Найти в Дзене
Истории без конца

– Эта фамилия не твоя – сказала свекровь, пока я показывала паспорт

– Эта фамилия не твоя, – сказала свекровь, пока я показывала паспорт нотариусу. Слова упали в стерильную тишину кабинета, как капли кислоты на лакированную поверхность стола. Нотариус, пожилая женщина в строгих очках, подняла голову, ее взгляд метнулся от меня к бывшей свекрови, Маргарите Львовне, и обратно. Паспорт в моей руке дрогнул. Лидия Викторовна Григорьева. Двадцать лет я носила эту фамилию. Григорьева. – Маргарита Львовна, мы здесь для оформления документов на продажу дачи, – мой голос прозвучал на удивление ровно. Холодно. Словно принадлежал не мне, а диктору, зачитывающему прогноз погоды. Пасмурно, возможны осадки. – Я и говорю про документы, – не унималась она, ее поджатые губы скривились в усмешке. – Фамилия-то не твоя. Не заслужила. Гриша мой, конечно, тюфяк, позволил тебе ее оставить после развода. А зря. Я медленно втянула воздух. Он пах пыльными папками и дорогим парфюмом нотариуса. Год прошел с развода. Год, как я выстраивала свою жизнь заново, по кирпичику, по стеклы

– Эта фамилия не твоя, – сказала свекровь, пока я показывала паспорт нотариусу.

Слова упали в стерильную тишину кабинета, как капли кислоты на лакированную поверхность стола. Нотариус, пожилая женщина в строгих очках, подняла голову, ее взгляд метнулся от меня к бывшей свекрови, Маргарите Львовне, и обратно. Паспорт в моей руке дрогнул. Лидия Викторовна Григорьева. Двадцать лет я носила эту фамилию. Григорьева.

– Маргарита Львовна, мы здесь для оформления документов на продажу дачи, – мой голос прозвучал на удивление ровно. Холодно. Словно принадлежал не мне, а диктору, зачитывающему прогноз погоды. Пасмурно, возможны осадки.

– Я и говорю про документы, – не унималась она, ее поджатые губы скривились в усмешке. – Фамилия-то не твоя. Не заслужила. Гриша мой, конечно, тюфяк, позволил тебе ее оставить после развода. А зря.

Я медленно втянула воздух. Он пах пыльными папками и дорогим парфюмом нотариуса. Год прошел с развода. Год, как я выстраивала свою жизнь заново, по кирпичику, по стеклышку. Я, сорокадвухлетняя Лидия, логопед в детском реабилитационном центре, заново училась дышать одна. И вот сейчас этот призрак прошлого, эта женщина с лицом римского сенатора, пыталась выбить у меня почву из-под ног.

Я забрала паспорт, положила его в сумку. Застегнула молнию. Каждый звук был оглушительным.

– Мы продолжим в другой раз, – сказала я нотариусу, не глядя на Маргариту Львовну.

На улице меня встретил сырой самарский ветер с Волги. Он трепал волосы, лез под воротник пальто. Небо было низким, серым, неотличимым по цвету от асфальта. Я села в машину, но не завела ее. Просто сидела, глядя на мокрые ветки тополей. «Эта фамилия не твоя». Что она имела в виду? Просто старческая злоба или что-то еще?

В голове всплыл образ Григория. Мой бывший муж. Гриша. Двадцать лет брака, взрослый сын Федор, общая ипотека, общие друзья, общая дача, которую мы теперь продавали, чтобы окончательно разорвать последнюю нить. Когда я узнала про его другую жизнь, про двадцатипятилетнюю фитнес-тренера, я не плакала. Я почувствовала, как внутри что-то обледенело. Развод прошел на удивление тихо. Он оставил мне квартиру, я не стала претендовать на его бизнес. Мы были… цивилизованными.

Я достала телефон. Пальцы плохо слушались. Светлана.

– Слушаю, Лид, – голос подруги был бодрым. – Ты как, оформили?

– Света, я сейчас приеду.

Тишина на том конце. Светка умела слышать не слова, а паузы.

– Жду. Коньяк доставать?

– Доставай.

Квартира Светланы на другом конце города пахла корицей и свежесваренным кофе. Она молча налила мне коньяк в пузатый бокал, себе – чай.

– Рассказывай.

Я рассказала. Про нотариуса, про слова свекрови.

