Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Дяньсюэ - искусство лечить или вредить?

От редакции: Регулярно поступают запросы от подписчиков рассказать про искусство воздействия на акупунктурные точки - дяньсюэ. Тут есть малоизвестный нюанс - такое одинаковое название носят две несколько различные системы: одна в ТКБИ служит для нанесения урона противнику, другая в ТКМ для излечения болезней человека. Хотя их цели принципиально различны, основаны они на общей теории и методах воздействия, поэтому сегодня для вас перевод одной довольно древней статьи из китайской периодики про оздоровительный массаж посредством воздействия на акупунктурные точки. Автор статьи пишет, что является автором такого массажа дяньсюэ, и это заявление вполне могло прокатывать в 60-х годах ХХ века, однако сейчас, благодаря цифровизации огромного массива старинных трактатов по медицине, известно - это не совсем так... Однако при этом статья не теряет своей полезности. Перевод сделан исключительно для расширения кругозора наших читателей, ибо изучать подобные науки следует строго под руководством
Оглавление

От редакции: Регулярно поступают запросы от подписчиков рассказать про искусство воздействия на акупунктурные точки - дяньсюэ.

Тут есть малоизвестный нюанс - такое одинаковое название носят две несколько различные системы: одна в ТКБИ служит для нанесения урона противнику, другая в ТКМ для излечения болезней человека. Хотя их цели принципиально различны, основаны они на общей теории и методах воздействия, поэтому сегодня для вас перевод одной довольно древней статьи из китайской периодики про оздоровительный массаж посредством воздействия на акупунктурные точки.

Автор статьи пишет, что является автором такого массажа дяньсюэ, и это заявление вполне могло прокатывать в 60-х годах ХХ века, однако сейчас, благодаря цифровизации огромного массива старинных трактатов по медицине, известно - это не совсем так... Однако при этом статья не теряет своей полезности.

Перевод сделан исключительно для расширения кругозора наших читателей, ибо изучать подобные науки следует строго под руководством опытного врача.

Для иллюстрации приводятся страницы из семейного трактата, где приведены некоторые акупунктурные точки для вправления костей и методы лечения травм, такие как лечение тромбов у пожилых людей, методы соединения травмированных рук и поясницы и т. д.

______________________________

-2

Введение

Мои исследования и практика в области воздействия на акупунктурные точки (点穴 diǎn xué) продолжаются уже более тридцати лет. По результатам исследований в 1959 году я впервые опубликовал и выпустил свою книгу под названием «Метод точечного массажа». После этого я получил множество писем от читателей с одобрением и поддержкой. На протяжении многих лет, на основе полученных знаний, я непрерывно практиковал и обобщал опыт, что постепенно позволило усовершенствовать как теорию, так и практику.

Это совершенствование привело к тому, что моё переработанное издание «Метода точечного массажа» в период с 1981 по 1987 год было переиздано шесть раз подряд. В течение этого времени я получил множество положительных отзывов от читателей по всей стране.

Также поступали предложения при пересмотре издания изложить методы восполнения (补 bǔ) и очищения (泻 xiè) в точечном массаже более доступным для понимания образом.

За последние несколько лет моя обширная клиническая практика позволила несколько усовершенствовать методы воздействия на точки, теоретическое понимание стало гораздо богаче и полнее, чем раньше, а перечень успешно излеченных заболеваний непрерывно расширялся. Поэтому потребовалась систематизация большого количества медицинских записей и тематических исследований.

В итоге я полностью переработал и дополнил «Метод точечного массажа» и на её основе составил новую книгу «Китайская медицинская наука о воздействии на акупунктурные точки посредством массажа».

Её особенностями являются:

  • ориентация на клиническую практику и проверяемую эффективность, изложение теории от простого к сложному, чтобы обычный читатель мог её понять;
  • конкретное и подробное объяснение методов манипуляций, чтобы непрофессиональные медики смогли им научиться;
  • при смелой клинической практике каждый сможет достичь результатов с разной степенью успеха.

«Китайская медицинская наука о воздействии на акупунктурные точки посредством массажа» при описании видов заболеваний использует подход, основанный на причинах и симптомах болезни, чтобы назначать лечение по распознаванию особенностей синдромов, проводить диагностику и лечение на основе анализа болезни и общего состояния пациента.

