Найти в Дзене

Тревожность у ребёнка: как помочь

Ошибки совершают все. Но одни опускают руки, разочаровываются в себе и больше не пробуют. Другие с энтузиазмом изучают причину ошибки, пробуют ещё и ещё, пока не получится. Какой принцип работы над ошибками использует ребёнок, зависит не от его темперамента или характера, а от его опыта, который формируют в числе прочих родители. Как они могут помочь ребёнку победить страх ошибок и научить использовать их как поле для возможностей, объясняет эксперт в образовательной робототехнике и конструировании Александра Кудашева. На одном из занятий дети строили мост, он не выдержал своего веса и рухнул. Ученики замерли, но один из них сказал: «А давайте вместо моста сделаем взлётную полосу». Так в «городе» появился «аэропорт». Неприятное происшествие из провала превратилось в подарок. Эта история демонстрирует, что ошибка — это не всегда плохо. Если школьник часто слышит фразы «Неправильно», «Не так», «Ты всё испортил(а)», «Дай я сам(а) сделаю», то его смелость быстро исчезает и сменяется неувер
Оглавление
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Ошибки совершают все. Но одни опускают руки, разочаровываются в себе и больше не пробуют. Другие с энтузиазмом изучают причину ошибки, пробуют ещё и ещё, пока не получится. Какой принцип работы над ошибками использует ребёнок, зависит не от его темперамента или характера, а от его опыта, который формируют в числе прочих родители. Как они могут помочь ребёнку победить страх ошибок и научить использовать их как поле для возможностей, объясняет эксперт в образовательной робототехнике и конструировании Александра Кудашева.

На одном из занятий дети строили мост, он не выдержал своего веса и рухнул. Ученики замерли, но один из них сказал: «А давайте вместо моста сделаем взлётную полосу». Так в «городе» появился «аэропорт». Неприятное происшествие из провала превратилось в подарок. Эта история демонстрирует, что ошибка — это не всегда плохо.

Почему дети ошибаются и больше не пробуют

Если школьник часто слышит фразы «Неправильно», «Не так», «Ты всё испортил(а)», «Дай я сам(а) сделаю», то его смелость быстро исчезает и сменяется неуверенностью. Социум вообще не всегда положительно настроен на принятие чужих ошибок:

  • учителя в школе часто ценят результат, а не путь к нему;
  • сверстники готовы высмеять;
  • взрослые, чтобы сэкономить время и силы, склонны выполнить задачу за ребёнка, а не помогать и мотивировать.

При этом с точки зрения педагогики ошибки помогают быстрее учиться. Мозг запоминает не только результат, но и путь к нему, а ещё включает исследовательское любопытство. Появляются вопросы: «Что я сделал не так?», «А какие ещё есть варианты?», «Что можно сделать, чтобы исправить ошибку?»

Александра Кудашева приводит пример. Один из учеников, конструируя машину, перепутал размеры осей. В итоге получился необычный механизм с плавным ходом — любимый проект группы.

Как взрослый влияет на результат ошибок

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Когда ребёнок получает не тот результат, что планировал, он оказывается на развилке: можно оставить всё как есть и больше не пробовать, а можно стать исследователем. Пока он выбирает, взрослый может подтолкнуть его к одному из решений.

Критика или вмешательство в проект школьника — это путь к тому, чтобы он больше не пробовал. Подтолкнуть к исследованиям можно простыми фразами: «Что можно сделать иначе?», «А что, если попробовать другой способ?» Ребёнок начинает думать, искать решения, пробовать ещё. То есть взрослый — тот, кто идёт рядом и поддерживает, а не тот, кто контролирует и оценивает.

При этом нельзя оставлять ребёнка один на один с проблемой. Если он из раза в раз сталкивается с неудачей, то важно помочь скорректировать подход. При этом не стоит навязывать своё мнение, лучше разрешить школьнику делать так, как он хочет.

Вместе с ребёнком анализируйте ошибки просто как набор данных.

Как сделать из ошибки открытие: советы родителям

Чтобы помочь школьнику не бояться ошибок и научить его видеть в них возможности для новых открытий, воспользуйтесь советами от Александры Кудашевой:

  1. «А что, если…» Попробуйте найти ошибке применение. Например, один мальчик сделал машинку без колёс и, смеясь, сказал: «Наверное, это теперь диван», — а дальше фантазия подсказала, как сделать «диваномобиль».
  2. «Выставка экспериментов». Не самые удачные модели тоже можно показывать, чтобы научиться ценить смелость, экспериментаторство и путь к цели.
  3. «Осознанные поломки». Если намеренно «испортить» готовую модель, убрать или добавить несколько деталей, появляются новые варианты развития изделия.
  4. «Истории из других сфер». Можно рассказывать детям истории о том, как художники полностью перерисовывали картины и у них получались шедевры, как изобретатель делал одно, а получал что-то совсем иное, но не менее полезное, интересное и популярное.

Ошибки — не конец пути, а его начало. Поддержка взрослых может послужить толчком для будущих экспериментов, творчества, поиска и свободы.