Найти в Дзене
1С:Урок

Творческие задания на основе аудиосказок

Аудиосказки в эпоху цифровизации – уникальный инструмент для детского творчества. Это не готовые картинки, а волшебные двери, открывающие простор в практике учителя, который может активно использовать аудиосказки как стартовую точку для развития эмоционального интеллекта, креативности и метапредметных навыков детей. Почему именно аудиосказки являются уникальным инструментом развития творческих способностей у детей? Попытаемся раскрыть эти положения. Во-первых, они способствуют развитию воображения, что чрезвычайно важно для формирования образного мышления и навыков письменной речи учащихся. Во-вторых, с их помощью тренируют концентрацию внимания. В отличие от видео, где образы даны готовыми, аудио требует непрерывного внимания. В-третьих, их можно адаптировать для разных детей: у тревожных ребят снижается эмоциональная нагрузка, у одарённых появляется поле для интерпретаций, у детей с ОВЗ упрощается восприятие сюжета. В-четвертых, у них формируется культура слушания. В современном мире

Аудиосказки в эпоху цифровизации – уникальный инструмент для детского творчества. Это не готовые картинки, а волшебные двери, открывающие простор в практике учителя, который может активно использовать аудиосказки как стартовую точку для развития эмоционального интеллекта, креативности и метапредметных навыков детей.

Почему именно аудиосказки являются уникальным инструментом развития творческих способностей у детей?

Попытаемся раскрыть эти положения.

Во-первых, они способствуют развитию воображения, что чрезвычайно важно для формирования образного мышления и навыков письменной речи учащихся.

Во-вторых, с их помощью тренируют концентрацию внимания. В отличие от видео, где образы даны готовыми, аудио требует непрерывного внимания.

В-третьих, их можно адаптировать для разных детей: у тревожных ребят снижается эмоциональная нагрузка, у одарённых появляется поле для интерпретаций, у детей с ОВЗ упрощается восприятие сюжета.

В-четвертых, у них формируется культура слушания. В современном мире, переполненном визуальными стимулами, умение внимательно слушать и слышать становится критически важным навыком.

Регулярное прослушивание аудиосказок с последующим обсуждением различных вопросов («О чем просил герой?», «Какой звук подсказал, что приближается опасность?») или выполнением подобных заданий («Закончи предложение, начатое медведем») тренирует слуховое восприятие и концентрацию внимания.

Дети учатся выделять главное в потоке звуковой информации, лучше понимать инструкции учителя на других уроках и просьбы родителей. Особенно заметен прогресс у ребят, которые часто переспрашивают или испытывают трудности с восприятием информации на слух. Аудиосказка становится «тренажером их аудиального внимания».

Приведем примеры творческих заданий на основе аудиосказок и кратко расскажем, что нужно сделать:

«Угадай эмоцию»

Дети слушают 2 – 3 минуты сказки без предыстории, например диалог персонажей, и определяют по интонациям, радость это, или страх, или удивление. Затем рисуют «эмоциональную карту» сюжета.

«Звуковые загадки»

Запись выключается в момент характерного звука: стука копыт, шума дождя. После этого предлагается воспроизвести его голосом или с использованием подручных материалов (целлофана, ложки). Особенно интересно получается с имитацией ветра и хруста снега.

«Поймай звук!»

После прослушивания фрагмента или всей сказки задаем детям вопросы, требующие внимания к деталям:

– «Какой звук издавал Кощей, когда шел?» (Цепь звенела? Камень скрипел?);

– «Повтори последнее предложение, которое сказала лиса Колобку».

Такие задания развивают фонематический слух (различение звуков речи) и аудиальную память.

Особенно полезны для детей, которые часто «пропускают мимо ушей» просьбы или инструкции.

«Закончи мысль» или «Продолжи историю»

Ставим запись на паузу в середине ключевой фразы/предложения. Дети должны точно вспомнить и закончить фразу/предложение:

– «Колобок, Колобок, я тебя...»?

«Съем»! – или предложить свое логическое продолжение.

Это задание отлично тренирует понимание услышанного и предвосхищение смысла.

«Диафильм без бумаги»

Распределяем роли художников, сценаристов, озвучки. Пока аудиосказка играет, например «Золотой ключик, или Приключения Буратино», каждая группа создает 1 кадр воображаемого мультфильма.

Фиксируем описания на листочках, а позже собираем в «ленту времени».

«Пантомима-предсказание»

В кульминационный момент, например перед битвой Ивана с Кощеем, ставим запись на паузу. Дети показывают пластикой, что будет дальше. Отлично работает с «Царевной-лягушкой».

«Создай дублера»

В сказку добавляем нового героя, например говорящего ежа в «Теремке». Обсуждаем, как новый герой изменит сюжет сказки. Каким голосом заговорит? Диалоги записываем.

Как можно интегрировать такую работу с другими предметами?

На уроках:

литературы сочиняем «пропущенную главу» для сказки, например, что случилось с сестрицей Аленушкой после спасения братца;

ИЗО под аудиосказку рисуем «музыкальные пейзажи», не героев, а абстрактные линии-пятна, передающие настроение;

окружающего мира: создаем после «Мухи-Цокотухи» энциклопедию насекомых-персонажей с реальными фактами.

Опыт такой работы подсказывает, что начинать лучше всего с коротких сказок (5 – 7 минут), полезно использовать «активные паузы» с двигательными заданиями и всегда предоставлять право на нестандартную интерпретацию. Важно не «угадать замысел автора», а запустить механизм сопереживания и фантазии.

Необходимо также отметить, что аудиосказки не заменяют, а лишь дополняют волшебство, возникающее в процессе живого чтения учителем. Нужно читать детям вслух, чтобы они видели образ увлеченно читающего взрослого: как он артикулирует звуки, как меняет интонацию, как благодаря этому оживают герои. Такой зрительный и эмоциональный контакт невероятно важен. Выразительное чтение создает особую атмосферу сопричастности и служит мощным мотиватором для собственного чтения.

В образцовом чтении аудиосказок можно услышать богатство интонаций, четкую дикцию, звуковое оформление – все, что очень хорошо дополняет личный пример читающего учителя.

Где можно найти качественные материалы для такой работы?

Для экономии времени можно использовать образовательную платформу с профессионально записанными аудиосказками «1С:Урок»:.

Коллекция "Аудиокниги" на платформе "1С:Урок" - https://urok.1c.ru/library/primschool/primlch/literaturnoe_chtenie_1_4_kl_audioknigi/
Коллекция "Аудиокниги" на платформе "1С:Урок" - https://urok.1c.ru/library/primschool/primlch/literaturnoe_chtenie_1_4_kl_audioknigi/

Здесь предлагается множество аудиокниг с четкой дикцией, музыкальным сопровождением и эффектной эмоциональной подачей. Можно легко найти как русские народные сказки («Заяц-хваста», «Теремок»), так и авторские произведения (Ш. Перро. «Кот в сапогах», П.П. Ершов «Конёк-горбунок»).

Все эти материалы – идеальная база для проведения творческих экспериментов.

---

Полякова Анна Александровна,

учитель начальных классов.