Фактически это означает:

  • на основе научной аргументации искать причину, намечать принципы лечения;
  • в соответствии с закономерностями физиологии человеческого тела и в соответствии с намеченными принципами лечения подбирать акупунктурные точки, определять очерёдность и применять различные методы [воздействия];
  • методом объяснения принципов кратко излагать действие подбора точек и приёмов;
  • в заключении особо указывать ожидаемый эффект от лечения и давать чёткие разъяснения о том, как следует заботиться о здоровье после выздоровления.
-3

Определение точечного массажа

Массаж акупунктурных точек дяньсюэ (点穴 diǎn xué) - это метод лечения, образованный сочетанием специфических приёмов воздействия и особых точек на теле человека. Такой способ формирования методики способствовал взаимному развитию техники и теории и является процессом практики в исследовании «точечного массажа».

Название «дяньсюе» (点穴 diǎn xué) издавна встречалось в боевых искусствах как один из применяемых способов воздействия на противника. Однако «Точечный массаж», о котором говорится в данной статье, является медицинским и оздоровительным методом для лечения людей, спасения жизней и укрепления здоровья.

Два иероглифа «点穴» включают два аспекта:

  1. «点» (diǎn) - это средство, приём, техника (手法, shǒu fǎ),
  2. «穴» (xué) - это акупунктурная точка (经穴, jīng xué).

Их содержание различно, но они взаимосвязаны. Именно единство этих двух аспектов и составляет «точечный массаж».

Мы определяем «точечный массаж» следующим образом: без использования каких-либо инструментов, только с помощью двух рук, воздействуя на определённые точки тела человека посредством определённых техник (например, разминания (揉 róu), надавливания (压 yā), точечного давления (点 diǎn) и постукивания (打 dǎ)), тем самым можно успешно лечить болезни пациентов и добиваться хороших результатов.

Поскольку «точечный массаж» не использует других инструментов, а полагается только на руки, он не вызывает боли как иглы акупунктуры, не несет побочных эффектов как препараты фармакологии, и для него не требуется очень глубокой силы [в пальцах] поэтому им легко овладеть.

Поэтому «Точечный массаж» может использоваться не только как медицинское средство для профессиональных врачей рефлексотерапии, но и как эффективный метод для поддержания своего здоровья и здоровья своих близких.

-4

Происхождение и развитие точечного массажа

Изначально я был врачом-иглотерапевтом. В ходе своей длительной медицинской практики я ощутил, что хотя иглоукалывание и обладает очень хорошей эффективностью, иногда она не может быть полностью реализована из-за состояния пациента.

Например, в клинической практике мне часто встречались пациенты, чьи симптомы изначально являются показанием для иглоукалывания, но которые из-за страха перед иглами не могут поддаваться подобному лечению. Таким образом, они страдают от мук болезни.

Также есть пациенты, которые не боятся игл, но из-за слабой конституции тела не подходят для частого иглоукалывания, что также влияет на эффективность лечения.

Можно ли найти метод, который обладал бы эффективностью иглоукалывания, но был бы лишён болезненности укола, чтобы лечить таких пациентов и получать хорошие результаты? Так у меня возникла идея заменить иглу пальцем.

Весной 1956 года я начал в своей практике иглоукалывания изучать лечение методом «точечного массажа», имитируя вращение иглы при иглоукалывании путём горизонтального разминания акупунктурной точки пальцем, и поднятие-введение иглы путём надавливания-отпускания пальцем. Так появились «метод горизонтального разминания» (平揉法 píng róu fǎ) и «метод надавливания-отпускания» (压放法 yā fàng fǎ) на начальном этапе развития точечного массажа.

Затем к эти методам начального этапа постепенно добавился метод постукивания по точкам (皮肤点打法, pífū diǎn dǎ fǎ).

В последующих непрерывных клинических испытаниях эти три метода показали недостаточную эффективность при некоторых заболеваниях, поэтому были разработаны некоторые новые приёмы, которые после неоднократно проверялись на практике, затем наиболее эффективные из них отбирались для последующего развития.

Лечение методом «точечного массажа» в процессе постоянно повторяющейся практики и обобщения прошло долгий путь от простого к сложному, от повседневной практики к глубоко проработанной теории, от малозаметных результатов к значительной эффективности.

К настоящему времени уже разработано более десяти видов приёмов, и даже самые ранние методы постепенно значительно развились в техническом исполнения, а манипуляции с точками стали более утончёнными. Все эти приёмы выполняются только пальцами на точках поверхности тела человека, поэтому они все относятся к сфере «точечного массажа».

Благодаря непрерывной практике и обобщению опыта лечения методом «точечного массажа», на основе теории традиционной китайской медицины (иглоукалывания, теории каналов и коллатералей, концепции Инь-Ян и У-Син) понимание принципов лечения «точечным массажем» поднялось на новый уровень и стало более реалистично соответствовать современной клинической практике.

