Фогельзанг и Freundschaft
Темплин – небольшой тихий и уютный городок, куда мы с мамой иногда ездили, до 1990 года относился к ГДР. От гарнизона Фогельзанг находился на расстоянии 14км.
Как наша семья оказалась в ГДР рассказывала в этой статье:
Воспоминания о Темплине самые теплые, греющие душу моменты из воспоминаний.
Вот мы идем с мамой по одной из улиц Темплина и заходим в наше любимое кафе, по-другому такие маленькие ресторанчики или кафе назывались еще Гаштетами (на немецком - Gaststätte). Когда мы приезжали в Темплин, то всегда первым делом заходили в одно и тоже заведение. Это было уже такой нашей традицией.
Там продавали пиво, газированные напитки, соленые орешки, закуски, что-то вроде фаст-фуда, были еще горячие вторые блюда типа тушенной капусты или картофеля фри с чем-то мясным, вкуснейшее мороженное. Мама усаживала меня за столик, сама шла делать заказ к стойке бара, и очень быстро приносила два высоких стеклянных стакана с Фантой и две порции с горячей сарделькой, горчицей, круглой белой булочкой на тарелке из бумажного картона. И это тоже было нашей традицией - брали только пухлую немецкую сардельку и булочку. Точно такие же булочки продавались в продуктовом магазине в нашем военном городке за 5 пфеннингов. Я их обожала! Могла слопать три штуки сразу вместе с молоком.
Незабываемые мгновения.. Окутанный легким дымом зал с галдящими посетителями, вкусный аромат сардельки, даже горчица была приятной и нисколечко не горькой, и самый лучший на тот момент напиток – апельсиновая Фанта. Мне нравилось пить ее через трубочку. И Мама.. 🤍 Сидящая напротив, улыбающаяся, в хорошем настроении, ожидающая, когда я уже доем свой перекус и мы отправимся по магазинам. Почему мы ездили за покупками в Темплин рассказывала в этой статье:
История Темплина берет свое начало еще с 1270 года, расположен город на земле Бранденбург. Сохранились в памяти дома с башенками, улочки с выложенной брусчаткой. С этим городом связана одна встреча, которую я иногда вспоминаю..
Это было весной 1981 года…
Чуть меньше года назад, родилась моя младшая сестренка. С момента рождения сестры, мама полностью переключилась на заботы и хлопоты с новорожденной. К тому времени, родители отдали меня на спортивные занятия, однако большую часть времени я все равно была предоставлена сама себе. Много гуляла по гарнизону с подружками, зайдем то в один двор, то в другой. Покатаемся на одних качелях, на других, заглянем в магазин, купим себе по жвачке или леденцовой малиновой бомбочке на тонкой пластиковой палочке (в 90-ые такие леденцы появились уже в России - Чупа-Чупсы), прогуляемся до стадиона, потом до кочегарки и обратно, и так дни пролетали один за другим. В школу я еще не ходила, а в детский сад мама меня не повела. Так как, уже был ранее негативный опыт моего хождения в дошкольное заведение, еще дома, в Союзе. Одним словом, в детских садах я не приживалась в силу своего характера 😪
Возвращались домой уже к вечеру. Мама вся в растрепанных чувствах, пейджеров, а уж тем более мобильных телефонов тогда не было и в помине, где искать ребенка не понятно. В общем, решили родители отдать меня ещё в какой-нибудь кружок. Помню, как пришли мы с мамой в Дом офицеров. Поднялись на второй этаж по крученной лестнице, зашли в небольшую комнату.
Встретила нас женщина, невысокая, чуть полноватая, средних лет. Оказалось, что это педагог по вокалу, а точнее руководитель детского хора при Доме офицеров. Поставила меня эта женщина у фортепиано и начала прослушивание. После прослушивания педагог вынесла вердикт: "Хороший слух, чистый голос, хоть и тихий". Приняли меня в детский хор со строгим предупреждением – занятия не пропускать. Мама обрадовалась, что теперь буду чем-то полезным заниматься. Стала я ходить на занятия три раза в неделю по вечерам. Позже, привела на пение еще и свою подружку Марину из соседнего дома, и соседского мальчика по квартире. Вот так, втроем мы и ходили на хор. А потом начались концерты, настоящие выступления перед зрителями к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 7 Ноября. Мы срывали громкие аплодисменты. Зрителями были жители гарнизона. Однажды, со сцены я разглядела маму и папу, улыбающихся с гордым взглядом. Репертуар у нас был самый разный. От песни «Солнечный круг» до «Папа может все, что угодно».
