для этого мой красноярский земляк и близкий друг Александр Тарханов. В юные годы он был не слишком силен физически и не обладал теми данными, которые бы заставили обратить на него внимание. Но пахал и терпел, терпел и пахал. И прошел тяжелейший путь из красноярской команды низшего дивизиона до лидера ЦСКА и игрока сборной. А ведь тогда еще легионерами в нашем футболе и не пахло...
Филипп Гронский: — Олег Иванович, в РПЛ каждую неделю происходит уйма инфоповодов, за которыми не успеваешь следить. А какое событие этой осенью стало для вас главным?
— К сожалению, в сентябре не стало нашего верного товарища и соратника по работе в «Спартаке» Александра Хаджи, верой и правдой служившего клубу больше двух десятков лет. Он был не просто администратором команды, а ее душой, с которой брался за любое дело. Потому в тех одиннадцати золотых победах клуба была и его заслуга.
Что касается других событий, то я бы отметил два контрольных матча сборной, которые она проводила с достаточно крепкими соперниками — Иорданией и Катаром. Если после первой встречи команда Карпина подверглась критике за смазанный первый тайм и нулевую ничью, то с Катаром все увидели ее совсем другой — собранной, мощной, заточенной на атаку. Что и подтвердилось безоговорочной победой — 4:1. Но особенно порадовало то, что счет своим голам в сборной открыл молодой Кисляк, признанный лучшим игроком матча. Во встрече с Иорданией лучшим стал Максим Глушенков, который вышел на поле с капитанской повязкой. А то, с каким настроем он провел игру в этом почетном звании, говорит о многом. И уж если ему играть в сборной теперь интересно, то значит, Карпин все делает правильно: команда мужает, растет и движется вперед.
Если говорить о неприятном, то тема здесь, увы, заезженная — судейство, уровень которого определяется не только количеством ошибок, но еще и скандалами. Кто-то вздыхает по этому поводу, а кто-то, сорвавшись, уже кричит, получая дисквалификацию. Но просвета здесь пока не видно...
Юлия Бокова: — Олег Иванович, был момент, когда Карпина, после того как он посоветовал молодым футболистам уезжать в Европу, обвиняли чуть ли не в отсутствии патриотизма. А как вы относились к отъезду своих игроков за рубеж, понимая, что теряете лидеров «Спартака»? И не было ли опасения, что Романцева обвинят в разбазаривании советских талантов?
— В те времена никто не мог выдвинуть никаких обвинений — все делалось по закону, с согласия высшего спортивного руководства и различных органов. Ведь наши ребята ехали представлять спорт великой державы! Что касается меня, то я не мог отказать игрокам, поскольку оплата их труда за границей была намного выше. А у каждого семья, дети... Конечно, руководство «Спартака» использовало любую возможность, чтобы поддержать ребят. Был момент, когда профсоюзы перестали финансировать команду. И Николай Петрович Старостин, и президент клуба Юрий Александрович Шляпин искали любые возможности, чтобы поддержать ребят. А здесь подоспело приглашение на коммерческий турнир во Францию. Но за победу в нем в качестве премиальных организаторы вручили нам два стоматологических кресла последней модели. Отказываться было грех! Поблагодарили щедрых хозяев, привезли эти «призы» домой и продали. А деньги раздали футболистам. Случалось и такое.
Потому и давал ребятам зеленый свет на отъезд. Правда, перед ним с каждым обсуждал, стоит ли идти на такой серьезный шаг и рисковать тем, что имеешь. Скажем, когда пришло из «Вердера» приглашение совсем молодому Володе Бесчастных, я засомневался — не рано ли? Посидели с ним, поговорили. Чувствую — парень горит. Ну и пожали на дорожку руки. Правда, здесь сыграло решающую роль то, что его хотел видеть в своей команде мой друг и большой тренер Отто Рехагель. У него Володька должен был заиграть. Потому и дал добро. Как и Димке Аленичеву, когда того позвали в «Рому». Но он уезжал уже сложившимся футболистом. И здесь мы не ошиблись — Дмитрий стал первым россиянином, выигравшим Лигу чемпионов.
Конечно, каждый отъезд становился для меня головной болью — нужно было что-то менять в тактике, искать замену на освободившейся позиции. Но почти все из уезжавших нашли себя в Европе, где до сих пор помнят Мостового, Карпина, Аленичева, Онопко и других спартаковцев. Чему я радуюсь — и чем горжусь.
P.S. Еще раз спасибо, что не забываете! Возможно, я сказал не все, что вам хотелось услышать. Но по-другому не могу — не умею. А болельщикам моего клуба напомню: любите «Спартак», а не себя в «Спартаке»!
По-прежнему ваш, Олег Романцев!
«ЦСКА и «Краснодар» — главные претенденты на чемпионство». Романцев — о Станковиче, Карпине и лимите
Черчесов — мощь: 7 туров не знает поражений, побил рекорд «Ахмата» и приблизил его к топ-5
Мощная закупка «Динамо». Карпин получил новичков на 21 миллион евро
Александр Львов, «Спорт-Экспресс»