Светка отхлебнула чай. Она была моей противоположностью – резкая, быстрая, с короткой стрижкой и мужской привычкой говорить правду в лоб.

– Так, а ты сама-то что думаешь? Старуха просто ядом плюнула или там что-то есть?

– Я не знаю. Но она сказала это… с такой уверенностью. «Не заслужила». Будто знает что-то.

– Позвони Грише.

– Зачем? Чтобы услышать «мама у меня старенькая, не обращай внимания»?

– А ты не так спроси. Ты спроси в лоб. Лида, ты же актриса. Ну, почти, – Светка кивнула в сторону афиши их любительского театра, висевшей у нее на стене. – У тебя же роль сейчас – сильная женщина, которая правду ищет. Вот и играй ее. Без истерики. Холодно. Помнишь, как Станиславский учил? Внешнее спокойствие при внутренней буре.

Она была права. Театр, которым я болела с юности, был моей отдушиной. Там, на пыльной сцене местного ДК, я могла быть кем угодно: Анной Карениной, Медеей, простой женщиной, ждущей мужа с войны. Театр учил владеть голосом, телом, эмоциями. Не давать им власти над собой.

Я кивнула, сделала глоток коньяка. Жгучее тепло прошло по пищеводу, но лед внутри не таял.

– Ты права. Я ему позвоню.

Григорий ответил не сразу.

– Лида? Что-то случилось? С документами проблема?

– Проблема с твоей мамой, Гриша. Что она имела в виду, когда сказала, что я не заслужила твою фамилию?

Пауза. Длинная, звенящая. В трубке послышался женский смех на фоне. Тот самый.

– Лид, ну ты же знаешь маму. У нее возраст, характер…

– Григорий. Я не спрашиваю про ее характер. Я спрашиваю, что она имела в виду. Есть что-то, чего я не знаю?

Снова пауза.

– Давай встретимся, – его голос стал другим. Глухим. – Это не телефонный разговор.

Мы встретились в кофейне на набережной. За окном серая Волга сливалась с серым небом. Григорий постарел за этот год. Появились новые морщины у глаз, в волосах – больше седины. Он нервно теребил салфетку.

– Моя мать… она не должна была этого говорить.

– Но она сказала.

Он поднял на меня глаза. В них была усталость и что-то похожее на стыд.

– Понимаешь… когда мы расписывались… Я был не разведен.

Лед внутри треснул.

– Что?

– Мой первый брак. С Ольгой. Мы поженились по залету, когда мне девятнадцать было. Через год разбежались. Она уехала куда-то на Север с ребенком. Я подал на развод, но там какие-то проблемы с документами были, с ее пропиской… В общем, официально нас не развели. А потом я встретил тебя. Я был так влюблен… Я боялся тебя потерять. И я… я просто получил новый паспорт. Сказал, что старый потерял. Без штампа.

Я смотрела на него и не узнавала. Этот человек, с которым я прожила двадцать лет, родила сына, строила дом… Он сидел напротив и рассказывал, как подделал документы, чтобы жениться на мне.

– То есть… наш брак…

– Он недействителен, – тихо сказал Григорий. – Юридически. Лида, я хотел все исправить! Сто раз хотел! Но сначала ты забеременела Федором, потом ипотека, потом бизнес… Я думал, Ольги и след простыл. А пару лет назад она нашлась. Ее сын, мой сын… он заболел. Нужны были деньги. Я помогал. Мама знала. Она всегда была против тебя, считала, что ты меня увела…

Я встала. Ноги были ватными, но держали.

– Значит, Федор… он рожден вне брака. И фамилия у него… и у меня…

– Фамилия по отцу, тут все законно. Лида, прости меня. Я был идиотом. Молодым, влюбленным идиотом. Давай все решим. Я готов компенсировать…

– Не надо, – я посмотрела на него, как на совершенно чужого человека. – Ничего не надо. Дачу продавай сам. Моя доверенность у нотариуса. Деньги переведешь мне на счет. Половину. По-честному. Хотя о какой честности с тобой можно говорить.

Я вышла из кофейни, не оглядываясь. Ветер ударил в лицо брызгами начинающегося дождя. Я не чувствовала холода. Я не чувствовала ничего, кроме оглушительной пустоты. Григорьева. Двадцать лет я носила фамилию человека, который никогда не был моим мужем. Моя жизнь, мой брак, моя семья – все оказалось декорацией. Фальшивкой. Как в плохом спектакле.