-5

Принципы точечного массажа

Теоретической основой «точечного массажа» как медицинского метода является Познание человека через Инь-Ян и анализ через Пять Превращений (五行为分析 wǔxíng wéi fēnxī). На основе познания Инь-Ян и анализа Пяти Превращений происходит понимание функций органов цзанфу (脏腑 zàng fǔ), распределения каналов и коллатералей (经络 jīng luò), а также взаимосвязей между питающей и защитной Ци, кровью с каналами и органами.

Параллельно с пониманием традиционной теории каналов и органов необходимо понять, что составляет материальную основу тела, поддерживает жизнь человека и обеспечивает её существование и продолжение - а именно питающую и защитную Ци, кровь. Их функция - это циркуляция в каналах, которая является результатом объединения прежденебесной и посленебесной, обыденной, Небесной Ци и Земной Ци, единства Инь и Ян, что и способствует её циркуляционной функции.

Единство Инь-Ян включает в себя Пять Превращений - У-Син, а взаимное порождение и преодоление Пяти Превращений поддерживает взаимное равновесие трансформации Ци в человеческом теле. В целом, эти теоретические концепции становятся важным руководством для лечения болезней методом точечного массажа.

-6

Познание дяньсюэ через Инь-Ян

Познание через концепцию Инь-Ян - это метод познания [законов] единства и борьбы противоположностей для понимания всех явлений во вселенной и наследования и изменений жизненной силы из поколения в поколение. Небо - это Ян, Земля - это Инь; Солнце - это Ян, Луна - это Инь; жар - это Ян, холод - это Инь; свет - это Ян, тьма - есть Инь...

Это обобщение понятия Инь-Ян.

Существование и продолжение - это движение единства и борьбы противоположностей Неба и Земли. Это движение включает в себя движение внутри покоя и покой внутри движения. Это движение Природы позволяет всем существам моря, суши и воздуха и всему, что обладает жизнью, под его влиянием существовать и продолжаться.

Существование и продолжение жизни - это и есть движение. Форма движения - это расширение и сжатие. Расширение - это движение, принадлежит Ян; сжатие - это покой, принадлежит Инь. Природа расширения и сжатия - это, по сути, открытие и закрытие. Открытие и закрытие также относятся к единству противоположностей Инь-Ян, оно включает верх-низ, лево-право и вперед-назад. Это присуще не только человеческой жизни, но и существованию и продолжению животных и растений.

Познавая пол человека через концепцию Инь-Ян, определяют мужской пол как Ян, а женский пол как Инь. Наблюдая целостность человека через концепцию Инь-Ян, определяют, что голова наверху - это Ян, а стопы внизу - это Инь. Говоря о внешнем и внутреннем, внешнее снаружи - это Ян, внутреннее внутри - это Инь. Проще говоря, внешняя поверхность тела - это Ян, внутренняя часть - это Инь. Внешнее относится к конечностям, внутреннее акцентируется на органах цзанфу. Органы Цзан (脏 zàng) принадлежат Инь, а органы Фу (腑 fǔ) принадлежат Ян. На внешних конечностях распределены каналы и коллатерали. Двенадцать каналов также разделяются на Ян-каналы и Инь-каналы.

С точки зрения познания в рамках концепции Инь-Ян можно не только анализировать и различать изменения в природе, свойства каналов и органов цзанфу в человеческом теле, но и познать локализацию и природу болезни, а также тенденцию её развития. Также можно подобрать соответствующие дополнительные точки (配穴 pèi xué), чтобы точечный массаж соответственно использовал закономерные приёмы лёгкого, тяжелого, быстрого, медленного воздействия для регулирования баланса инь-янского движения в человеческом теле. Это познание в рамках концепции Инь-Ян направляет практику метода точечного массажа.

-7

Различение через Пять Превращений

Пять Превращений (五行 wǔxíng) - это метод различения, наблюдающий сущность материи и взаимосвязи между данной материей и другими материями.

В природе за составляющие процесса Пяти Превращений принимаются направления: восток, запад, юг, север, центр. По цветам Пять Превращений разделяются: сине-зелёный (青 qīng), жёлтый (黄 huáng), красный (赤 chì), белый (白 bái), чёрный (黑 hēi). По материи определяются Пять Превращений так: Дерево (木 mù), Огонь (火 huǒ), Земля (土 tǔ), Металл (金 jīn), Вода (水 shuǐ). Наблюдая и изучая эти пять движущихся материй, познаем, что они и взаимопорождаются, и взаимопреодолеваются.

Взаимопорождение происходит так: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево. Их взаимопорождение является циклическим.

