Помним тебя, дорогой товарищ ЗиС!..
К памятникам советского прошлого отношение в нашем обществе неоднозначное. Кто-то готов грудью встать на защиту бронзового Ильича, которому угрожает очередная волна декоммунизации. А кто-то напротив со злорадством вспоминает снятие с постамента «железного Феликса» на Лубянке.
В большинстве же своём граждане экс-страны Советов лишь иронично хмыкают, равнодушно обходя стороной подобные митинги и мероприятия. Впрочем, как известно, памятники памятникам рознь. Особенно те, которые устанавливались не официально по распоряжению из обкомов и горкомов, а как было принято печатать в прессе не в столь давние времена – «по многочисленным просьбам трудящихся». Именно такой памятник мне довелось недавно увидеть в самой что ни на есть глубинке – в селе Кугеево Зеленодольского района республики Татарстан.
На постаменте, сваренном из металлических труб, задрав кверху капот и радиатор, смотрит глазастыми круглыми фарами в пасмурное зимнее небо этот старый грузовичок – символ целой эпохи отечественного автопрома.
Краткая историческая справка: Грузовой автомобиль ЗиС -5 (аббревиатура – Завод имени Сталина) выпускался в СССР с 1933 по 1948 годы. Второй по массовости (после ГАЗ - АА) грузовик 1930-40-х годов, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Выпускался с 1933 по 1948 на автозаводе имени И. В. Сталина. Во время войны и после её окончания на предприятии наладили выпуск упрощённой военной модификации ЗиС-5В (обозначение условное), ЗиС (1942—1946), УльЗиС, (1942—1944) и УралЗиС (1944—1955). В 1934—1948 гг. только на московском ЗИСе было выпущено 571 199 автомобилей ЗИС-5 с модификациями, плюс в 1947—1948 гг. 13 896 единиц переходной модели к ЗиС-150 - ЗИС-50.
За долгие годы грузовик-трёхтонка стал самой настоящей легендой. Без него не обходилась ни одна сколь-нибудь значимая стройка первых пятилеток. Его часто можно было увидеть в те годы и на подвозе стройматериалов для цехов возводимых новых заводов и фабрик, и на перевозке зерна с колхозных полей на элеваторы. А в годы Великой Отечественной именно ему, сталинскому трёхтоннику выпала честь стать автолафетом для грозного оружия - знаменитой «катюши» и внести свой вклад в Победу. Да и в послевоенные годы этот грузовик достойно потрудился на восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.
- Мой отец, Нургазиз Зиннатович Адиатуллин сел за руль этой машины в 1954 году. – вспоминает сын водителя-ветерана Фаргат. – Мне самому тогда только-только год от роду исполнился. Помню, как ещё мальчишкой я частенько забирался в кабину грузовика, с любопытством разглядывая приборную панель, рычаги и педали... Тогда этот «ЗиС» был единственной машиной на весь Нурлатский участок заволжской части нашего района...
И проработал на ней Нургазиз–абзый более двадцати пяти лет – вплоть до восьмидесятых годов прошлого века! И чего только на нём за четверть века не перевозил! И молоко во флягах с животноводческой фермы на молочный комбинат в Албабе, и зерно на хлебоприёмный пункт. В летние месяцы привозил и отвозил после рабочей смены доярок в животноводческий лагерь. Доставлял хлеб и другие продукты для открывшегося в Кугеево нового сельмага.
Шофёр в те годы, как и гармонист – первый парень на селе! Личного транспорта у сельчан тогда почти не было. Вот и обращались к Нургазизу односельчане – кому мебель новую со станции до дома надо довезти, кому – дровишек для баньки, кому - сена для коровы на зиму с дальнего луга доставить... Все знали – машина у него всегда исправна и готова к работе.
- А ведь отец эту машину уже не новую принимал. – вспоминает другой сын шофёра-ветерана Амир-абый. – До него на этом «ЗиСе» двое шоферов уже успели баранку покрутить. И тем не менее за двадцать пять с лишним лет не случалось ни одной серьёзной поломки! За автомобилем в те годы водитель следил сам – не было раньше станций техобслуживания. Весь ремонт и профилактику шофёр тогда проводил самостоятельно. Сам масло в двигателе и в коробке переключения передач менял, сам клапаны двигателя регулировал, не говоря уже о более мелком ремонте… Одним словом, настоящий водитель-профессионал!
Надо сказать, что к технике советских времён многие жителя села Кугеево относятся с уважением, и толк в ней знают. К примеру, один из родственников Амира-абзыя, местный фермер Дамир Адиатуллин в девяностые годы, когда одним из первых вышел из колхоза и открыл своё хозяйство, в самые кратчайшие сроки из двух полуразобранных стоявших на приколе гусеничных тракторов буквально по болтику собрал рабочий трактор ДТ. И уже через каких-нибудь пару-тройку месяцев пахал на нем своё поле. Также восстановил он и старую списанную «Колхиду» - грузовик КАЗ, на котором затем перевозил продукцию своего фермерского хозяйства.
Вернёмся, однако, к необычному памятнику и истории его установки. За те годы, пока трудяга-ЗиС колесил по сельским дорогам, Нургазиз настолько сроднился со своим автомобилем, что, когда стал вопрос о списании машины, обратился к руководству бывшего колхоза Ильича с просьбой: не отправлять старый грузовик в металлолом на переплавку. Идею постановки машины на почётный пьедестал поддержали и сыновья водителя, а также другие жители села. И руководство хозяйство пошло Адиатуллиным навстречу. Так вот и появился в Кугеево этот памятник легендарному грузовику.
Остаётся лишь поблагодарить тех, кто сохранил до наших дней этот поистине музейный раритет на колёсах – память о славном прошлом нашего автопрома.
Артём СУББОТКИН, фото автора