Найти в Дзене
Пропеллер Фест

Гидроудар в подвесном моторе – Часть третья.

Это третья статья по теме гидроудара. Две предыдущие статьи Вы можете найти на моем канале. Сейчас, я попытаюсь рассказать о третьем случае гидроудара. Это довольно сложная задача, но, я попытаюсь. В этой статье не будет много картинок. Будет много текста. Видео, как иллюстрация к статье, есть на моем канале. Вот ссылка – https://dzen.ru/video/watch/68cc67fc6020125cb4efb6dc Пожалуйста, дочитайте до конца, если вопрос о гидроударе Вам интересен и ВАЖЕН. Итак… Как мы знаем, гидроудар, это попадание воды в камеру сгорания, которая препятствует движению поршня. В подвесных моторах, такая ситуация очень распространена, так как моторы непосредственно контактируют и работают в воде. Вода может попадать в один или в два цилиндра. Такое бывает. Но, есть ситуация, при которой, вода попадает во ВСЕ цилиндры (например, во все шесть цилиндров мотора). Как такое возможно? Да. Такое возможно. При определенных условиях и стечении обстоятельств. Попробуем разобраться. Представьте такую ситуацию: катер

Это третья статья по теме гидроудара. Две предыдущие статьи Вы можете найти на моем канале. Сейчас, я попытаюсь рассказать о третьем случае гидроудара. Это довольно сложная задача, но, я попытаюсь. В этой статье не будет много картинок. Будет много текста. Видео, как иллюстрация к статье, есть на моем канале. Вот ссылка – https://dzen.ru/video/watch/68cc67fc6020125cb4efb6dc Пожалуйста, дочитайте до конца, если вопрос о гидроударе Вам интересен и ВАЖЕН.

Итак…

Как мы знаем, гидроудар, это попадание воды в камеру сгорания, которая препятствует движению поршня. В подвесных моторах, такая ситуация очень распространена, так как моторы непосредственно контактируют и работают в воде. Вода может попадать в один или в два цилиндра. Такое бывает. Но, есть ситуация, при которой, вода попадает во ВСЕ цилиндры (например, во все шесть цилиндров мотора). Как такое возможно?

Да. Такое возможно. При определенных условиях и стечении обстоятельств. Попробуем разобраться.

Представьте такую ситуацию: катер, с подвесным мотором 150-200 л.с., идет на полной скорости 70-90 км/ч. На передней передаче. Вдруг, возникает необходимость остановиться. Возможно, препятствие или встречное судно на форматере. Надо остановиться и дать задний ход. В этом случае, мы должны экстренно переключить передачу с передней на заднюю. Резкое переключение на заднюю передачу, при движении катера вперед, приводит к остановке двигателя мотора и попаданию воды во ВСЕ цилиндры двигателя.

Этот эффект возникает из-за движения катера и напора воды на лопасти гребного винта. Дело в том, что на гребной винт действует давление воды. При переключении с передачи переднего хода, на передачу заднего хода, последовательно включается нейтральная передача. На этой передаче, гребной вал с гребным винтом свободно вращается, без зацепления с шестернями. При нормальных условиях (при небольшой скорости катера), это не создает проблем. Но, когда катер движется на максимальной скорости (на глиссировании), гребной винт продолжает интенсивно вращаться в направлении вращения переднего хода (от напора набегающего потока воды). Вращение не замедляется. Тут, включается передача заднего хода. Резко. Но, шестерня заднего хода вращается в противоположном направлении. Происходит встречное вращение – шестерни и гребного вала. Иногда, скорость и крутящий момент на гребном валу больше, чем на ведущем вале (и, на коленвале, который жестко связан с ведущим). Возможно изменение направления вращения ведущего вала (вместе с коленчатым валом), из-за момента, который передает гребной вал с винтом, под напором набегающего потока воду.

Необходимо отметить, что, одновременно с переключением передачи на заднюю, дроссельная заслонка должна закрываться, для сброса оборотов двигателя. Эти процессы (переключение передачи и закрытие заслонки) синхронизированы. Происходит резкий сброс оборотов коленвала. Иногда (в моторах с электронным управлением, электронный модуль отключает зажигание в некоторых цилиндрах, для более быстрого сброса оборотов. Крутящий момент коленвала резко уменьшается. В такой ситуации, вращение гребного вала в направлении передней передачи, может, через шестерню заднего хода (которая уже включена и, находится в зацеплении с ведущей шестерней, поменять направление вращения коленчатого вала (в обратную сторону).

При смене направления вращения коленчатого вала, впуск и выпуск меняются местами. Впуск становится выхлопом, а, выхлоп (выхлопной коллектор) становится впуском. В выхлопе всегда присутствует вода. Вода очень быстро поднимается по системе выхлопа, и, через выхлопной коллектор всасывается практически во все цилиндры, через выпускные клапаны.

В какие-то цилиндры вода попадает в незначительном количестве, но, в некоторые цилиндры, в большом количестве. Двигатель получает гидроудар и мгновенно останавливается.

Такой процесс имел подтверждение. В компании YAMAHA проводились подобные испытания, с замером различных параметров. При подобных условиях резкого переключения на заднюю передачу, в момент глиссирования, в выпускном коллекторе двигателя было зафиксировано отрицательное давление (вакуум). Одновременно с этим, было зафиксирована смена направления вращения коленвала. Так что, то, о чем тут написано, имеет подтверждение.

Информация из Руководства пользователя (Инструкции по эксплуатации) для подвесного мотора YAMAHA
Информация из Руководства пользователя (Инструкции по эксплуатации) для подвесного мотора YAMAHA

Для предотвращения гидроудара в двигателе подвесного мотора и, для Вашей безопасности на катере, соблюдайте осторожность, скоростной режим и рекомендации Руководства пользователя (Инструкции по эксплуатации мотора).

Если у Вас возникли вопросы по этой теме, готов ответить в комментариях.

Благодарю за внимание