Взаимопреодоление происходит так: Дерево преодолевает Землю, Земля преодолевает Воду, Вода преодолевает Огонь, Огонь преодолевает Металл, Металл преодолевает Дерево. Это также циклическое взаимопреодоление.

Применительно к человеку У-Син - это пять частей тела: голова, туловище и четыре конечности. У человека есть пять органов чувств и семь отверстий (七窍 qīqiào, т.е в голове человека есть уши, глаза, ноздри, рот: органы восприятия внешнего мира). Пятью элементами внутри туловища являются пять органов-Цзан (五脏 wǔzàng - сердце, печень, селезёнка, лёгкие, почки). От локтя верхней конечности до кисти есть пять сочленений, на кисти есть пять пальцев. От колена нижней конечности до стопы тоже пять сочленений, и на стопе тоже есть пять пальцев. Пять пальцев кисти и пять пальцев стопы через каналы соответствуют пяти органам-Цзан, а пять органов-Цзан раскрываются в пять органов чувств.

Каждый палец кисти или стопы через соответствующий канал связан с одним органом Цзан или одним органом Фу (органы Цзан и Фу находятся в отношениях внешнего-внутреннего, каналы также разделяются на Инь и Ян). На каждом канале от кисти до локтя и от стопы до колена также распределены пять точек-шу (俞穴 shù xué), соответствующие циркуляции Ци пяти органов-Цзан. Наблюдая пять цветов на лице, можно различить проявление цзинци (精气 jīngqì) пяти органов-Цзан. Исследуя пульс можно измерить циркуляцию Ци пяти органов-Цзан.

Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода соотносятся с пятью органами-Цзан. Посредством непрерывного процесса взаимопорождения и взаимопреодоления можно не только различить избыточность и недостаточность патогенной и здоровой Ци в органах цзанфу, но и, основываясь на этом, определить необходимый набор точек для точечного массажа, а также решить принципы восполнения и истощения применяемых приёмов.

-8

Питающая и защитная ци, ци и кровь

Питающая и защитная ци, ци и кровь - это единые функция и материя в процессе циркуляции по каналам.

Питающая и защитная ци - это функция, ци и кровь - это материя. Все они соединением Небесной Ци и Земной Ци.

Ци лёгких сообщается с Небом, поэтому управляет дыханием. Ци селезёнки сообщается с Землёй, поэтому преобразует питьё и пищу. Селезёнка и Желудок - это «средний обогреватель», а квинтэссенция пищи, поглощённая селезёнкой и желудком, испаряется и поднимается из него, соединяется с Небесной Ци и превращается в ци и кровь, которые следуют из лёгких по всему телу. Питающая и защитная ци также находятся между ци и кровью.

В главе «Общий источник питающей и защитной Ци» «Канона таинственной сути» (灵枢经 Língshū Jīng - самое древнее сохранившееся произведение китайской медицины) говорится:

Человек получает Ци из злаков, злаки поступают в желудок, чтобы затем передаться в лёгкие, пять органов-Цзан и шесть органов-Фу все получают Ци. Лёгкая [часть] является Питающей Ци, мутная [часть] является Защитной Ци, Питающая Ци находится внутри сосуда, Защитная Ци находится вне сосуда.

Это объясняет, что питающая и защитная ци происходят из Земной Ци пяти злаков [т.е. пять основных продовольственных культур Строго Китая: рис, два вида просо, пшеница, соевые бобы], которые проходят через транспортную и преобразующую функцию селезёнки и желудка и затем поступаю в лёгкие, где соединяются с Небесной Ци [т.е. по простому - Земная Ци соединяется с Небесной Ци, т.к. лёгкие управляют дыханием и тем самым сообщаются с Небесной Ци].

Защитная Ци защищает внешнее (卫外 wèi wài); Питающая Ци питает внутреннее (营内 yíng nèi). Защита внешнего - это расширение каналов, питание внутреннего - это сокращение каналов. Защитная Ци расширяется - это Ян; Питающая - сокращается, это Инь. Поэтому циркуляция в каналах представляет собой взаимное единство функции питающей и защитной ци и материи ци и крови, все они рождаются из соединения Небесной Ци и Земной Ци.

В главе «Решения о Ци» говорится:

Средний обогреватель получает Ци, извлекает соки, изменяется, и это алое становится кровью.

Это указывает на то, что кровь рождается в среднем обогревателе (селезёнке и желудке), она посредством циркуляции ци затем превращается в кровь.

В главе «Раздел о патогенах» говорится:

Питающая Ци выделяет свои жидкости, вливает их в сосуды, превращает их в кровь, чтобы питать четыре конечности, внутри вливая в пять органов-Цзан и шесть органов-Фу.

