«Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...»
А.С.Пушкин, «Осень» (1833)
В конце сентября, когда основные садоводческие и озеленительные работы заканчиваются, а природа и мы находимся в предвкушении «золотой осени», самое время почитать книги о садовом искусстве.
В фондах нашей библиотеки по строительству и архитектуре хранится большое собрание книг по ландшафтному зодчеству, вышедших с момента первых шагов в становлении массовой профессии ландшафтного архитектора и ландшафтного дизайнера, то есть с конца XIX века.
НО...
Сегодня хотелось бы представить произведения, созданные вовсе не зодчими, а людьми, казалось бы, не имеющими отношение к выращиванию растений и обустройству садов, аллей и парков.
ПЕРВАЯ КНИГА
Написана знаменитым учёным-филологом, автором фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и культуры, академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым (1906-1999).
«ПОЭЗИЯ САДОВ» – так называется эта книга, над которой Дмитрий Сергеевич трудился более 20 лет, и которая при жизни автора была трижды переиздана в 1982, 1991 и 1998 годах. Первые два издания представлены в фондах в нашей библиотеки. Третье издание – 1998 года – из фондов Российской государственной библиотеки (РГБ) – знаменитой Ленинки (дата обращения 30.09.2025) – можно заказать в электронном каталоге на сайте РГБ.
«В садовом искусстве материалом служат не только деревья, кусты и сады, но и все другие искусства и частично природа за пределами сада, например, небо, видимое то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями»
(«Поэзия садов», 1991, Введение, стр. 8)
Этот практический совет в полной мере оценивается мастерами ландшафтной архитектуры – книга Д.С.Лихачёва стоит в библиографических списках монографий и учебников всех наших именитых преподавателей, читающих лекции для студентов, обучающихся специальностям, связанным с озеленением и садоводством.
На титульном листе под названием – уточнение: «К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст». В книге автор соотносит творчество садовода и творчество поэта, говоря о том, что в каждой исторической эпохе поэтические произведения и садовые пейзажи подчиняются общим стилям и выражают общие идеи.
«Моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлежность садов и парков определённым стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзией»
(«Поэзия садов», 1982, Предисловие к первому изданию, стр. 4)
«Садовое искусство всегда было своеобразным соединением различных искусств — собственно садоводства, архитектуры, живописи и поэзии. Из всех искусств садово-парковое искусство, пожалуй, теснее и постояннее всего связано именно с поэзией.»
( «Поэзия садов», 1991, Введение, стр. 24)
Перелистывая книгу, знакомишься не только с описанием садов, начиная с Древних садов и садов Средневековья, и продолжая садами Ренессанса, Барокко, Классицизма, Рококо или Романтизма, но и читаешь стихотворные отрывки выдающихся поэтов этих эпох и об этих эпохах.
Например,
«В садах Ренессанса главным стал человек в подчинённой ему и его разуму природе. Человек не только идеализировал природу, но и считал себя способным улучшать её, выявляя в ней её идеальные свойства. Геометрические формы сада создавали возможности видеть сад в линейной перспективе...»
(«Поэзия садов», 1991, Часть II, Глава «Сады Ренессанса», стр. 67-68)
Для этого использовались террасы, балюстрады, ограды, ворота, узкие аллеи.
И поэзии того времени свойственна строгая упорядоченность и ясность, звучащая в исполненных пафосом и торжественностью эпопеях, трагедиях или одах, прославляющих героев и правителей.
Затем в садово-парковом искусстве начали обустраиваться пейзажные парки с элементами «сельских» видов, каменных «хаосов», с «античными» или «готическими» сооружениями, уединёнными уголками и тропинками, и в поэзию проникают нотки романтизма и сентиментализма с культом природы, с восхвалением сельской жизни, с выражением своих внутренних мироощущений и настроений.
«Восемнадцатый и первая половина девятнадцатого века – время, когда садово-парковое искусство выдвигается на один из первых планов в культуре Европы.»
(из книги «Сады», изд-во «Наука», 1987 Д.С.Лихачёв, статья «Жак Делиль – учитель садоводства», стр. 210).
В 2018 году вышло ещё одно издание книги Д.С.Лихачёва «Поэзия садов», дополненное вкладками с цветными иллюстрациями регулярных и пейзажных садов и парков Италии, Франции, Англии, Германии и России. Это издание также представлено в фондах РГБ . (дата обращения 30.09.2025)