Найти в Дзене
Жизнь в Англии

Музей кирпича и как рабочий стал атлетом.

Вы бы пошли на экскурсию на кирпичный завод? Согласитесь, выбор музея немного странный, но именно туда я и попала во время Open Heritage Days (Дни открытых дверей наследия) — ежегодной сентябрьской программы в Англии, когда все музеи работают бесплатно и открываются неожиданные места и даже частные дома. На этот раз мы попали в Bursledon Brickworks (Бёрслдон Брикворкс), это один из последних паровых кирпичных заводов страны и в эти дни он проводил для всех желающих экскурсии. Когда мы достраивали столовую к дому, то местный совет чётко просил нас использовать кирпичи определенного цвета, чтобы пристройка гармонировала с уже существующими постройками. То есть не просто красный кирпич, а именно какой-то цвет (уже подзабыла какой). Я тогда очень удивилась, когда узнала, что в Англии больше 80 оттенков красного кирпича. И вот в этом музее я воочию убедилась, что видов кирпича в Англии видимо-невидимо! И вот завод, как Bursledon Brickworks, — нечто вроде музея кирпичей, где можно своими г

Вы бы пошли на экскурсию на кирпичный завод? Согласитесь, выбор музея немного странный, но именно туда я и попала во время Open Heritage Days (Дни открытых дверей наследия) — ежегодной сентябрьской программы в Англии, когда все музеи работают бесплатно и открываются неожиданные места и даже частные дома. На этот раз мы попали в Bursledon Brickworks (Бёрслдон Брикворкс), это один из последних паровых кирпичных заводов страны и в эти дни он проводил для всех желающих экскурсии.

Вход в музей. Какой-то мальчик попал в кадр, а раньше такие мальчики здесь работали рабочими. Фотография из личного архива.
Вход в музей. Какой-то мальчик попал в кадр, а раньше такие мальчики здесь работали рабочими. Фотография из личного архива.

Когда мы достраивали столовую к дому, то местный совет чётко просил нас использовать кирпичи определенного цвета, чтобы пристройка гармонировала с уже существующими постройками. То есть не просто красный кирпич, а именно какой-то цвет (уже подзабыла какой). Я тогда очень удивилась, когда узнала, что в Англии больше 80 оттенков красного кирпича. И вот в этом музее я воочию убедилась, что видов кирпича в Англии видимо-невидимо!

Сырая лондонская глина добытая в местном натуральном заказнике Сванвика. Фотография из личного архива
Сырая лондонская глина добытая в местном натуральном заказнике Сванвика. Фотография из личного архива

И вот завод, как Bursledon Brickworks, — нечто вроде музея кирпичей, где можно своими глазами увидеть коллекцию оттенков и видов. Там видно, как мелочь — неряшливо перемешанный кусочек глины, вкрапление – может изменить весь вид, как разные способы прессовки и сушки влияют на текстуру, как цвет меняется после обжига. Всё это — не просто детали, а те самые мелочи, из-за которых совет может отклонить проект.

Разные виды кирпичей. Фотография из личного архива.
Разные виды кирпичей. Фотография из личного архива.

Работа на заводе была тяжелая. В музее нам рассказали, что обычно у печи одновременно трудились трое человек: они по очереди поднимали уголь наверх и подкидывали в топку. Смены были длинными, длились и днём, и ночью.

Печь. Фотография из личного ахива.
Печь. Фотография из личного ахива.

Расскажу одну из историю, которой с нами поделился экскурсовод. В 1943 году, в разгар войны, на завод пришёл работать 16-летний Эрик Кливер. Он был сиротой, жил с бабушкой в Фэрхэме и каждый день садился на велосипед, чтобы успеть к семи утра на смену. Восемь километров туда, потом обратно — уже после тяжёлой работы.

Спортивный клуб кирпичного звода. Фотография из личного архива.
Спортивный клуб кирпичного звода. Фотография из личного архива.

Задача Эрика Кливера было стоять у резального стола: поворачивать, резать и грузить кирпичи. Работа изматывающая, грязная, но жизненно важная — Британии нужны были миллионы кирпичей, чтобы восстанавливать города после бомбёжек. С Эриком работали и другие подростки, которых из-за своего юного возраста не взяли фронт. Каждые 15 минут ребята менялись местами, чтобы хоть немного разгрузить спину. А вечером бабушка Эрика строго-настрого заставляла его окунуться в реку Хэмбл, чтобы смыть с себя всю кирпичную пыль. Думаю, что это ещё и закаляло парня. Реки в Англии очень холодные.

