В 1957 году советский автопром совершил прорыв, казавшийся немыслимым для страны, где главным достоинством автомобиля считалась простота. С конвейера Горьковского автозавода сошла первая серийная легковая машина с автоматической коробкой передач — «Волга» ГАЗ М-21. Это событие ознаменовало начало короткой, но яркой эпохи советских гидромеханических трансмиссий, которые, несмотря на все трудности, стали символом технического прогресса и роскоши. Американские корни советского автомата Идея автоматизировать процесс вождения пришла в СССР из США, где «ленивые пендосы» (как иронично отмечается в одном из источников) уже вовсю наслаждались комфортом АКПП. Советские инженеры, традиционно ориентировавшиеся на западные технологии, взяли за образец трехступенчатую гидромеханическую трансмиссию Ford-O-Matic от компании BorgWarner. Однако простое копирование оказалось невозможным. Американский «автомат» был рассчитан на мощные 6- и 8-цилиндровые двигатели, в то время как «Волга» располагала скромн