Найти в Дзене

Танец на пороге отчаяния: Как Хоакин Феникс переизобрёл Джокера. Артур Флек. Человек, который "создал" общество

Есть роли, которые становятся знаковыми. Джек Николсон подарил нам Джокера-гангстера, эксцентричного криминального гения с едкой усмешкой. Хит Леджер явил миру Джокера-анархиста - неудержимого как сила природы, агента хаоса, чья философия была страшнее бомбы. Понятно, вершина взята. Что еще можно сказать о короле-клоуне преступного мира? 1. А потом появился Хоакин Феникс. И он не стал ничего говорить. Он станцевал Его танец — медленный, мучительный, почти ритуальный — в грязном общественном туалете после первого тройного убийства стал одним из самых мощных образов на высоком уровне. Это не был танец триумфа. Это была агония перерождения, судорожное сбрасывание кожи Артура Флека — забитого, незаметного человека, чья жизнь была одной сплошной плохой шуткой. В этом танце родился Джокер. Не злодей. Не антагонист. Трагический герой нашего времени. Фильм Тодда Филлипса совершает радикальный поворот. Он забрал у Джокера его мистику, его таинственное прошлое и его противостояние с Бэтменом. Вм
Оглавление

Есть роли, которые становятся знаковыми. Джек Николсон подарил нам Джокера-гангстера, эксцентричного криминального гения с едкой усмешкой. Хит Леджер явил миру Джокера-анархиста - неудержимого как сила природы, агента хаоса, чья философия была страшнее бомбы. Понятно, вершина взята. Что еще можно сказать о короле-клоуне преступного мира?

1. А потом появился Хоакин Феникс. И он не стал ничего говорить. Он станцевал

Его танец — медленный, мучительный, почти ритуальный — в грязном общественном туалете после первого тройного убийства стал одним из самых мощных образов на высоком уровне. Это не был танец триумфа. Это была агония перерождения, судорожное сбрасывание кожи Артура Флека — забитого, незаметного человека, чья жизнь была одной сплошной плохой шуткой. В этом танце родился Джокер. Не злодей. Не антагонист. Трагический герой нашего времени.

Фильм Тодда Филлипса совершает радикальный поворот. Он забрал у Джокера его мистику, его таинственное прошлое и его противостояние с Бэтменом. Вместо этого он дал ему имя — Артур Флек. Он дал ему историю, работу, которую тот ненавидит, и мечту, над которой все смеются. Он поместил его не в ряд Готэма из комиксов, а в город, до боли знакомый Нью-Йорк конца 70-х: грязный, охваченный забастовками, классовой ненавистью и полным безразличием к «маленькому человеку».

Кадр из фильма. Взято из открытых источников
Кадр из фильма. Взято из открытых источников

2. Джокер - как симптом

В этом и заключается гениальность перевоплощения Феникса. Его Джокер — это не причина, а симптом. Симптом больного, разлагающегося общества, которое прекратило присматривать за своими наиболее уязвимыми членами. Артур не хотел разрушать мир. Он отчаянно хотел быть его частью. Он следовал правилам: ходил к социальному работнику, принимал семь видов таблеток, пытался «приносить смех и радость». Его знаменитый, неконтролируемый смех — это не признак веселья, а крик о помощи, облеченного в самую неудобную для окружающих форму. Это болезнь, душевная боль, которую никто не хочет видеть.

И когда система окончательно отворачивается от него — урезает финансирование социальной помощи, отбирая последнюю ниточку, связывающую его с реальностью, — Артур перестает стучаться в закрытую дверь. Он понимает, что единственный способ стать видимым в мире, который его теряет, — это поджечь его.

3. Здесь мы подходим к самой провокационной идее фильма: Артур Флек. Человек, который "создал" общество

Он не создавал его в привычном смысле. Он не строил институты и не писал законов. Он стал катализатором. Случайное, отчаянное убийство в метро, ​​совершенное из самозащиты, внезапно было интерпретировано толпой как акт реакционного протеста. Невидимый человек в костюме клоуна убил трех привилегированных сотрудников Уэйн Энтерпрайзис. Для тысяч таких же забытых и униженных жителей Готэма это стало сигналом.

Артур не вел их за собой. Он просто дал им маску. Он дал безликому гневу лицо — лицо клоуна. Он непреднамеренно создал новую этическую ткань, сотканную из нигилизма, ярости и отчаяния. В обществе, где социальные нормы рухнули, а правдой стал хаос. В этом смысле он действительно его «создал» — он разрушил старое до основания и "посеял" на его руинах урожай нового и чудовищного.

Джокер Хита Леджера говорил: «Я просто пёс, бегущий за. Я бы не знал, что делать, если бы догнал». Он был внешней силой, проверяющей город на прочность. Джокер Хоакина Феникса — это продукт самого города. Он пришел не извне. Он вырос изнутри, как раковая опухоль, вскормленная безразличием и жестокостью.

Танец на выходе в финал — это его коронация. Больше нет сгорбленного, неуверенного Артура, с трудом поднимающегося по бесконечным ступеням. Теперь есть Джокер — пластичный, уверенный, снижающий принятие своего нового мира, который он сам, не желая того, породил. Он больше не жертва. Он — символ.

Хоакин Феникс не просто сыграл Джокера. Он провел вскрытие души человека, доведенного до последних границ. Он показал нам, что самый страшный монстр — это тот, в котором мы с ужасом можем разглядеть частичку себя и мира, в котором живем. Его Джокер — это зеркало, поставленное перед обществом, которое предпочитает не замечать своих Артуров Флеков. До тех пор, пока их болезненный смех не превратился в грозный выстрел, а их танец отчаяния — в гимн новой, жестокой эпохи.

Интересные статьи канала

Всем, кому интересен мир социальных сетей, мессенджеров, приложений и гаджетов жду в своём Дзен-канале "Вам Telegram и не только" - https://dzen.ru/id/685e7391f65f136acb6c4016

Мой Telegram-канал "Кит в облаках. Истории успеха", наполненный позитивом и хорошей музыкой, можно оценить здесь - https://t.me/Mari_Kit_2025

Подписывайтесь. Комментируйте. Вас ждёт масса интересных публикаций.

Кадр из фильма. Взято из открытых источников
Кадр из фильма. Взято из открытых источников