Аудиосказки в эпоху цифровизации – уникальный инструмент для детского творчества. Это не готовые картинки, а волшебные двери, открывающие простор в практике учителя, который может активно использовать аудиосказки как стартовую точку для развития эмоционального интеллекта, креативности и метапредметных навыков детей.
Почему именно аудиосказки являются уникальным инструментом развития творческих способностей у детей?
Попытаемся раскрыть эти положения.
Во-первых, они способствуют развитию воображения, что чрезвычайно важно для формирования образного мышления и навыков письменной речи учащихся.
Во-вторых, с их помощью тренируют концентрацию внимания. В отличие от видео, где образы даны готовыми, аудио требует непрерывного внимания.
В-третьих, их можно адаптировать для разных детей: у тревожных ребят снижается эмоциональная нагрузка, у одарённых появляется поле для интерпретаций, у детей с ОВЗ упрощается восприятие сюжета.
В-четвертых, у них формируется культура слушания. В современном мире, переполненном визуальными стимулами, умение внимательно слушать и слышать становится критически важным навыком.
Регулярное прослушивание аудиосказок с последующим обсуждением различных вопросов («О чем просил герой?», «Какой звук подсказал, что приближается опасность?») или выполнением подобных заданий («Закончи предложение, начатое медведем») тренирует слуховое восприятие и концентрацию внимания.
Дети учатся выделять главное в потоке звуковой информации, лучше понимать инструкции учителя на других уроках и просьбы родителей. Особенно заметен прогресс у ребят, которые часто переспрашивают или испытывают трудности с восприятием информации на слух. Аудиосказка становится «тренажером их аудиального внимания».
Приведем примеры творческих заданий на основе аудиосказок и кратко расскажем, что нужно сделать:
«Угадай эмоцию»
Дети слушают 2 – 3 минуты сказки без предыстории, например диалог персонажей, и определяют по интонациям, радость это, или страх, или удивление. Затем рисуют «эмоциональную карту» сюжета.
«Звуковые загадки»
Запись выключается в момент характерного звука: стука копыт, шума дождя. После этого предлагается воспроизвести его голосом или с использованием подручных материалов (целлофана, ложки). Особенно интересно получается с имитацией ветра и хруста снега.
«Поймай звук!»
После прослушивания фрагмента или всей сказки задаем детям вопросы, требующие внимания к деталям:
– «Какой звук издавал Кощей, когда шел?» (Цепь звенела? Камень скрипел?);
– «Повтори последнее предложение, которое сказала лиса Колобку».
Такие задания развивают фонематический слух (различение звуков речи) и аудиальную память.
Особенно полезны для детей, которые часто «пропускают мимо ушей» просьбы или инструкции.
«Закончи мысль» или «Продолжи историю»
Ставим запись на паузу в середине ключевой фразы/предложения. Дети должны точно вспомнить и закончить фразу/предложение:
– «Колобок, Колобок, я тебя...»?
– «Съем»! – или предложить свое логическое продолжение.
Это задание отлично тренирует понимание услышанного и предвосхищение смысла.
«Диафильм без бумаги»
Распределяем роли художников, сценаристов, озвучки. Пока аудиосказка играет, например «Золотой ключик, или Приключения Буратино», каждая группа создает 1 кадр воображаемого мультфильма.
Фиксируем описания на листочках, а позже собираем в «ленту времени».
«Пантомима-предсказание»
В кульминационный момент, например перед битвой Ивана с Кощеем, ставим запись на паузу. Дети показывают пластикой, что будет дальше. Отлично работает с «Царевной-лягушкой».
«Создай дублера»
В сказку добавляем нового героя, например говорящего ежа в «Теремке». Обсуждаем, как новый герой изменит сюжет сказки. Каким голосом заговорит? Диалоги записываем.
Как можно интегрировать такую работу с другими предметами?
На уроках:
– литературы сочиняем «пропущенную главу» для сказки, например, что случилось с сестрицей Аленушкой после спасения братца;
– ИЗО под аудиосказку рисуем «музыкальные пейзажи», не героев, а абстрактные линии-пятна, передающие настроение;
– окружающего мира: создаем после «Мухи-Цокотухи» энциклопедию насекомых-персонажей с реальными фактами.
Опыт такой работы подсказывает, что начинать лучше всего с коротких сказок (5 – 7 минут), полезно использовать «активные паузы» с двигательными заданиями и всегда предоставлять право на нестандартную интерпретацию. Важно не «угадать замысел автора», а запустить механизм сопереживания и фантазии.
Необходимо также отметить, что аудиосказки не заменяют, а лишь дополняют волшебство, возникающее в процессе живого чтения учителем. Нужно читать детям вслух, чтобы они видели образ увлеченно читающего взрослого: как он артикулирует звуки, как меняет интонацию, как благодаря этому оживают герои. Такой зрительный и эмоциональный контакт невероятно важен. Выразительное чтение создает особую атмосферу сопричастности и служит мощным мотиватором для собственного чтения.
В образцовом чтении аудиосказок можно услышать богатство интонаций, четкую дикцию, звуковое оформление – все, что очень хорошо дополняет личный пример читающего учителя.
Где можно найти качественные материалы для такой работы?
Для экономии времени можно использовать образовательную платформу с профессионально записанными аудиосказками «1С:Урок»:.
Здесь предлагается множество аудиокниг с четкой дикцией, музыкальным сопровождением и эффектной эмоциональной подачей. Можно легко найти как русские народные сказки («Заяц-хваста», «Теремок»), так и авторские произведения (Ш. Перро. «Кот в сапогах», П.П. Ершов «Конёк-горбунок»).
Все эти материалы – идеальная база для проведения творческих экспериментов.
---
Полякова Анна Александровна,
учитель начальных классов.