Изначально идея возникла спонтанно: возможна ли реализация башкирской юрты в виртуальном пространстве с использованием технологий виртуальной реальности? Проработав концепцию, команда решила представить её на конкурсе лидерских проектов.
Экспозиция Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН скоро пополнится новым виртуальным экспонатом под названием «VR-URTA». Этот уникальный проект является результатом совместной работы Лаборатории VR-технологий и робототехники УГНТУ, расположенной в Межвузовском кампусе Уфы, и Евразийского музея кочевых цивилизаций.
Изначально идея возникла спонтанно: возможна ли реализация башкирской юрты в виртуальном пространстве с использованием технологий виртуальной реальности? Проработав концепцию, команда решила представить её на конкурсе лидерских проектов.
«Мы хотели подчеркнуть не только исторический и национальный аспект, но и продемонстрировать, что УГНТУ занимается не только нефтью и газом, но и созданием цифровых копий музейных объектов», - отметил руководитель проекта Булат Шайбаков.
Над проектом работали специалисты Лаборатории VR-технологий и робототехники, сотрудники Центра реверс-инжиниринга УГНТУ и Музей археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН, а также ученые-историки.
Команда постоянно взаимодействует с сотрудниками музея, поскольку основой стала реконструированная историческая башкирская юрта, выполненная из оригинальных материалов с соответствующим интерьером. Для начала провели фотограмметрическое исследование предметов интерьера, панорамные съемки внутренней и внешней частей юрты, а также наземное лазерное сканирование для формирования облака точек и последующей разработки трехмерных моделей. В лабораторных условиях были созданы сами модели, сцены, разработаны сценарии с участием сотрудников музея.
Исторически значимая башкирская юрта вместе с предметами обстановки теперь полностью воссоздана в виртуальном пространстве. Цифровая обработка осуществлялась как вручную, так и посредством наземного лазерного сканирования, которое проводилось специалистами лаборатории реверс-инжиниринга университета нефти и газа. Главной трудностью стало создание цифровой копии старинных артефактов ручной работы, отличающихся сложными формами, разнообразием структур и практически полным отсутствием симметрии. Каждый материал требовал особого подхода.
Помимо постоянной экспозиции Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН, проект предполагается внедрить в мобильные выставки и экспозицию Евразийского музея кочевых цивилизаций. Башкирскую юрту можно демонстрировать на крупных мероприятиях, посвященных Республике Башкортостан, используя лишь комплект VR-очков, погружающих зрителей в атмосферу национальной истории.
Министр предпринимательства и туризма Башкортостана Светлана Верещагина подчеркнула значимость подобного инновационного решения: «Создание виртуальной юрты позволит привлечь внимание большего числа туристов, заинтересованных в изучении культуры и истории региона. Такая форма взаимодействия сделает экскурсии увлекательными и доступными».
В России существует большое количество этнических групп, ранее занимавшихся кочевым образом жизни, и успешный опыт ученых из Уфы может стать примером для других регионов, позволяя создавать аналогичные проекты виртуальных экскурсий по традиционному жилью разных народов нашей страны.
источник: https://pravitelstvorb.ru/news/27587/