Найти в Дзене
Пригодится

Чек-лист и факт-чекинг: одно и то же или совсем разное?

Многие современные авторы, сценаристы и прочие креативные души в погоне за хайпом и трендами обожают использовать транскрибированные заимствованные неологизмы. Особенно выделяются фаны герундиев с их модным окончанием "-инг": Звучат они стильно, лаконично и как будто обещают, что с их помощью вы одним махом решите все проблемы. Но вот пара сопутствующих вопросов: Тема этой статьи, кстати, родилась из переписки с одним заказчиком. Он, человек с горящими глазами и бездонным запасом идей, решил, что лучший способ помочь сценаристу написать шедевр — это завалить его тонной рекомендаций, референсов и "обязательных пунктов". Новичок в кинопроизводстве, собрав до кучи все референсы, которые только возможны (будем называть это насмотренностью), он впервые пробует себя в роли продюсера и, похоже, компенсирует нехватку опыта энтузиазмом и верой в ИИ. Его чек-листы и "гениальные" идеи — это, как правило, выжимки из ИИ-платформ, щедро приправленные умными терминами вроде "нарративная когерент
Оглавление

Многие современные авторы, сценаристы и прочие креативные души в погоне за хайпом и трендами обожают использовать транскрибированные заимствованные неологизмы. Особенно выделяются фаны герундиев с их модным окончанием "-инг":

  • брейншторминг, тайм-менеджмент, факт-чекинг, чек-листинг...

Звучат они стильно, лаконично и как будто обещают, что с их помощью вы одним махом решите все проблемы.

Но вот пара сопутствующих вопросов:

  1. Все ли эти "-инги" про одно и то же?
  2. Или, скажем, чек-лист и факт-чекинг — это просто два модных термина, которые путают даже те, кто их с умным видом употребляет?
Титульная иллюстрация к статье Олега Лубски "Чек-лист и факт-чекинг: одно и то же или совсем разное?" | © автор коллажа — Олег Лубски 2025
Титульная иллюстрация к статье Олега Лубски "Чек-лист и факт-чекинг: одно и то же или совсем разное?" | © автор коллажа — Олег Лубски 2025

История одного заказа,
или
Как я почти утонул в "слишком много"

Тема этой статьи, кстати, родилась из переписки с одним заказчиком. Он, человек с горящими глазами и бездонным запасом идей, решил, что лучший способ помочь сценаристу написать шедевр — это завалить его тонной рекомендаций, референсов и "обязательных пунктов". Новичок в кинопроизводстве, собрав до кучи все референсы, которые только возможны (будем называть это насмотренностью), он впервые пробует себя в роли продюсера и, похоже, компенсирует нехватку опыта энтузиазмом и верой в ИИ. Его чек-листы и "гениальные" идеи — это, как правило, выжимки из ИИ-платформ, щедро приправленные умными терминами вроде "нарративная когерентность" или "экспозиционная арка", которые он вставляет, не всегда понимая, к месту они или нет.

"Вот тебе, — говорит, — чек-лист на десять страниц, чтобы ты точно знал, что должно быть в сценарии!" И добавляет: "А еще проверь, чтобы все факты в сценарии были выверены, это же важно!"

И вот смотрю я на этот "чек-лист" (который, к слову, больше похож на роман-эпопею, сгенерированный ИИ с легким налетом продюсерского энтузиазма), и возникает у меня у меня серия вопросов:

  • А сколько же файлов я в итоге получил?
  • Сколько времени уйдет на их изучение?
  • И, главное, как теперь уложиться в дедлайн, который, кажется, уже ускакал за горизонт?

Потому что, друзья, тут вступает в силу великая истина:

"слишком много" — это не помощь, а натуральная диверсия.

  • Заваливание сценариста (или любого другого специалиста) бесконечными списками, уточнениями и "полезными" советами, особенно если они наполовину состоят из ИИ-штампов, не ускоряет процесс, а превращает его в бюрократический квест.

