Найти в Дзене
частные суждения

«Гостья из будущего» и древнеегипетская религия.

Если бы советский фантастический сериал «Гостья из будущего» посмотрел древнеегипетский жрец, то он бы наверное слегка удивился автомобилям и телефону в Москве 1980-х, а приключения главного героя Коли Герасимова в мире будущего его бы ничуть не поразили. Более того, он бы нашёл и сюжет, и антураж мира будущего знакомыми и понятными. Прежде всего, Коля спускается в подвал заброшенного дома, в котором он видит колоннаду и так называемую «ложную дверь», спрятанную за дверью обычной… Надо оговориться, что «ложной дверью» глухую нишу в стене с обрамлением в виде дверного косяка стали называть современные археологи. Древние египтяне считали эту нишу дверью настоящей. Только открыть её люди не могли, да и для прохода через неё живых людей она заведомо не предназначалась. Через этот портал в стене внутреннего помещения мастабы (погребального сооружения) могли проходить только духи и боги. Коля, с точки зрения египтянина, смог пройти в «западный мир» (то есть царство мёртвых, которое Коля, б

Если бы советский фантастический сериал «Гостья из будущего» посмотрел древнеегипетский жрец, то он бы наверное слегка удивился автомобилям и телефону в Москве 1980-х, а приключения главного героя Коли Герасимова в мире будущего его бы ничуть не поразили. Более того, он бы нашёл и сюжет, и антураж мира будущего знакомыми и понятными. Прежде всего, Коля спускается в подвал заброшенного дома, в котором он видит колоннаду и так называемую «ложную дверь», спрятанную за дверью обычной…

«Ложная дверь» в древнеегипетской усыпальнице.
«Ложная дверь» в древнеегипетской усыпальнице.

Надо оговориться, что «ложной дверью» глухую нишу в стене с обрамлением в виде дверного косяка стали называть современные археологи. Древние египтяне считали эту нишу дверью настоящей. Только открыть её люди не могли, да и для прохода через неё живых людей она заведомо не предназначалась. Через этот портал в стене внутреннего помещения мастабы (погребального сооружения) могли проходить только духи и боги. Коля, с точки зрения египтянина, смог пройти в «западный мир» (то есть царство мёртвых, которое Коля, будучи советским пионером, воспринял как мир будущего, достигший коммунизма) благодаря проводнику — некоей богине по имени Полина, которая показалась Коле и Фиме на московской улице.

Изображение богини Хатхор, символизирующей небо, радость, любовь.
Изображение богини Хатхор, символизирующей небо, радость, любовь.

То, что её видели только эти двое школьников, а взрослые на Полину, несмотря на её странное платье, внимания не обращали, египтянина бы убедило в том, что Полина действительно является кем-то из богинь. Боги могли скрывать своё присутствие среди людей, показываясь только избранным. Фима, кстати, совсем не зря Полину (как и всех пришельцев из иного мира, даже «хороших», вроде Алисы) опасался — любой контакт с богами, даже теми, которых современные египтологи называют «благими», был чреват опасностью для обычного человека (то есть не жреца и не фараона).

Коля и дед Павел. «Дедами» древние славяне называли в том числе покойников.
Коля и дед Павел. «Дедами» древние славяне называли в том числе покойников.

Итак, Коля попал в иной мир. Там он сперва видит людей, путешествовавших в прошлое… На самом деле, с точки зрения древнего египтянина, это не люди, а Ка умерших (Ка это одна из «душ» человека, выглядит в точности как сам человек, но в отличие от него может странствовать между мирами — например когда человек спит или погружён в транс). Они в самом деле, по древнеегипетским представлениям, могли посещать мир живых, причём как раз через «ложные двери», то есть специальные порталы в погребениях. Жрецы могли с ними общаться, как с живыми, для чего у древних египтян имелись соответствующие ритуалы.

Автомат с бесплатными пирожными.
Автомат с бесплатными пирожными.

Тот свет у древних египтян был улучшенной версией этого. Там вдоволь продуктов, включая самые редкие и вкусные. Нет необходимости постоянно тяжело трудиться, нет произвола властей, включая царскую, поскольку царь (то бишь фараон), сам будучи богом, общается в ином мире исключительно с богами же. Аналог земных «общественных работ» (строительство каналов, храмов и пирамид в масштабе всего египетского государства) в ином мире тоже есть, но эти работы выполняет не сам покойный (то бишь его душа), а специально положенный в его погребение «заместитель» в виде особой куклы.

На границе двух миров.
На границе двух миров.

Кстати о куклах. Кроме богов, так сказать, в живом виде (насколько термин «живое» применим к сверхъестественным существам), египтяне верили в движущиеся статуи, которые боги иногда оживляют. Именно такой ожившей статуей для египтянина был бы робот Вертер. Он явно является хранителем перехода между мирами, помогает чистому душой Коле и пытается защитить переход от двух злых демонов, которыми для египтянина выглядят космические пираты. Но, не будучи полноценным богом, а лишь его статуей, робот Вертер с этой задачей не справляется. Поэтому за демонами в мир живых приходится отправляться ещё одной богине в виде маленькой девочки.

Коля, дух человека XIX века и бог в обличье козла.
Коля, дух человека XIX века и бог в обличье козла.

К слову о богах. В будущем сериала они везде — некоторые выглядят как люди и ходят среди людей (то бишь не живых людей, конечно, а их душ), а некоторые в виде животных, вроде говорящего козла и молчащего крокодила в КосмоЗоо. Для египтянина такие боги вполне привычны. Равно как и магический амулет из драгоценных камней, который называется «миелофон». Ничего удивительного, что за амулетом охотятся злые демоны, а хранит его добрая богиня по имени Алиса. То, что в мир живых за амулетом отправились не могущественные стражи, а девочка, египтянина бы не удивило — разумеется, амулет должна вернуть его хранительница, а не кто-то иной.

Коля и некие существа в обличье детей, проводящие обряд с передвижным алтарём и закреплённым на нём символом.
Коля и некие существа в обличье детей, проводящие обряд с передвижным алтарём и закреплённым на нём символом.

Ещё одно отличие древнеегипетского иного мира — его внешняя скромность, чтобы не сказать бедность. Там нет каких-то особых грандиозных чудес, если не считать самого факта присутствия богов (причём как добрых, так и не очень). Зато нет там и мук греческого царства Аида, этрусско-римской обители Орка или серого уныния вавилонского того света. А ещё египетский иной мир ограничен в пространстве лишь населёнными землями, поэтому Коля в фильме не смог полететь на Луну или куда-то ещё, хотя Космопорт в его представлении о мире будущего был. Да, самое главное — иной мир у древних египтян соответствует представлению людей о нём, поэтому Коля, разумеется, увидел там коммунизм. А вот какой-нибудь иностранец из капиталистической страны, попав в тот же мир через тот же портал, увидел бы там нечто иное.