Перерыв на чай на заводе. Фотография из личного архива.
Перерыв на чай на заводе. Фотография из личного архива.

Тяжёлый труд, велосипед и закаливание в реке сделали Эрика сильным и выносливым - настолько, что позже он стал спортсменом мирового уровня. Он стал атлетом и специализировался по метанию дисков. 20 раз Эрик Кливер представлял Великобританию на международных соревнованиях и якобы выступал на Олимпиаде в 1960 году. Про его участие в Олимпиаде информации я не нашла в интернете, но нам так сказали в музее. В любом случае, невероятный путь: от мальчишки-сироты, таскающего кирпичи, до спортсмена, представляющего страну.

Слева - костюм рабчего начала ХХ века, справа - костюм рабочего начала XXI века. Фотография из личного архива.
Слева - костюм рабчего начала ХХ века, справа - костюм рабочего начала XXI века. Фотография из личного архива.

После окончания Второй Мировой Войны на заводе появились специальные часы, которые пробивали время, когда пришел и ушел рабочий, и весь распорядок рабочего дня стал подчиняться этим часам. Рабочий день на заводе начинался в 7 утра: все «пробивали» в специальных часах эти карточки и расходились по своим станкам. В 9 утра наступал первый чайный перерыв — неофициальный: машины приходилось чистить от липкой глины, и это давало людям 15 минут передышки. В полдень был полноценный час на обед в столовой, где пожилой рабочий всегда следил, чтобы чайник кипел. Молодёжь в это время играла в крикет, используя комок глины вместо мяча. Про крикет можно почитать здесь - "Жизнь в Англии".

С 1950-х годов на стене рядом с офисом управляющего появилась машина учёта рабочего времени. Каждый рабочий должен был отмечать приход и уход специальной карточкой. Так фиксировались часы труда — и, по сути, жизнь завода шла под стук этой машины. Фотография из личного архива.
С 1950-х годов на стене рядом с офисом управляющего появилась машина учёта рабочего времени. Каждый рабочий должен был отмечать приход и уход специальной карточкой. Так фиксировались часы труда — и, по сути, жизнь завода шла под стук этой машины. Фотография из личного архива.

Правда, у не всех была такая роскошь - обедать в столовой. Машинисты и кочегары ели прямо на рабочих местах — в котлы нужно было подбрасывать уголь без остановки и их обслуживали даже во время обеда. После часа дня станки снова оживали, в 3 часа следовал ещё один «несанкционированный» перерыв на чистку машин — все знали, что это не должно быть отдыхом, но четверть часа работы всё равно останавливались и все отдыхали. В 5 часов рабочий день заканчивался: люди выстраивались у «часов» в очередь, чтобы побыстрее пробить карточку и уйти . Бывало, работа затягивалась допоздна: тогда шёл сверхурочный труд с небольшой прибавкой к зарплате.

Формы для кирпичей. Фотография из личного архива.
Формы для кирпичей. Фотография из личного архива.

В итоге музей мне понравился. По сути это не просто рассказ о кирпичах, а о жизни людей. А ещё тамможно поиграть в игровые автоматы ХХ века и посмотреть, как устроены были дома простых людей в разное время, но об этом могу рассказать в другой раз, если интересно. Рассказать?

Разные виды кирпичей. Особенно впечатлил глазированный кирпич. Фотография из личного архива.
Разные виды кирпичей. Особенно впечатлил глазированный кирпич. Фотография из личного архива.

Хотите поддержать мой канал, чтобы читать интересные статьи? Теперь у вас есть такая возможность — просто нажмите на слово “Донат” и выберите сумму пожертвования. Каждый ваш донат — это шаг к развитию канала! Даже маленькая сумма — это большая поддержка. Благодарю от всей души за оплату труда! Если вы хотите поддержать мой канал через PayPal, такая опция тоже имеется - "Донат на PayPal".

Понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на мой  канал «Жизнь в Англии» и делитесь ссылкой на мой канал с друзьями и в соцсетях.

Также вы меня можете найти в Инстаграм, в Телеграме и Ютюбе и Рутюбе.

С вами была  Марина Ингрид.