Найти в Дзене
Диалоги о психике

Иногда в терапии разыгрывается удивительная сцена

Иногда в терапии разыгрывается удивительная сцена. Клиент приходит, чтобы… бросить терапевта. Сначала это может выглядеть странно: «Зачем тогда он вообще начинал?» Но если вслушаться глубже, за этим скрывается важная динамика. В жизни у человека может быть кто-то, кого он никак не может оставить: партнёр, родитель, друг. Слишком сильна вина, слишком страшна потеря, слишком много зависит от этих отношений. Внутри много напряжения: хочется уйти, но невозможно. И тогда терапия становится ареной, где можно попробовать сценарий ухода. Здесь безопаснее. Психолог выдержит, не разрушится, не будет мстить. Здесь можно рискнуть отыграть то, что в реальной жизни пока невыносимо. Это можно рассматривать как: Трансферную работу — клиент переносит на психолога фигуру того, кого он не может покинуть в жизни. Тренировку автономии — терапевтическое пространство позволяет попробовать сценарий «ухода» в символической форме. Защиту — вместо проживания боли бессилия в реальности, клиент «отыгрывает»

Иногда в терапии разыгрывается удивительная сцена.

Клиент приходит, чтобы… бросить терапевта.

Сначала это может выглядеть странно: «Зачем тогда он вообще начинал?» Но если вслушаться глубже, за этим скрывается важная динамика.

В жизни у человека может быть кто-то, кого он никак не может оставить: партнёр, родитель, друг. Слишком сильна вина, слишком страшна потеря, слишком много зависит от этих отношений. Внутри много напряжения: хочется уйти, но невозможно.

И тогда терапия становится ареной, где можно попробовать сценарий ухода. Здесь безопаснее. Психолог выдержит, не разрушится, не будет мстить. Здесь можно рискнуть отыграть то, что в реальной жизни пока невыносимо.

Это можно рассматривать как:

Трансферную работу — клиент переносит на психолога фигуру того, кого он не может покинуть в жизни.

Тренировку автономии — терапевтическое пространство позволяет попробовать сценарий «ухода» в символической форме.

Защиту — вместо проживания боли бессилия в реальности, клиент «отыгрывает» её на терапевте.

И тогда для клиента это не просто «каприз». Это попытка восстановить свою способность выбирать: оставаться или уходить. Это про автономию, про силу сказать «нет» и вынести последствия.

А для психолога — возможность увидеть за «бросанием» не отвержение, а отчаянную потребность научиться разрывать связи без разрушения себя и другого.

И это одна из тех тихих, но мощных работ терапии, которая меняет глубоко.