А потом, мне пение наскучило. Помню тот момент, когда вместо занятий в хоре, я отправилась уже с другой подружкой, по ее делам. Пропустила сначала одно занятие, потом следующее и вот он, тот самый момент, когда сворачиваешь на другую дорогу. Мой маленький сосед по квартире вскоре уехал в Союз со своими родителями, на их место приехала новая семья. Я помогала маме сидеть с младшей сестренкой. Параллельно продолжала болтаться с друзьями во дворе. Так прошел какой-то небольшой период времени без пения. Однажды вечером слоняясь по двору, я увидела, как подружка Марина и еще одна девочка спешат по направлению к Дому офицеров. Крикнув в окно маме, что я пошла на хор, счастливая, в предвкушении занятий побежала тоже с девочками в клуб. В классе, покрутив головой, увидела много новых лиц среди "начинающих певцов". Было несколько мальчиков, девочки постарше. Села на стульчик рядом с подружками, стала распеваться. Во время паузы учительница внимательно посмотрела на меня и спросила: «А эта девочка кто?». Подружки ей напомнили, что я уже ходила на занятия раньше. Как же поменялась в лице преподавательница! Сначала она сильно покраснела, точнее покраснели ее скулы – они стали просто багровыми. Дети сразу притихли. А она начала кричать, она и вправду громко кричала, ругалась, возмущалась по поводу моих прогулов. Сейчас, я не помню дословно, что она говорила. Но пристыдила жестко. Я готова была провалиться под землю вместе со своим стулом. Вспоминая эту неприятную сцену, мне и сейчас становится не по себе, и больше от тех детских стыдливых чувств, которые я испытала в тот момент. Но вот, что самое интересное. Переживая тот позор, я твердо решила, что буду продолжать ходить на занятия и буду стараться петь еще лучше, чтобы снова завоевать расположение моей учительницы. И это случилось. Сначала, меня начали включать в концерты в Доме офицеров, а затем отправили в числе отобранных участников на «Дружбу к немецким детям-школьникам» в Темплин. Помню, как обрадовалась мама. Родители уже не раз ездили на Дружбу к немцам - Freundschaft. Встречаться, общаться, а также обмениваться сувенирами на таких встречах с друзьями из социалистических стран было сложившейся традицией. Мама достала из шкафа две русские Матрешки, которые купила по-случаю в Союзе, когда мы возвращались из отпуска обратно в ГДР.
Велела подарить тем, с кем я подружусь и желательно в конце вечера. Я понятия не имела, как проходят такие встречи, и для меня все мамины инструкции в одно уход влетели, в другое вылетели. У КПП нас посадили в автобус - детский хор и женский взрослый хор, и повезли в Темплин. Время в дороге пролетело очень быстро, в пути мы распевались и репетировали свои песни.
И вот она встреча. Нас привезли в одну из городских школ. Запомнилось много окон в здании и очень интересное по своей архитектуре строение. На большой открытой лестнице, перед входом нас встречали немецкие ребята, их учителя. Они все искренне улыбались и махали руками. Как только стали выходить из автобуса, ко мне подошли мальчик и девочка, в белых рубашках и синих галстуках, явно старше меня на 2-3 года.
Мальчик представился Adler, имя девочки не запомнила. Я сразу же преподнесла им русские сувениры, напрочь забыв про мамины инструкции. Но, мне так хотелось поскорее освободить себя от ноши! Девочка потом пропала из виду. Увидела я ее уже в конце вечера, когда прощались. После нашего музыкального выступления, немецкие дети и их учителя показали свою школу и классы. Мне запомнился один класс, он был невероятно светлых оттенков, светлые парты, чуть ли не белые, много света. Большое количество плакатов и картин на стене, нарисованных детьми. Мой новый немецкий друг Адлер показал на один из рисунков, и я поняла, что это он нарисовал. Адлер сопровождал меня постоянно, мы сидели рядом за столом, когда нас угощали напитками и сладостями. Потом все вместе пели песню «Солнечный круг». Немецкие дети на немецком языке, мы на русском. Может со стороны кому-то это покажется нелепым, сейчас в наших современных реалиях, но тогда мы и правда друга друга считали друзьями. И тот немецкий мальчик из моего детства, он отражал искренность и доброту. В конце вечера я его потеряла, а увидела уже когда мы подошли к своему автобусу. Пора было прощаться и уезжать. Адлер бежал по лестнице вниз, перескакивая через ступеньки, держа подмышкой какую-то большую коробку. Девичьим чутьем я поняла, что этот подарок предназначен мне. И не ошиблась. Мальчик подбежал и вручил мне коробку с картинкой большого замка, следом большую шоколадку и записку с его почтовым адресом. Мы тепло попрощались, я села в автобус и уже из окна помахала Адлеру. Всю дорогу я крутила коробку и не понимала, что это. Дома, раскрыв содержимое, мы с мамой поняли - это пазлы. Картину потом собрали. Это оказался прекрасный немецкий замок. К сожалению, часть пазлов потом потерялась, и картина не сохранилась.
Через много лет, я куплю пазлы с большим замком, и мы соберем картину вместе с мужем и старшим сыном, оформим ее в рамку и повесим у себя в доме.
Спасибо, что читаете 💗