Доклад «Новые кадры для технологического лидерства: вызовы и решения»
Исследование показывает: отдельных точечных изменений будет недостаточно для дальнейшего прорыва — необходима комплексная донастройка подходов к работе с человеческим капиталом на всех уровнях образования
Средний возраст экономически активного населения в России вырос до 42.5 лет, а к 2043 году численность людей старшего поколения увеличится на 26 % по сравнению с 2023 годом
Современные специалисты, особенно молодые, ценят не только уровень зарплаты, но и удобный график работы (53 %), перспективы карьерного роста (53 %) и баланс между работой и личной жизнью (35 %)
В условиях глобальной конкуренции и мобильности специалистов приверженность и лояльность к отечественным технологиям становится не абстрактным понятием, а практическим инструментом сохранения кадрового потенциала
Эту систему ценностей, мотивирующую специалистов развивать отечественную инженерию даже в условиях более выгодных внешних предложений, можно назвать «технологическим патриотизмом»
Его нужно формировать как можно раньше — на этапе выбора карьерного пути в школе и на протяжении всего периода получения профессионального образования
Пример реализации: комплексная система формирования ценности инженерного образования в МГТУ им. Баумана
В Бауманке реализована новая модель обучения, включающая:
• формулирование и трансляцию системы ценностей через девиз «Инженеры создают будущее — мы создаем инженеров»
• интеграцию образования и производства через практико-ориентированное обучение с первых курсов
• формирование инженерных команд для работы над реальными проектами работодателей
• создание системы бесшовного трудоустройства выпускников
Этот подход позволяет не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и формировать у них осознанный выбор в пользу работы на отечественные технологические компании
Подготовка кадров для технологического лидерства базируется на нескольких ключевых направлениях:
— развитие профильных компетенций в технологических направлениях — фундамента для инновационных прорывов
— воспитание метакомпетенций, особых навыков и образа мышления, позволяющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и находить нестандартные решения задач
— воспитание, как уже было сказано, технологического патриотизма, основанном на приоритете развития отечественных технологий и стремлении к технологическому суверенитету государства