Утро начинается привычно: на столе любимая чашка с ароматным кофе. Я делаю глоток, и мой взгляд ловит золотистую ветку рябины за окном. Осень медленно, но уверенно вступает в свои права.
Смахнув экран телефона, открываю последние непрочитанные сообщения. Приятельница прислала фото корзины, полной грибов. Почти все белые, благородные. Порадовалась за неё 👍. Да, ранняя осень пахнет грибами...
Воспоминания опять унесли в то прекрасное далеко..
Мое первое знакомство с грибами состоялось в немецком лесу, еще в дошкольном возрасте. Наш гарнизон Фогельзанг находился на территории ГДР, в 30 км от Берлина, окруженный плотной стеной из деревьев. "Stadt im Wald" («Город в лесу») - так военный городок называли между собой, живущие в округе, немецкие жители.
Лес, который окружал гарнизон, был настоящей кладовой природы. Огромное количество разнообразных съедобных грибов в сезон: лисички, грузди, опята, маслята, волнушки, подберезовики, подосиновики и конечно же белые. Как только созревала земляника, черника или голубика, женская половина нашего дома, в выходной день, с утра пораньше, собиралась в лес. Кто не имел большого желания идти за ягодами или грибами, оставался дома и брал на себя обязанности нянь и воспитателей. Все таки, вспоминая соседей по дому в гарнизоне Фогельзанг, сделала вывод, что наш дом и двор, были скорее дружными, чем наоборот. Семьи, живущие несколько лет бок о бок, в таких маленьких военных городках, становятся уже друг другу близкими и родными. Многие проносят гарнизонную дружбу через всю жизнь.
Если мама брала меня с собой в лес, то безоговорочным правилом для такого случая, была подходящая одежда, в частности джинсы и закрытая обувь. В лесу водились гадюки и медянки🐍. Да я и не спорила с мамой. Змей я всегда боялась до ужаса. Как сейчас, помню свои резиновые сапожки, купленные в Темплине, специально для походов в лес. Мама их не убирала далеко, так они и стояли в общем коридоре, на полу, на старой газете, под нашей вешалкой.
Порой, в лесу мы встречались с другими семьями, и тоже с детьми. Приветливо здоровались и расходились в разные стороны. Лес был большой, не жадный, всем хватало его даров. Каждый новый выход на природу превращался в своего рода урок по биологии. Именно, там, в ГДР были получены первые знания и навыки по распознаванию полезных грибов. Помню, как мама срезАла гриб, внимательно рассматривала его, и если сомневалась в его пригодности, с осторожностью пробовала место среза на язык. Если гриб хоть немного горчил, немедленно его выбрасывала.
За ягодами я не любила ходить. Мне казалось, что они очень медленно набираются в мое маленькое ведерко, а во дворе уже заждались подружки и хотелось скорее к ним. Куда интереснее и быстрее собирались грибы. Буквально два часа «тихой охоты», и мы довольные, возвращались домой. А потом, мама занималась грибами: чистила, отваривала, готовила суп или жаркое, мариновала или солила.
Вспомнился еще один поход за грибами в Фогельзанге, но уже с отцом. В один из выходных, мы вдвоем поехали на его велосипеде в лес. Мама с сестренкой остались дома.
Вот мы с папой выехали на бетонку. Повернули направо и поехали дальше по бетонной дороге.
Я сидела впереди, на раме велосипеда и смотрела по сторонам. Бетонный забор сменился на картинки лесной чащи. Остановились на опушке, папа прислонил велосипед к дереву, отвязал от рамы ведро и мы пошли собирать грибы. В том месте, куда мы приехали было огромное множество опят. Папа эти грибы знал 😊. Мама их вкусно мариновала. Собирая опят, мы натолкнулись на углубления в земле, прямоугольной формы. Их было несколько, на определенных расстояниях друг от друга, частично заросшие травой. «Окопы. Для танков", - сухо сказал папа. И заинтересованно походил по периметру одного из них. В гарнизоне размещалась танковая дивизия. Но, утверждать, что эти окопы были предназначены для наших танков не могу. А папа в подробности не вдавался.
