Найти в Дзене

Исторический путь к стандартам красоты во Вьетнаме

Во Вьетнаме пляж совсем не тот идиллический уголок отдыха, каким его привыкли видеть западные туристы. Вместо солнечных ванн и золотистого загара здесь ценится белоснежная кожа. Этот необычный стандарт красоты берет свое начало в глубокой исторической памяти страны и тесно связан с классовыми различиями прошлого. Традиционно белая кожа была признаком принадлежности к высшим слоям общества. Люди благородного происхождения могли позволить себе избегать физического труда на полях и под открытым небом. Напротив, загорелые лица служили свидетельством тяжелого ручного труда и низкой социальной стратификации. Так возник культ светлой кожи, ставший визитной карточкой богатых слоев населения. Этот взгляд сохранился и по сей день. Местные жители стараются избежать солнечного воздействия любыми способами. Даже летом, в самую жаркую погоду, мужчины и женщины выходят на улицу в закрытой одежде с длинными рукавами, широкими головными уборами и перчатками. Такое поведение удивляет иностранцев, привык
Оглавление
С заходом солнца в Нячанге начинается настоящая жизнь – пляжи заполняются местными жителями, спешащими насладиться морским воздухом и общением, пока ласковые лучи больше не грозят нежелательным загаром.
С заходом солнца в Нячанге начинается настоящая жизнь – пляжи заполняются местными жителями, спешащими насладиться морским воздухом и общением, пока ласковые лучи больше не грозят нежелательным загаром.

Во Вьетнаме пляж совсем не тот идиллический уголок отдыха, каким его привыкли видеть западные туристы. Вместо солнечных ванн и золотистого загара здесь ценится белоснежная кожа. Этот необычный стандарт красоты берет свое начало в глубокой исторической памяти страны и тесно связан с классовыми различиями прошлого.

История и культура белого цвета кожи

Традиционно белая кожа была признаком принадлежности к высшим слоям общества. Люди благородного происхождения могли позволить себе избегать физического труда на полях и под открытым небом. Напротив, загорелые лица служили свидетельством тяжелого ручного труда и низкой социальной стратификации. Так возник культ светлой кожи, ставший визитной карточкой богатых слоев населения.

Работая на полях, вьетнамцы надевают многослойную одежду, широкие соломенные шляпы (нон) и закрывают лицо специальными тканевыми масками (кан хуа), вовсе не из-за прохлады, а чтобы уберечь кожу от загара и подчеркнуть высокий социальный статус
Работая на полях, вьетнамцы надевают многослойную одежду, широкие соломенные шляпы (нон) и закрывают лицо специальными тканевыми масками (кан хуа), вовсе не из-за прохлады, а чтобы уберечь кожу от загара и подчеркнуть высокий социальный статус

Этот взгляд сохранился и по сей день. Местные жители стараются избежать солнечного воздействия любыми способами. Даже летом, в самую жаркую погоду, мужчины и женщины выходят на улицу в закрытой одежде с длинными рукавами, широкими головными уборами и перчатками. Такое поведение удивляет иностранцев, привыкших воспринимать море и солнце как идеальное сочетание.

Реальные истории и интересные случаи

Один из примеров подобного восприятия – рассказ известного писателя Грэма Грина в книге «Тихий американец» (опубликованный в 1955 году). Герой романа замечает, что на улицах Сайгона почти невозможно увидеть женщину с загорелым лицом. Все они прячутся от солнца под зонтиками и тканевыми масками. Грин пишет: Они предпочитают выглядеть бледными и нежными, словно фарфоровые куклы.

Еще одна любопытная деталь касается плавания. Большинство вьетнамцев плавают в полном облачении, иногда даже в брюках и рубашках. Их цель – сохранить кожу чистой и незагорелой. Этот феномен вызвал недоумение у первых европейцев, прибывших сюда в XVIII веке. Французский миссионер Пьер-Поль-Луи де Розье писал в своем дневнике: Я видел женщин, входящих в воду в платье и туфлях, будто хотят искупаться в церкви.

Французский исследователь Франсуа-Альфонс-Фелисьен Лаффон, путешествовавший по странам Дальнего Востока в середине XIX века, отмечал практики защиты от солнца: “Les femmes vietnamiennes portent des robes et des chapeaux pour se protéger du soleil” (Вьетнамские женщины носят платья и шляпы, чтобы защититься от солнца).

