«Козёл отпущения» и «святой» в семье и на работе: 2 из 5 возможных сценариев групповой динамики. Как закрепляются роли и почему накапливается вина.
Контекст (Йом-Киппур, архетип «святого» и «козла отпущения»)
В предыдущих статьях мы говорили о Ритуале Искупления и о том, как древняя традиция Йом-Киппура помогала людям справляться с фрагментацией психики:
https://www.b17.ru/article/734518/
Человек признавал вину, но одновременно искал способ избавиться от неё. Два козла символизировали этот парадокс: один становился «святым», жертвой ради общины, другой - «козлом отпущения», на которого переносили вину и изгоняли.
Сегодня мы продолжаем те же попытки совладать с напряжением, только уже без самого ритуала. В семьях, рабочих коллективах и даже в политике мы видим те же роли: «святого» и «козла отпущения».
Групповая динамика бессознательно воспроизводит древний механизм, и его можно описать в нескольких типах.
О первом типе - где роли чередуются - уже шла речь здесь:
https://www.b17.ru/article/743782/
Теперь рассмотрим второй и третий.
Тип 2. «Святой» внутри и назначенный «виновный» - козёл отпущения (закрепление ролей)
Этот сценарий - одна из более примитивных форм "защиты" от внутреннего парадокса: с одной стороны, принятия ответственности, а с другой - желания избежать её и возможных последствий.
Человек живёт роль «святого» или «жертвы ради других». Внутренний конфликт не удерживается, и всё тёмное в себе переносится наружу - на другого.
Так, например, мать, которая не хотела ребёнка и родившая его под давлением окружения, может чувствовать себя страдалицей, которая «жертвует собой ради ребёнка». Тогда ребёнок оказывается носителем всего вытесненного: на него проецируется злость, вина, неблагодарность.
Или, например, партнёр становится тем, кто «испортил жизнь».
Механизм прост: противоречивые чувства, как и ответственность за них, в сознание не попадают.
«Святой» сохраняет иллюзию чистоты и морального превосходства, а рядом появляется постоянный «козёл отпущения».
Примеры:
- В семье - «идеальная мать», которая всё делает для детей, но обвиняет их в неблагодарности.
- В рабочей команде - руководитель, демонстрирующий самоотверженность, но держащий «виноватого» сотрудника, на которого сливается вся тень.
- В обществе - «праведный лидер», проецирующий вину за неудачи на «нечистых» или «врагов народа».
Цена этого сценария очевидна: возникает форма созависимости. «Святой» удерживает иллюзию своей жертвенности только при наличии постоянного виновного, а «козёл отпущения» застревает в роли носителя чужих теней.
Отношения строятся на обвинениях и оправданиях, лишая стороны реальной близости и глубокой взаимности.
Эта связка действительно приносит разрядку, как и любой ритуал. Но поскольку напряжение лишь отводится наружу, оно возвращается снова.
Поэтому отношения превращаются в повторяющийся обряд: роли закреплены, сценарий воспроизводится, а свобода ещё далеко.
Тип 3. Идеализированный лидер и вина группы (культура стыда)
Святой и козёл отпущения: когда один становится мучеником, а целая группа берёт на себя вину
Этот вариант встречается реже, но он не менее показателен.
Здесь «святой» закрепляется вовне - в лице лидера, харизматической фигуры или идеализированного индивида. А группа сознательно или бессознательно соглашается взять на себя коллективную вину и стыд.
Такой механизм возникает там, где укоренена культура публичной вины или гиперответственности.
«Светлая» фигура становится символом чистоты, образцом или воплощением идеала. Всё «тёмное» оказывается внутри группы: она чувствует себя недостойной, «недостаточно хорошей», вечно виноватой.
Примеры:
- В религиозных движениях - харизматический «святой», вокруг которого формируется культ. Верующие ощущают собственную греховность и бесконечно каются.
- В рабочих командах - лидер, сияющий как образец, в то время как сотрудники постоянно расплачиваются за «недостаточное соответствие».
- В диктатурах - вождь, объявленный непогрешимым, тогда как народ признаётся виновным в том, что «не оправдал доверия» или «предал идеалы».
Цена этого сценария - хроническое чувство вины, которое становится источником истощения и утраты доверия между людьми.
Отношения внутри группы строятся на чувстве вины и необходимости искупления, лишая её участников устойчивости и способности к развитию. Тень и вина остаются внутри группы: накапливаются усталость, апатия и скрытая агрессия.
Заключение. Что поддерживает повторение и где появляется возможность движения
И во втором, и в третьем типе видно одно и то же: группа или человек не осознают внутреннего парадокса и ищут способ его осознания и интеграции.
Но способы разные. В одном случае рядом закрепляется вечный виновный, в другом - целая группа живёт в состоянии вины ради сохранения образа «святого».
Оба сценария поддерживают напряжение на уровне, который можно выдержать. Но это выдерживание достигается ценой застревания в повторении: человек и группа сохраняют равновесие, не делая шага к развитию.
Цена - разная, как и жизнь внутри каждой из групп.
Сценарии меняются только в результате интеграции психики.
Каждый индивидуальный участник группы может сделать себя более целостным - и у этого тоже есть цена, например, работа с психотерапевтом.
Когда изменяются члены группы, меняется и сама динамика группы. А если изменяется только один человек, у него появляется возможность выбрать себе другое окружение - там, где динамика уже более зрелая и возможно развитие, или стать миссионером.
В последнем случае важно удержаться от скатывания в один из пяти сценариев.
Автор: Бойко Михаил
Психолог, Аналитический Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru