Найти в Дзене

САДЫ И ПОЭТЫ

Оглавление

«Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...»

А.С.Пушкин, «Осень» (1833)

Илья Семёнович Остроухов «Золотая осень», 1886 год. Государственная Третьяковская галерея
Илья Семёнович Остроухов «Золотая осень», 1886 год. Государственная Третьяковская галерея

В конце сентября, когда основные садоводческие и озеленительные работы заканчиваются, а природа и мы находимся в предвкушении «золотой осени», самое время почитать книги о садовом искусстве.

В фондах нашей библиотеки по строительству и архитектуре хранится большое собрание книг по ландшафтному зодчеству, вышедших с момента первых шагов в становлении массовой профессии ландшафтного архитектора и ландшафтного дизайнера, то есть с конца XIX века.

НО...

Сегодня хотелось бы представить произведения, созданные вовсе не зодчими, а людьми, казалось бы, не имеющими отношение к выращиванию растений и обустройству садов, аллей и парков.

ПЕРВАЯ КНИГА

Написана знаменитым учёным-филологом, автором фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и культуры, академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым (1906-1999).

«ПОЭЗИЯ САДОВ» – так называется эта книга, над которой Дмитрий Сергеевич трудился более 20 лет, и которая при жизни автора была трижды переиздана в 1982, 1991 и 1998 годах. Первые два издания представлены в фондах в нашей библиотеки. Третье издание – 1998 года – из фондов Российской государственной библиотеки (РГБ) – знаменитой Ленинки (дата обращения 30.09.2025) – можно заказать в электронном каталоге  на сайте РГБ.

-2
«В садовом искусстве материалом служат не только деревья, кусты и сады, но и все другие искусства и частично природа за пределами сада, например, небо, видимое то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями»
(«Поэзия садов», 1991, Введение, стр. 8)

Этот практический совет в полной мере оценивается мастерами ландшафтной архитектуры – книга Д.С.Лихачёва стоит в библиографических списках монографий и учебников всех наших именитых преподавателей, читающих лекции для студентов, обучающихся специальностям, связанным с озеленением и садоводством.

Страницы из издания 1991 года, Часть VI, Глава «Пушкин и «сады лицея»
Страницы из издания 1991 года, Часть VI, Глава «Пушкин и «сады лицея»

На титульном листе под названием – уточнение: «К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст». В книге автор соотносит творчество садовода и творчество поэта, говоря о том, что в каждой исторической эпохе поэтические произведения и садовые пейзажи подчиняются общим стилям и выражают общие идеи.

«Моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлежность садов и парков определённым стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзией»
(«Поэзия садов», 1982, Предисловие к первому изданию, стр. 4)

«Садовое искусство всегда было своеобразным соединением различных искусств — собственно садоводства, архитектуры, живописи и поэзии. Из всех искусств садово-парковое искусство, пожалуй, теснее и постояннее всего связано именно с поэзией.»
( «Поэзия садов», 1991, Введение, стр. 24)

Страницы из издания 1991 года, Часть IV, Глава «Начало и продолжение пейзажных садов»
Страницы из издания 1991 года, Часть IV, Глава «Начало и продолжение пейзажных садов»

Перелистывая книгу, знакомишься не только с описанием садов, начиная с Древних садов и садов Средневековья, и продолжая садами Ренессанса, Барокко, Классицизма, Рококо или Романтизма, но и читаешь стихотворные отрывки выдающихся поэтов этих эпох и об этих эпохах.

Страницы из издания 1991 года, Часть V, Глава «Пейзажность садов романтизма»
Страницы из издания 1991 года, Часть V, Глава «Пейзажность садов романтизма»
Страницы из издания 1991 года, Часть V, Глава «Семантика чувств» в садах Романтизма»
Страницы из издания 1991 года, Часть V, Глава «Семантика чувств» в садах Романтизма»

Например,

«В садах Ренессанса главным стал человек в подчинённой ему и его разуму природе. Человек не только идеализировал природу, но и считал себя способным улучшать её, выявляя в ней её идеальные свойства. Геометрические формы сада создавали возможности видеть сад в линейной перспективе...»
(«Поэзия садов», 1991, Часть II, Глава «Сады Ренессанса», стр. 67-68)

Для этого использовались террасы, балюстрады, ограды, ворота, узкие аллеи.

И поэзии того времени свойственна строгая упорядоченность и ясность, звучащая в исполненных пафосом и торжественностью эпопеях, трагедиях или одах, прославляющих героев и правителей.

Страницы из издания 1991 года, Часть III, Глава «Сады петровского времени»
Страницы из издания 1991 года, Часть III, Глава «Сады петровского времени»

Затем в садово-парковом искусстве начали обустраиваться пейзажные парки с элементами «сельских» видов, каменных «хаосов», с «античными» или «готическими» сооружениями, уединёнными уголками и тропинками, и в поэзию проникают нотки романтизма и сентиментализма с культом природы, с восхвалением сельской жизни, с выражением своих внутренних мироощущений и настроений.

Страницы из издания 1991 года, Часть V, Глава «Движение и перемены в садах Романтизма»
Страницы из издания 1991 года, Часть V, Глава «Движение и перемены в садах Романтизма»
«Восемнадцатый и первая половина девятнадцатого века – время, когда садово-парковое искусство выдвигается на один из первых планов в культуре Европы.»
(из книги «Сады», изд-во «Наука», 1987 Д.С.Лихачёв, статья «Жак Делиль – учитель садоводства», стр. 210).

Иллюстрации из книги Д.С.Лихачева. «Поэзия садов». - Азбука-Аттикус, 2018 - 413 с. (РГБ)
Иллюстрации из книги Д.С.Лихачева. «Поэзия садов». - Азбука-Аттикус, 2018 - 413 с. (РГБ)

В 2018 году вышло ещё одно издание книги Д.С.Лихачёва «Поэзия садов», дополненное вкладками с цветными иллюстрациями регулярных и пейзажных садов и парков Италии, Франции, Англии, Германии и России. Это издание также представлено в фондах РГБ . (дата обращения 30.09.2025)

(продолжение следует)

Понравилась публикация? Тогда поставьте отметку «Нравится» и мы расскажем больше полезной и интересной информации о прославленных зодчих, художниках, строительстве и архитектуре.