Австралийский историк и писатель Майкл Маккензи в своей работе «The Beauty Obsession» рассказывает о глобальных аспектах восприятия красоты, включающих уникальные региональные различия. В главе, посвященной Юго-Восточной Азии, он рассматривает значимость белой кожи в различных культурах региона: “For many Asians, including those from Vietnam, pale complexions are still seen as markers of wealth and beauty.” (Для многих азиатов, включая вьетнамцев, бледная кожа всё ещё воспринимается как признак богатства и красоты.)

Таинственное происхождение идеальной белизны

Среди глубоких корней традиций вьетнамской культуры лежит древняя сказочная легенда, объясняющая страсть местных жителей к идеально белой коже. Согласно мифологии, покровительница плодородия и радости, великая богиня Тхиен-Мао, однажды снизошла на землю, желая испытать своё могущество. Дотронувшись своим божественным пальцем до земной поверхности, она оставила чудесный отпечаток ослепительно-белого оттенка.

Белая рука судьбы

С той поры считается, что лишь избранные женщины, чьи души были отмечены сияющим прикосновением Тхиен-Мао, обладают великолепием безупречно белой кожи. Остальные же, оставленные вне сферы внимания богини, вынуждены заботиться о сохранении чистоты своего облика самостоятельно, защищая её всеми возможными средствами от разрушительного влияния солнечного света.

Отражение статуса и власти

Древнее поверье породило устойчивое представление о белом цвете кожи как символе знатности и благополучия. Загар считался признаком низкого социального положения, поскольку крестьяне, вынужденные трудиться под палящим солнцем, неизбежно приобретали тёмный оттенок лица. Таким образом, белоснежная гладкость превратилась в знак аристократического происхождения и материального достатка.

Вечная тяга к совершенству

Несмотря на прогресс и глобализацию, древние обычаи сохраняются и поныне. Вьетнамская женщина, выходя на улицу, обязательно укроется широкой шляпой («нон») и специальной тканью, обернутой вокруг лица («кан хуа»). Эти меры направлены исключительно на защиту драгоценной белизны кожи, воплощающей собой уважение предков и высокие социальные ожидания.

Белая кожа в литературе

Стихотворения, посвящённые прямо белизне кожи, довольно редкое явление среди известных произведений русской литературы. Однако некоторые писатели использовали образ белой кожи в романтическом ключе, подчёркивая изысканность, чистоту и возвышенность героинь.

Александр Пушкин в своём известнейшем романе в стихах «Евгений Онегин» часто обращается к образу прекрасной дамы с тонкой кожей:

И верно б согласились вы, Что Нина мраморной красою Затмить соседку не могла, Хоть ослепительна была.

Или «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей.

Маргарет Митчелл. Цитата о Скарлетт О’Хара:

«На белом, как лепесток магнолии, лбу – ах, эта белая кожа, которой так гордятся женщины американского Юга…».

-3

В знаменитой трагедии Шекспира противопоставляется темнокожий мавр Отелло и белая кожа его жены Дездемоны. Образ белой кожи служит символом чистоты, добродетели и невиновности, усиливая трагедийность сюжета: “Her whiteness is such that it puts her beyond suspicion, but also makes her vulnerable to misinterpretation by others”. (Ее белизна такова, что ставит ее вне подозрений, но в то же время делает уязвимой для неправильного толкования окружающими.)

А вы какие можете привести примеры?

P.S.

Сегодня, несмотря на растущую популярность туристических направлений и доступность косметологических процедур, белые оттенки кожи продолжают оставаться объектом поклонения. Прогуливаясь по вечернему пляжу или наблюдая за женщинами, заходящими в воду в полной экипировке, легко почувствовать всю глубину и уникальность местного мировоззрения. Ведь красота – понятие относительное, зависящее от множества факторов, включая историю, традиции и культурные нормы конкретного общества.

#Вьетнам #красота #стандарткрасоты #культура #история #традиции #белаякожа #социальныеклассы #азия #путешествия
#Вьетнам #красота #стандарткрасоты #культура #история #традиции #белаякожа #социальныеклассы #азия #путешествия