Найти в Дзене

Нарушения поведения у дошкольников: как их распознать и что делать

Представьте: вы приходите в сад за ребёнком, а воспитатель снова жалуется — «Он не слушается, мешает другим». Кто-то в этот момент чувствует вину, кто-то раздражение. На самом деле это не «плохой характер», а сигналы, которые ребёнок подаёт своим поведением. Как это выглядит: ребёнок не может усидеть на месте, перебивает, дёргает руками, бегает. Если его постоянно ограничивать, в теле накапливается напряжение, внимание рассеивается, появляются усталость и эмоциональные срывы. Почему так: чаще всего причина в физиологии — особенностях нервной системы и повышенной потребности в движении. Что делать: Как это выглядит: ребёнок нарочно нарушает правила, и делает это так, чтобы взрослые заметили. Например, громко кричит в магазине или специально дразнит брата при маме. Почему так: причина в психологии — недостаток внимания и признания. Что делать: Как это выглядит: Почему так: причина чаще всего педагогическая — слишком жёсткое или непоследовательное воспитание. Что делать: Как это выглядит
Оглавление

Представьте: вы приходите в сад за ребёнком, а воспитатель снова жалуется — «Он не слушается, мешает другим». Кто-то в этот момент чувствует вину, кто-то раздражение. На самом деле это не «плохой характер», а сигналы, которые ребёнок подаёт своим поведением.

Гиперактивное поведение

-2

Как это выглядит: ребёнок не может усидеть на месте, перебивает, дёргает руками, бегает. Если его постоянно ограничивать, в теле накапливается напряжение, внимание рассеивается, появляются усталость и эмоциональные срывы.

Почему так: чаще всего причина в физиологии — особенностях нервной системы и повышенной потребности в движении.

Что делать:

  • давать ребёнку возможность для активной разрядки — спорт, танцы, подвижные игры;
  • чередовать спокойные и активные задания;
  • использовать короткие и чёткие инструкции.

Демонстративное поведение

-3

Как это выглядит: ребёнок нарочно нарушает правила, и делает это так, чтобы взрослые заметили. Например, громко кричит в магазине или специально дразнит брата при маме.

Почему так: причина в психологии — недостаток внимания и признания.

Что делать:

  • давать позитивное внимание за хорошие поступки;
  • игнорировать «выступления», не усиливать внимание на истерике;
  • давать возможность проявлять себя в играх, творчестве, сценках.

Протестное поведение

-4

Как это выглядит:

  • Негативизм — «не буду делать только потому, что меня попросили».
  • Упрямство — настаивание на своём не ради желания, а ради принципа.
  • Строптивость — отторжение правил и навязанного образа жизни.

Почему так: причина чаще всего педагогическая — слишком жёсткое или непоследовательное воспитание.

Что делать:

  • договариваться: «Сначала убираем игрушки, потом читаем сказку»;
  • давать ребёнку выбор, где он может проявить самостоятельность;
  • уважать мнение ребёнка, сохраняя при этом роль ведущего взрослого.

Агрессивное поведение

Как это выглядит: ребёнок дерётся, ломает игрушки, толкает сверстников или родителей.

Почему так: причина чаще в психологии — агрессия как способ получить внимание, самоутвердиться или снять напряжение. Иногда это отражение агрессивной модели в семье.

Что делать:

  • учить ребёнка проговаривать злость словами;
  • предлагать безопасные способы разрядки (рвать бумагу, бить подушку);
  • чётко обозначать границы: «Бить нельзя. Если злишься — скажи словами».

Инфантильное поведение

Как это выглядит: шестилетний ребёнок ведёт себя как трёхлетний — просится на ручки, плачет по-детски, «сюсюкает».

Почему так: связано с психологией и воспитанием. Ребёнку не хватает уверенности, защиты или самостоятельности, а родители часто делают всё за него.

Что делать:

  • постепенно учить самостоятельности;
  • поддерживать, но не подменять действия ребёнка;
  • хвалить за каждую попытку справиться самому.

Конформное поведение

Как это выглядит: ребёнок легко поддаётся влиянию других. Может начать грубить воспитателю или вести себя вызывающе только потому, что так делают сверстники.

Почему так: причина в социально-психологической сфере — высокая внушаемость.

Что делать:

  • развивать критическое мышление: «А что ты сам думаешь?»;
  • учить ребёнка отстаивать своё мнение;
  • показывать пример поведения в семье.

Симптоматическое поведение

Как это выглядит: ребёнок жалуется на боли в животе перед школой, у него резко падает успеваемость после развода родителей, появляются энурез или частые «беспричинные» болезни.

Почему так: это сигнал о психологическом или семейном неблагополучии. Когда ребёнок не может сказать словами, тело и поступки начинают говорить за него.

Что делать:

  • наблюдать, фиксировать ситуации, в которых возникают симптомы;
  • обсуждать с ребёнком его переживания, давать возможность говорить о чувствах;
  • при необходимости обращаться к психологу и врачу.

Общие пути коррекции

-5
  • Искать не способ «сломать» поведение, а его причину.
  • Поддерживать ребёнка через совместную деятельность, игру, творчество.
  • Давать внимание и любовь.
  • В сложных случаях — работать со специалистами (психолог, невролог, педагог).

Главное, что стоит помнить

Поведение ребёнка — это язык, на котором он говорит о своих потребностях. Иногда — о любви, иногда — о внимании, иногда — о боли. Если родители научатся понимать этот язык, ребёнок сможет выражать себя по-другому: через слова, доверие и творчество.