Этот отрывок говорит о функции питающей ци: она вызывает внутреннее просачивание и изменение крови, циркулирующей в сосудах, таким образом, орошая внешние конечности и вливая внутрь пяти органов-Цзан и шести органов-Фу, тем самым всё тело получает её питание.

В главе «Обсуждение онемения от усталости» говорится:

Защитная Ци - это защитная Ци из воды и злаков. Эта Ци стремительна и скользка, не может войти в сосуды. Поэтому циркулирует в коже, между мышцами, прогревает слепые оболочки (мембраны между пятью органами-Цзан в диафрагме), рассеивается в груди и животе.

Согласно этому каноническому тексту, защитная ци распределена вне сосудов, и благодаря расширительной функции этой ци, Ци, циркулирующая в каналах, вызывает внешнее выделительное изменение, тем самым выводя отходы всего тела ( включая внешние конечности и внутренние органы цзанфу) из нашего организма.

Сокращение питающей ци и расширение защитной ци имеют единое действие с дыханием и пульсацией сосудов. Это формирует единство дыхания, пульса, питающей и защитной ци во всём теле - расширения и сокращения.

Расширение и сокращение согласуется с пульсацией в трёх участках - цунь, гуань, чи (寸 cùn、关 guān、尺 chǐ ) лучевой артерии. Поэтому при пальпации пульса можно измерить реакции циркуляции Ци пяти органов-Цзан и шести органов-Фу. Этим также доказывается: сокращение «Питающей Ци внутри сосуда» и расширение «Защитной Ци вне сосуда» играют роль в циркуляции ци и крови в каналах. А именно: питание внутреннего питает правильную ци (正气 zhèngqì). Защита внешнего защищает от вторжения внешней патогенной ци (邪气 xiéqì).

Иглоукалывание воздействует как на патогенную, так и на правильную ци, используя восполнение и очищение.

Различающий принцип истощения патогенной и восполнения правильной ци таков: при избыточности патогенной ци применяется метод очищения (泻法 xiè fǎ); при недостаточности правильной ци применяется метод восполнения (补法 bǔ fǎ).

Конкретные меры для восполнения и истощения, согласно требованиям литературы по иглоукалыванию: «брать ци из защитной ци» (это очищение). То есть, приём иглоукалывания позволяет расширительной функции защитной ци вывести патогенную ци через акупунктурную точку наружу, из организма. [Поэтому более правильно в данном контексте использовать значение иероглифа 穴 xué - пещера, дыра, отверстие]

Метод очищения, в конкретном исполнении: медленно ввести иглу один раз, от поверхностного к глубокому (это спокойный приём). Это соответствует требованию, сказанному в литературе по иглоукалыванию: «укалывать защитную ци, не повреждая питающую». Затем три раза быстро извлечь иглу, от глубокого к поверхностному, достигая метода истощения «брать ци из защитной ци».

ТКМ для метода восполнения требует «помещать ци в питающую ци». Также требует «укалывать питающую ци, не повреждая защитную».

«Брать ци из защитной ци» с быстрым извлечением иглы - это усиление расширительной функции защитной ци, через расширение достигается изгнание патогенной ци.

«Помещать ци в питающую ци» с быстрым введением иглы - это усиление сократительной функции питающей ци, через сокращение достигается поддержка правильной ци.

Согласно вышеизложенным взглядам, метод горизонтального разминания, метод надавливания-отпускания и другие различные приёмы дяньсюэ в основном регулируют функцию питающей и защитной ци, ци и крови. Они усиливают нормальное функционирование циркуляции ци и крови, тем самым достигая цели лечения болезней.

Циркуляция питающей и защитной ци, ци и крови - это и есть продолжение человеческой жизни. Процесс продолжения жизни включает и обмен веществ. В процессе обмена веществ питающая и защитная ци, ци и кровь снабжают питательными компонентами органы цзанфу и конечности, и выводят отработанные компоненты из организма.

Это и есть основная функция питающей и защитной ци, ци и крови в циркуляции по каналам.

Движение человеческой жизни - это существование и продолжение двигательной функции питающей и защитной ци, ци и крови.

_______________________________________

А на сегодня - всё! Если вам понравилась наша работа - поддержите её рублем! Это позволит и далее закупать старые китайские издания, а затем переводить для интересующихся! Смело жмите на кнопку "Поддержать"!

Как говорится; "Аплодировать - не надо! Лучше рублями!(с) :))))

Тогда там легче будет организовать продолжение таких материалов...