Походя еще немного по лесу, мы вернулись домой, вручив маме полное ведро опят.
Даже сейчас, спустя много лет, мне достаточно почувствовать древесный дух, чтобы сердце наполнилось теплом детских воспоминаний. Природа вокруг Фогельзанга была чудесной и сказочной. В этой статье я уже немного затрагивала тему немецкой природы.
Несмотря на некоторую изоляцию и обособленность гарнизона Фогельзанг от окружающего мира, образ жизни жён и детей военнослужащих был организован так, что скучать было некогда. Мужчины, понятное дело, большую часть своего времени находились на службе и прерывались лишь на короткий отдых. Жены военнослужащих тоже старались устроиться на работу в учреждения. Это было сложно, чувствовался дефицит вакантных рабочих мест для женщин здесь, в гарнизоне Фогельзанг. Если появлялась свободная вакансия, стремились ее поскорее занять. Ведь это была возможность дополнительного заработка и увеличения бюджета семьи. Тогда, каждую лишнюю «копеечку» старались отложить «на сберкнижку».
В доме офицеров был организован кружок вязания и шитья для женщин. Я помню большую комнату со столами и стульями, и стенд на стене. На этом стенде, прикрепленными, висели несколько образцов вязанных вещей в миниатюре. Очень хорошо запомнилось маленькое нежно-желтое вязаное платье. Я смотрела на него, и мечтала связать точно такое же для своей куклы. Но, в этот кружок детей не принимали. Зато, я могла иногда забегать в эту комнату и любоваться стендом с вязаными моделями, во время перерывов на музыкальных занятиях. Что и делала. Уж очень манила к себе эта комната на втором этаже клуба. Помню, как вечером, в определенное время, сюда заходили женщины, рассаживались по своим местам. Для них начинался очередной урок рукоделия. Нам, любопытным девочкам ничего не оставалось, как выйти из интересной комнаты, закрыть за собой дверь и идти на своё пение. Мама тоже посещала эти занятия по вязанию и шитью, но очень недолго. Сейчас понимаю, что жене военного, с двумя маленькими детьми, вырвать себе время для вечерних занятий, не имея рядом бабушек, почти невозможно. К сожалению, Дом офицеров постигла та же участь, что и остальные здания в гарнизоне, после вывода советских войск из Германии.
О клубе я немного рассказывала в этой статье:
В Доме офицеров была еще библиотека. Как только научилась читать, сразу начала туда бегать за детскими книжками. Сначала с папой, потом уже самостоятельно. Помню, как отдельно стояли в ряд несколько столов, за которыми в полной тишине, сидели читатели. Пока папа задумчиво листал какую-то взрослую книгу, стоя у стеллажа, я забиралась на свободный стул и открывала свою, уже выбранную книгу. Чаще всего, это были сказки Пушкина. Сначала, в библиотеке рассматривала картинки, а читала уже дома.
Чтение было неотъемлемой частью быта в гарнизоне. Казалось, здесь читали все и всюду. Кроме библиотеки, в гарнизоне был ещё книжный магазин, на первом этаже двухэтажного дома. Помню, как выстраивалась очередь, когда был новый привоз книг. В каждой семье выписывали газеты. У нас были «Советская армия», «Правда», «Красная звезда» и ещё журнал «Здоровье». Газеты всегда лежали на нашем кухонном столе, либо на подоконнике рядом. Папа одновременно читал и ел. Хотя сам периодически подчеркивал, что так делать нельзя - вредно для мозгов.
Военный городок удивительным образом сочетал в себе военную дисциплину и домашний уют. Регулярные учения, тренировки солдат на стадионе, парады на плацу гармонично соседствовали с тихими семейными прогулками по зеленым аллеям городка, детскими играми во дворах и домашними посиделками. Это был особый мир, созданный специально для обеспечения условий службы военнослужащим и комфортной жизни их семьям.
Спасибо, что читаете до конца ❤️