Дедлайн?
О, он уже где-то в следующей пятилетке.

Чек-лист:
карта или ловушка?

Чек-лист — это, по сути, список задач или пунктов, которые нужно выполнить, чтобы не забыть ничего важного. В идеале он должен быть кратким, четким и помогать держать фокус. Например, чек-лист сценариста может выглядеть так:

  • Проверить, чтобы главный герой не сменил характер на 180 градусов без причины.
  • Убедиться, что диалоги звучат естественно.
  • Не забыть про кульминацию.

Но что происходит, когда чек-лист разрастается до размеров "Войны и мира"? Он перестает быть инструментом и становится обузой. Вместо того чтобы помогать, он запутывает, отнимает время и заставляет тратить энергию на сортировку "важного" от "ну это я и так знаю".

А если заказчик добавляет к этому "факт-чекинг", то всё, приплыли.

Факт-чекинг:
не путать с придирками к мелочам

Факт-чекинг — это совсем другая история. Это процесс проверки информации на достоверность.

Например, если в сценарии сказано, что герой в 1985 году слушает музыку на Spotify, факт-чекинг вежливо напомнит, что Spotify появился только в 2006-м. Или если заказчик настаивает, что в средневековой деревне все пили кофе, факт-чекинг мягко (или не очень) укажет, что кофе в Европе стал популярен гораздо позже.

Но вот парадокс: заказчики, которые обожают чек-листы, часто думают, что факт-чекинг — это просто ещё один пункт в их бесконечном списке. "Проверь, чтобы всё было правдоподобно!" — говорят они, не уточняя, что именно нужно проверять.

И вот ты сидишь, гуглишь, действительно ли в 17 веке могли использовать слово "круто", или пытаешься понять, сколько времени занимает дорога из точки А в точку Б на лошади. А дедлайн, напомню, уже машет тебе ручкой издалека.

Так одно и то же или нет?

Чек-лист и факт-чекинг — это не одно и то же, хотя их часто путают.

  • Чек-лист — это про организацию работы, про "не забыть".
  • Факт-чекинг — это про точность и достоверность.

Чек-лист помогает не потеряться в задачах, факт-чекинг — не наврать с три короба.

Но вот беда: когда их смешивают в кучу или раздувают до абсурда, они оба превращаются в монстров, пожирающих время и нервы.

Моя рекомендация заказчикам: если хотите помочь сценаристу (или любому другому исполнителю), не превращайте чек-лист в энциклопедию, а факт-чекинг — в охоту за ведьмами. Дайте четкие ориентиры и доверьтесь профессионалу.

А если уж очень хочется "помочь", то лучше просто уточните:

"Ты уверен, что в XV веке уже были смартфоны?"

И не забудьте про дедлайн. Потому что, как показывает практика, "слишком много" — это всегда слишком много.

Другие баттлы терминов

Больше баттлов терминов — в моей новой книге "БТ"!

  • ISBN: 978-5-0067-1221-8

Про термины — первая книга из этой серии: "Т"!

  • ISBN - 978-5-0065-0312-0

Предложение помощи

Если надо отформатировать, отредактировать, перевести или написать сценарий, обращайтесь лучше сюда:

  • filmsindevelopment@gmail.com

или

  • ol-proservice@yandex.com

Кому нужна помощь в создании книги или сборника —
пишите на имейл, готов помочь решить задачу под ключ:

  • nechitat.ph@gmail.com

Облако хэштегов

#чеклист #фактчекинг #сценарий #кино #фильм #сериал #анимация #заказатьсценарий #Т #БТ #книга #новаякнига #заказатькнигу #перевестикнигу #продатькнигу #редактироватькнигу #издатькнигу #нонфикшн #напечататькнигу #нуженавтор #нуженредактор #верстка #дизайн #концепт #верстка #корректура #перевод #публикация #ИздательскийДомНеЧитать #PublishingHouseDoNotRead #ОлегЛубски #OlegLubske #книгоиздание