Найти в Дзене
Наталья Баева

Не любо - не слушай, а врать не мешай!

Солдатские сказки - жанр особый. Фольклор, конечно, но ... на войне бывает даже то, чего вообще не бывает. Да и только ли на войне? Жизнь - она изобретательнее любого враля! А если сказано, что дело было не вчера? Давным-давно? Так почему бы и не поверить? Вот так четырнадцатилетний Алёша Пешков почти поверил в историю о том, как "Солдат спас Петра Великого". Прочитал эту сказку повару Смурому, а тот возмутился: "Глупости! Так не бывает, разбойники - не дураки! Подожгли бы сеновал - и всё!" Повар был просто не в духе, но Алёша, поразмыслив, решил, что книга действительно плохая. Вздумали судить сказку с позиций реализма! И если в "библиотеке для народа" эта книжка могла считаться чтением для начинающих, малограмотных, то в двадцатом веке перешла в разряд детских. Предание превратилось в сказку. Заблудился царь на охоте, и повстречал солдата. Солдат и вывел его из леса, только заночевать пришлось в разбойничьем вертепе. Пока "охотник Петруша" спал, солдат успел и разбойников перебить,

Солдатские сказки - жанр особый. Фольклор, конечно, но ... на войне бывает даже то, чего вообще не бывает. Да и только ли на войне? Жизнь - она изобретательнее любого враля! А если сказано, что дело было не вчера? Давным-давно? Так почему бы и не поверить?

Вот так четырнадцатилетний Алёша Пешков почти поверил в историю о том, как "Солдат спас Петра Великого". Прочитал эту сказку повару Смурому, а тот возмутился: "Глупости! Так не бывает, разбойники - не дураки! Подожгли бы сеновал - и всё!"

Повар был просто не в духе, но Алёша, поразмыслив, решил, что книга действительно плохая. Вздумали судить сказку с позиций реализма!

И если в "библиотеке для народа" эта книжка могла считаться чтением для начинающих, малограмотных, то в двадцатом веке перешла в разряд детских. Предание превратилось в сказку.

-2

Заблудился царь на охоте, и повстречал солдата. Солдат и вывел его из леса, только заночевать пришлось в разбойничьем вертепе. Пока "охотник Петруша" спал, солдат успел и разбойников перебить, и красну девицу от них избавить. А наутро ещё и дельный совет дал, где и как новый город заложить.

- Да такому солдату впору министром быть!

- Да так у тебя, государь, каждый мужик, что не зря жизнь прожил, министром станет!

-3

Раскритикуем? Вспомним, что Пётр был на охоте всего лишь один раз в жизни, и не терялся в лесу? Но чем-то эта история очень симпатична. Конечно, признанием достоинств солдата: далеко не каждый самодержец мог их разглядеть.

А вот в этом рассказе ничего сказочного. Вошёл даже в фильм "Пётр Первый". Помните, как Пётр попытался выяснить, силён ли кандидат в драгуны? Федька не сразу решился всерьёз бороться, но уж когда решился... Полетел у него царь в дальний угол! И... обрадовался: драгун - что надо!

-4

Только сказка добавила пышную обстановку: дворец, иностранных послов и Алексея, возмущённого таким непотребством.

А вот и анекдот, "выращенный" до полноценного рассказа. В кабаке Петра не узнали: одет по-простому. Собутыльник тут же нашёлся: "Давай, ещё выпьем! Вот палаш заложу, завтра выкуплю".

-5

Завтра Пётр устраивает смотр. Выводит из строя того самого солдата - а у него в ножнах что-то не то... Палка?!

- А ну, руби меня, покажи, чему вас научили!

Солдат вздевает глаза к небу:

- Господи, не дай зарубить государя, обрати железо в дерево!

-6

Явил господь чудо - разлетелась палка в щепки.

Куда же отправился солдат? Сначала - на гауптвахту, на три дня. А потом - в штурманскую школу. Какая уж тут "сказка", ведь и в самом деле, первое поколение нашей интеллигенции - из "простых". Замеченных и выдвинутых императором.

-7

Есть в сборнике и сказки, вполне "сказочные" - про кашу из топора, про выигранный солдатом спор с генералом и адмиралом, про волшебный ранец. Ничего специфически "петровского"? Как сказать... Если царь способен разобраться в ситуации и оценить храбрость и смекалку - для байки вполне достаточно. И даже традиционный сюжет о том как монахи не могли ответить на заковыристые вопросы - а солдат, переодетый монахом, ответил - заиграл новыми красками. Ведь не самодурствовал царь, ему надо было заставить монахов работать. Они считали, что молитва и есть работа? А укрепления молитвой возведутся?! А враг отступит перед молитвой?

Вот и "простой" рецепт величия - видеть в подданном ЧЕЛОВЕКА. А если ещё и в бою не прятаться за солдатские спины?!

-8

И что, будем критиковать солдатский эпос за антиисторичность, недостаточное отражение роли народных масс и классовую ограниченность? А порой и отсутствие элементарной логики? Ведь именно это не понравилось повару Смурому, а вслед за ним и Алёше Пешкову?

Вот только Алёша, став Максимом Горьким, пытался сам написать сказку. И вынужден был признать: не получилось!

А эта "плохая книга" солдатских сказок издаётся третье столетие.