Многие современные авторы, сценаристы и прочие креативные души в погоне за хайпом и трендами обожают использовать транскрибированные заимствованные неологизмы. Особенно выделяются фаны герундиев с их модным окончанием "-инг":
- брейншторминг, тайм-менеджмент, факт-чекинг, чек-листинг...
Звучат они стильно, лаконично и как будто обещают, что с их помощью вы одним махом решите все проблемы.
Но вот пара сопутствующих вопросов:
- Все ли эти "-инги" про одно и то же?
- Или, скажем, чек-лист и факт-чекинг — это просто два модных термина, которые путают даже те, кто их с умным видом употребляет?
История одного заказа,
или
Как я почти утонул в "слишком много"
Тема этой статьи, кстати, родилась из переписки с одним заказчиком. Он, человек с горящими глазами и бездонным запасом идей, решил, что лучший способ помочь сценаристу написать шедевр — это завалить его тонной рекомендаций, референсов и "обязательных пунктов". Новичок в кинопроизводстве, собрав до кучи все референсы, которые только возможны (будем называть это насмотренностью), он впервые пробует себя в роли продюсера и, похоже, компенсирует нехватку опыта энтузиазмом и верой в ИИ. Его чек-листы и "гениальные" идеи — это, как правило, выжимки из ИИ-платформ, щедро приправленные умными терминами вроде "нарративная когерентность" или "экспозиционная арка", которые он вставляет, не всегда понимая, к месту они или нет.
"Вот тебе, — говорит, — чек-лист на десять страниц, чтобы ты точно знал, что должно быть в сценарии!" И добавляет: "А еще проверь, чтобы все факты в сценарии были выверены, это же важно!"
И вот смотрю я на этот "чек-лист" (который, к слову, больше похож на роман-эпопею, сгенерированный ИИ с легким налетом продюсерского энтузиазма), и возникает у меня у меня серия вопросов:
- А сколько же файлов я в итоге получил?
- Сколько времени уйдет на их изучение?
- И, главное, как теперь уложиться в дедлайн, который, кажется, уже ускакал за горизонт?
Потому что, друзья, тут вступает в силу великая истина:
"слишком много" — это не помощь, а натуральная диверсия.
- Заваливание сценариста (или любого другого специалиста) бесконечными списками, уточнениями и "полезными" советами, особенно если они наполовину состоят из ИИ-штампов, не ускоряет процесс, а превращает его в бюрократический квест.
Дедлайн?
О, он уже где-то в следующей пятилетке.
Чек-лист:
карта или ловушка?
Чек-лист — это, по сути, список задач или пунктов, которые нужно выполнить, чтобы не забыть ничего важного. В идеале он должен быть кратким, четким и помогать держать фокус. Например, чек-лист сценариста может выглядеть так:
- Проверить, чтобы главный герой не сменил характер на 180 градусов без причины.
- Убедиться, что диалоги звучат естественно.
- Не забыть про кульминацию.
Но что происходит, когда чек-лист разрастается до размеров "Войны и мира"? Он перестает быть инструментом и становится обузой. Вместо того чтобы помогать, он запутывает, отнимает время и заставляет тратить энергию на сортировку "важного" от "ну это я и так знаю".
А если заказчик добавляет к этому "факт-чекинг", то всё, приплыли.
Факт-чекинг:
не путать с придирками к мелочам
Факт-чекинг — это совсем другая история. Это процесс проверки информации на достоверность.
Например, если в сценарии сказано, что герой в 1985 году слушает музыку на Spotify, факт-чекинг вежливо напомнит, что Spotify появился только в 2006-м. Или если заказчик настаивает, что в средневековой деревне все пили кофе, факт-чекинг мягко (или не очень) укажет, что кофе в Европе стал популярен гораздо позже.
Но вот парадокс: заказчики, которые обожают чек-листы, часто думают, что факт-чекинг — это просто ещё один пункт в их бесконечном списке. "Проверь, чтобы всё было правдоподобно!" — говорят они, не уточняя, что именно нужно проверять.
И вот ты сидишь, гуглишь, действительно ли в 17 веке могли использовать слово "круто", или пытаешься понять, сколько времени занимает дорога из точки А в точку Б на лошади. А дедлайн, напомню, уже машет тебе ручкой издалека.
Так одно и то же или нет?
Чек-лист и факт-чекинг — это не одно и то же, хотя их часто путают.
- Чек-лист — это про организацию работы, про "не забыть".
- Факт-чекинг — это про точность и достоверность.
Чек-лист помогает не потеряться в задачах, факт-чекинг — не наврать с три короба.
Но вот беда: когда их смешивают в кучу или раздувают до абсурда, они оба превращаются в монстров, пожирающих время и нервы.
Моя рекомендация заказчикам: если хотите помочь сценаристу (или любому другому исполнителю), не превращайте чек-лист в энциклопедию, а факт-чекинг — в охоту за ведьмами. Дайте четкие ориентиры и доверьтесь профессионалу.
А если уж очень хочется "помочь", то лучше просто уточните:
"Ты уверен, что в XV веке уже были смартфоны?"
И не забудьте про дедлайн. Потому что, как показывает практика, "слишком много" — это всегда слишком много.
Другие баттлы терминов
Больше баттлов терминов — в моей новой книге "БТ"!
- ISBN: 978-5-0067-1221-8
Про термины — первая книга из этой серии: "Т"!
- ISBN - 978-5-0065-0312-0
Предложение помощи
Если надо отформатировать, отредактировать, перевести или написать сценарий, обращайтесь лучше сюда:
- filmsindevelopment@gmail.com
или
- ol-proservice@yandex.com
Кому нужна помощь в создании книги или сборника —
пишите на имейл, готов помочь решить задачу под ключ:
- nechitat.ph@gmail.com
Облако хэштегов
#чеклист #фактчекинг #сценарий #кино #фильм #сериал #анимация #заказатьсценарий #Т #БТ #книга #новаякнига #заказатькнигу #перевестикнигу #продатькнигу #редактироватькнигу #издатькнигу #нонфикшн #напечататькнигу #нуженавтор #нуженредактор #верстка #дизайн #концепт #верстка #корректура #перевод #публикация #ИздательскийДомНеЧитать #PublishingHouseDoNotRead #ОлегЛубски #OlegLubske #книгоиздание