В классе тишина. Двадцать детей замерли над тетрадями, двадцать пар глаз напряженно следят за моими губами. «Солнце... светило... ярко...» – диктую я, а сама думаю: «Неужели этот ритуал XX века бесполезен в эпоху голосовых ассистентов и автозамены?» Родители об этом спрашивают меня на собраниях, коллеги спорят в учительской. Давайте разберемся без ностальгии и предубеждений. Проблема: ДИКТАНТ – атавизм или инструмент? Когда в 1804 году в российских гимназиях ввели обязательные диктанты, их цель была проста: проверить грамотность. Сегодня нейросети исправляют ошибки в реальном времени, а текст можно надиктовать смартфону. Казалось бы, эпоха рукописных диктантов ушла. Но так ли это? Исследования нейролингвистов показывают, что процесс письма ручкой (когда мы рукой делаем разнообразные движения) активирует мозг иначе, чем печать на клавиатуре. При написании слов рукой, во-первых, в мозгу задействуются зоны, отвечающие за моторику, память и анализ; во-вторых, формируется «мышечная память»