На следующий день я пришла на работу. Мой кабинет – маленький, светлый, с большим зеркалом на стене и полками, заставленными методичками, играми и специальными зондами для массажа. Мой мир, который я построила сама. Здесь все было настоящим.

Мой самый сложный пациент, шестилетний Артем, сидел на стульчике и молча смотрел в окно. Он не говорил ни слова уже полгода, после того как стал свидетелем страшной аварии. У него не было органических поражений. Только страх, который запер все слова внутри.

– Здравствуй, Тема, – сказала я, садясь напротив. – Смотри, какой сегодня дождь. Крупные капли, правда? Давай попробуем их нарисовать.

Я положила перед ним лист бумаги и краски. Обычно он просто сидел, но сегодня он взял кисточку. Неуверенно обмакнул ее в синюю краску. Я начала делать с ним артикуляционную гимнастику, которую мы проделывали десятки раз. «Заборчик», «трубочка», «лошадка». Он механически повторял движения губами, глядя на мое отражение в зеркале.

– А теперь давай порычим, как тигр. Р-р-р-р.

Я рычала, а он смотрел на меня своими огромными, испуганными глазами. В них стояли невыплаканные слезы. И я вдруг поняла его, как никогда раньше. Я тоже хотела запереть все слова внутри. Спрятаться. Исчезнуть.

– Знаешь, Тема, – сказала я тихо, отложив картинки. – Иногда говорить очень страшно. Кажется, что если скажешь что-то, мир рухнет. Но это не так. Слова – они как ключики. Они могут открывать двери. Даже те, которые кажутся запертыми навсегда.

Я взяла в руки маленькую куклу-перчатку, которую использовала для занятий. Надела ее на руку.

– Привет! Я – Петрушка! А ты кто?

Артем молчал.

– Ну же, не бойся, – писклявым голосом проговорила я за куклу. – Скажи мне что-нибудь. Например, как тебя зовут?

Мальчик смотрел на куклу. Его губы дрогнули. Он открыл рот и почти беззвучно, одним движением воздуха, выдохнул:

– Т… т…

Это было больше, чем все его предыдущие достижения. Это был сдвиг. Прорыв. Я почувствовала, как к глазам подступают слезы. Но это были не слезы отчаяния. Это были слезы надежды.

Вечером я позвонила сыну. Федор, студент политеха, жил отдельно, в общежитии.

– Мам, привет. Что-то случилось? Голос у тебя странный.

Я выложила ему все. Про деда, про его мать, про фальшивый брак. Я говорила ровно, без эмоций, как констатировала факт. Когда я закончила, Федор долго молчал.

– Значит, папа… – он не договорил.

– Да, Федь.

– А ты? Ты как?

– Я не знаю. Как будто землю из-под ног выдернули.

– Мам, послушай, – его голос вдруг стал твердым, взрослым. – Какая разница, какой там штамп в паспорте стоял или не стоял? Ты меня вырастила. Ты этого козла… то есть, отца… терпела двадцать лет. Ты – это ты. Лидия. Не Григорьева, не Иванова, не Петрова. Просто Лидия. Моя мама. И я тобой горжусь. Поняла?

Я не смогла ответить. Просто сжала телефон в руке. Мой сын. Моя настоящая, не фальшивая опора.

В субботу у нас была репетиция в ДК. Ставили Чехова, «Вишневый сад». Мне досталась роль Раневской. Роль женщины, теряющей все, но до последнего цепляющейся за прошлое, за воспоминания. Наш режиссер, Виктор Семенович, бывший актер местного драмтеатра, был требователен.

– Лидия! Фальшиво! – крикнул он из темного зала. – Ты не прощаешься с домом, ты декламируешь текст! Где твоя боль? Где потеря? Ты теряешь не просто стены, ты теряешь жизнь!

Я стояла на сцене, под светом одинокого прожектора. Пыльный запах кулис, скрип половиц. Я посмотрела в темный зал.

– О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким же, ничто не изменилось…

И в этот момент я говорила не за Раневскую. Я говорила за себя. Я прощалась не с вишневым садом. Я прощалась со своей фальшивой жизнью. С двадцатью годами иллюзий. И боль, которую требовал режиссер, она была настоящей. Она вырвалась из меня, наполнила мой голос, мои жесты. Когда я закончила монолог, в зале стояла тишина. Даже Виктор Семенович молчал.

