Найти в Дзене
1С:Урок

Нужны ли в школе диктанты в цифровую эпоху?

В классе тишина. Двадцать детей замерли над тетрадями, двадцать пар глаз напряженно следят за моими губами. «Солнце... светило... ярко...» – диктую я, а сама думаю: «Неужели этот ритуал XX века бесполезен в эпоху голосовых ассистентов и автозамены?» Родители об этом спрашивают меня на собраниях, коллеги спорят в учительской. Давайте разберемся без ностальгии и предубеждений. Проблема: ДИКТАНТ – атавизм или инструмент? Когда в 1804 году в российских гимназиях ввели обязательные диктанты, их цель была проста: проверить грамотность. Сегодня нейросети исправляют ошибки в реальном времени, а текст можно надиктовать смартфону. Казалось бы, эпоха рукописных диктантов ушла. Но так ли это? Исследования нейролингвистов показывают, что процесс письма ручкой (когда мы рукой делаем разнообразные движения) активирует мозг иначе, чем печать на клавиатуре. При написании слов рукой, во-первых, в мозгу задействуются зоны, отвечающие за моторику, память и анализ; во-вторых, формируется «мышечная память»

В классе тишина. Двадцать детей замерли над тетрадями, двадцать пар глаз напряженно следят за моими губами. «Солнце... светило... ярко...» – диктую я, а сама думаю: «Неужели этот ритуал XX века бесполезен в эпоху голосовых ассистентов и автозамены?»

Родители об этом спрашивают меня на собраниях, коллеги спорят в учительской.

Давайте разберемся без ностальгии и предубеждений.

Проблема: ДИКТАНТ – атавизм или инструмент?

Когда в 1804 году в российских гимназиях ввели обязательные диктанты, их цель была проста: проверить грамотность. Сегодня нейросети исправляют ошибки в реальном времени, а текст можно надиктовать смартфону. Казалось бы, эпоха рукописных диктантов ушла.

Но так ли это?

Исследования нейролингвистов показывают, что процесс письма ручкой (когда мы рукой делаем разнообразные движения) активирует мозг иначе, чем печать на клавиатуре. При написании слов рукой, во-первых, в мозгу задействуются зоны, отвечающие за моторику, память и анализ; во-вторых, формируется «мышечная память» орфограмм (ребенок запоминает написания слов не только глазами (зрительно), но и движениями, совершаемыми рукой; в-третьих, развивается концентрация внимания, при этом формируется важный навык, который в мире уведомлений и клипов дефицитен.

Подчеркнем, по данным Института возрастной физиологии РАО, у детей, регулярно пишущих диктанты, объем рабочей памяти на 15 – 20% выше, чем у сверстников, работающих только с клавиатурой.

Сначала приведем три веских аргумента за диктанты, которые не отменить никакими современными технологиями:

1) диктант – это не только орфография, это, прежде всего, умение удерживать фразу в голове (развитие аудиальной памяти), это способность быстро переключаться между слухом, мышлением и моторикой, а также полезный навык контроля темпа и концентрации внимания (тренировка «мозгового компаса» – «успею записать?»);

2) диктант для учителя как кардиограмма для врача:

а) видно, какие правила «оседают» (а не улетают после теста);

б) заметны индивидуальные сложности (путает буквы «ь» и «ъ», пропускает предлоги);

в) выявляется уровень стрессоустойчивости, когда ученик, волнуясь, делает ошибки (диктанты – диагностика, а не наказание);

3) диктант – базис для цифровой грамотности. Без глубокого понимания языка невозможна работа с ИИ: если ребенок не чувствует разницы между «надеть» и «одеть», то и нейросеть не спасет, потому что диктант учит видеть структуру слова (например, «по-весен-н-ему»); анализировать контекст («плач» ребенка или «плач» по погибшим); чувствовать язык, а не слепо доверять алгоритмам (базис для цифровой грамотности).

Когда же диктант вредит? Перечислим три аргумента «против»:

1) диктант на 50 сложных слов без учета пройденных тем – это стресс, а не диагностика; ребенок может потерять веру в себя (тотальная проверка всего);

2) традиционный формат («учитель диктует – все пишут») не учитывает скорость письма (медлительные дети паникуют); особенности восприятия (аудиалы / кинестетики), иначе говоря, отсутствует вариативность;

3) «5 ошибок! Переписывать!» – такой подход убивает мотивацию (обратная связь через красные исправления (цвет).

Как провести диктант в XXI веке?

Рекомендации:

1. Дифференциация вместо унификации.

Три варианта:

базовый: короткие предложения с пройденными орфограммами;

творческий: «диктант с пробелами» (например, вставить подходящие по смыслу прилагательные);

цифровой: аудиозапись в приложении, где ребенок сам ставит на паузу, как, например, это рекомендуется на образовательном портале «1С:Урок»:

Ресурс "Напиши диктант" на портале "1С:Урок" - https://urok.1c.ru/library/primschool/russkiy_yazyk_interaktivnye_materialy_k_urokam/rabota_s_tekstom/13039.phd
Ресурс "Напиши диктант" на портале "1С:Урок" - https://urok.1c.ru/library/primschool/russkiy_yazyk_interaktivnye_materialy_k_urokam/rabota_s_tekstom/13039.phd

2. Фокус на процессе, а не на оценке:

– самопроверка по словарю (учимся искать свои ошибки);

– работа над одной целью («Сегодня тренируемся в написании -тся и -ться»);

– комментирование вместо крестов («Здесь пропущен мягкий знак – вспомни про мышь и рожь!»).

Так нужны ли диктанты сегодня?

Да, если мы переосмыслим суть диктанта:

– это не архаичный контроль, а тренажер для мозга в мире клипового мышления;

– мост между рукописной и цифровой культурой;

– инструмент развития метапредметных навыков (концентрация, анализ, самоконтроль).

Грамотность можно рассматривать как иммунитет: ее нельзя создать таблеткой. Только регулярной тренировкой, которая не только развивает у детей моторику, но и активирует деятельность мозга, укрепляет речевую память, улучшает концентрацию внимания, формирует необходимые навыки в целях овладения грамотностью в письменной форме, без которой трудно быть специалистом в любой сфере деятельности в будущей жизни школьников.

---

Полякова Анна Александровна,

учитель начальных классов.