Потом он подошел к сцене.

– Вот. Вот теперь верю. Что случилось, Лидия Викторовна?

– Жизнь случилась, Виктор Семенович.

Он посмотрел на меня внимательно.

– Это хорошо. Для актрисы – это всегда хорошо. Величайшие роли рождаются из величайшей боли.

После репетиции ко мне подошел один из актеров, игравший Лопахина. Его звали… кажется, тоже Федор. Высокий, с умными глазами и ироничной усмешкой. Он работал архитектором, а театр был его страстью, как и моей.

– Вы сегодня были… невероятны, – сказал он. – Я стоял за кулисами и дышать боялся.

– Спасибо, – я попыталась улыбнуться.

– Может, выпьем кофе? Здесь рядом открыли неплохую кофейню. Нужно же как-то прийти в себя после такой Раневской.

Мы сидели в маленьком уютном подвальчике, пили капучино. Пасмурная погода осталась где-то там, наверху. Здесь было тепло и пахло ванилью. Мы говорили о театре, о Чехове, о Самаре, о том, как старый город исчезает, уступая место безликим новостройкам. Он рассказывал о своих проектах, я – о своей работе. О том, как трудно, но как радостно, когда молчавший ребенок вдруг произносит первое слово. Я не говорила ему о разводе, о лжи Григория. Я просто была собой. Лидией. Женщиной, которая любит театр и помогает детям говорить.

Через неделю деньги от продажи дачи пришли на мой счет. Ровно половина. Григорий прислал смс: «Прости. Если сможешь». Я не ответила. Я пошла в паспортный стол.

Очередь, душный коридор, усталая женщина в окошке.

– Я хочу вернуть девичью фамилию.

Женщина подняла на меня глаза.

– Развод?

– Что-то вроде того, – сказала я.

Через месяц я держала в руках новый паспорт. Лидия Викторовна Орлова. Моя фамилия. Фамилия моего отца, которого я почти не помнила. Но она была моей по праву рождения. Я смотрела на свою фотографию. Та же женщина, но взгляд другой. Спокойный. Уверенный.

В тот день случилось еще одно чудо. Ко мне на занятие пришел Артем. Он вошел в кабинет, посмотрел на меня и четко, хоть и тихо, сказал:

– Зд-гавствуйте, Лидия Вик-то-говна.

Он впервые назвал меня по имени. Он говорил. Запинаясь, с трудом, но говорил. Я опустилась на стул, чувствуя, как по щекам текут слезы.

Весна в Самаре наконец-то победила. Низкое серое небо сменилось высоким и голубым. Волга освободилась ото льда и теперь сияла под солнцем. Я переехала. Сняла небольшую, но светлую квартиру в старом доме с высокими потолками и окном, выходящим на набережную. Я забрала из прошлой жизни только свои книги, старый плед и фотографии сына. Ни одной фотографии с Григорием.

Премьера «Вишневого сада» прошла с аншлагом. Наш маленький зал в ДК был забит до отказа. Я играла так, как никогда в жизни. Я не играла – я жила на сцене. Прощалась, плакала, смеялась и надеялась. Когда опустился занавес, и зал взорвался аплодисментами, я стояла на сцене, ослепленная светом, и чувствовала абсолютное, полное счастье.

В гримерку зашел Федор-Лопахин с огромным букетом белых роз.

– Раневская была великолепна. А Лидия Орлова еще лучше.

Он улыбался. И в его улыбке не было ни капли фальши.

Позже, когда я уже сидела дома, в своей новой квартире, и смотрела на ночную Волгу, на огни на том берегу, пришла смс от сына: «Мам, ты была лучшая. Я так тобой горжусь. Люблю».

А следом еще одна. От Федора.

«Спасибо за вечер. Может, завтра прогуляемся по набережной? Обещают солнце».

Я положила телефон на стол. Подошла к окну. Влажный весенний воздух пах рекой и новой жизнью. Внизу, на набережной, гуляли люди. Город жил. И я жила вместе с ним. Не Григорьева. Не жена, которой не было. А Лидия Орлова. Женщина, которая нашла свой голос и вернула себе свое имя. И это было только начало.