Фраза «автомобиль — это хорошая инвестиция» — один из самых распространенных и опасных мифов в мире личных финансов. Мы часто слышим ее от продавцов в автосалонах или от знакомых, пытающихся оправдать покупку дорогой машины. Кажется логичным: вы вкладываете крупную сумму в материальный объект, который будет служить вам годами. Но давайте будем честны: для 99% автомобилей на дороге это самообман.
В подавляющем большинстве случаев автомобиль — это не актив, приумножающий ваши деньги, а пассив, который с первого дня начинает их высасывать. Это сложный механизм, который изнашивается, требует постоянных трат на топливо, страховку, налоги, обслуживание и, самое главное, стремительно теряет в цене. Это называется амортизация, и она превращает вашу «инвестицию» в финансовую дыру.
И все же... существует тот самый 1% автомобилей, которые бросают вызов законам экономики. Редкие, коллекционные, культовые модели, которые со временем не дешевеют, а, наоборот, дорожают, иногда принося своим владельцам сотни процентов прибыли. Где же проходит эта грань? В какой момент кусок железа превращается из пассива в актив?
В этой статье мы проведем честный расчет. Мы возьмем два условных автомобиля за одинаковую цену: один — типичный современный седан, а другой — потенциальный «янгтаймер»-инвестицию. Мы посчитаем все расходы на их содержание за несколько лет и посмотрим, какой из них окажется «финансовой пропастью», а какой — действительно сможет сохранить (а может, и приумножить) ваши деньги.
Финансовая пропасть: Почему 99% автомобилей — это плохая инвестиция. Считаем на примере
В финансовом мире любой актив, который не приносит доход, а, наоборот, требует регулярных трат на свое содержание, называется пассивом. С этой точки зрения, подавляющее большинство автомобилей — это классический, эталонный пассив. Это «дыра» в бюджете, которая с каждым днем становится только больше.
Чтобы не быть голословными, давайте проведем честный расчет на примере одного из самых популярных автомобилей на вторичном рынке — условного 3-летнего Kia Rio.
Сценарий:
Мы покупаем в 2025 году трехлетний Kia Rio (2022 г.в.) с пробегом 50 000 км. Планируем владеть им 3 года, проезжая по 15 000 км в год.
Шаг 1: Первоначальные вложения
Средняя рыночная цена на такой автомобиль в хорошем состоянии составляет примерно 1 700 000 рублей. Эту сумму мы «замораживаем» в куске железа.
Шаг 2: Считаем расходы на содержание за 3 года
- Топливо (АИ-95): При среднем расходе 7,5 л/100 км и цене 69,75 руб./л за 3 года (45 000 км) мы потратим:(45000/100)×7,5×69,75≈235 400 рублей
- ОСАГО: Средняя стоимость полиса на популярную модель для опытного водителя — около 10 000 руб./год.10000×3=30 000 рублей
- Техобслуживание: Постгарантийный автомобиль обслуживать дешевле. В среднем, с учетом замены масла, фильтров, колодок и прочих мелких ремонтов, заложим 15 000 руб./год.15000×3=45 000 рублей
- Транспортный налог: Для двигателя 123 л.с. (ставка 25 руб./л.с. в Москве)123×25×3=9 225 рублей
- Прочие расходы: Шиномонтаж, мойка, покупка комплекта новой резины за этот период. Смело закладываем еще около 45 000 рублей за 3 года.
Итого расходы на содержание за 3 года:
235400+30000+45000+9225+45000=364 625 рублей
Шаг 3: Считаем главную потерю — амортизацию
Через 3 года нашему Kia Rio будет уже 6 лет, а пробег приблизится к 100 000 км. За сколько мы сможем его продать? Рынок показывает, что цена на такой автомобиль составит около 1 200 000 рублей.
Считаем потерю стоимости:
1700000 (цена покупки)−1200000 (цена продажи)=500 000 рублей
Это чистый убыток. Деньги, которые просто «испарились» за время владения.
Вердикт:
Теперь сложим наши прямые расходы и убыток от амортизации:
364625 (расходы)+500000 (амортизация)=864 625 рублей
Итог: за 3 года владения популярным и ликвидным автомобилем мы не только не заработали, но и потеряли более 860 тысяч рублей. Это и есть «финансовая пропасть». Этот сценарий справедлив для 99% всех машин на дороге.
Но существуют ли те самые исключения из правил?
Исключение из правил: Что превращает автомобиль в актив? Разбираем «инвестиционный» экземпляр
Мы установили, что обычная машина — это пассив. Но что же тогда превращает автомобиль в инвестицию, способную не только сохранить, но и приумножить вложенные средства? Ответ кроется в сочетании четырех ключевых факторов: редкость, состояние, культовый статус и спрос, превышающий предложение.
Инвестицией становится не утилитарный транспорт, а предмет коллекционирования, артефакт эпохи. И здесь мы рассмотрим совершенно другой, почти гипотетический сценарий.
Сценарий:
Мы покупаем в 2025 году не практичный современный автомобиль, а коллекционный экземпляр — ВАЗ-2103 1975 года выпуска в состоянии «капсулы времени». Это машина с минимальным пробегом, полностью в оригинальных деталях, без реставрации.
Шаг 1: Первоначальные вложения
Цена такого автомобиля не имеет ничего общего с его потребительскими качествами. Это цена за его редкость и сохранность. В 2025 году она легко может достигать 1 500 000 рублей, что сопоставимо с ценой трехлетнего Kia Rio из прошлой главы.
Шаг 2: Считаем расходы на содержание за 3 года
Владение таким автомобилем — это не ежедневная езда, а бережное хранение и редкие выезды на ретро-выставки.
- Пробег: Не более 2 000 км в год (итого 6 000 км).
- Топливо (АИ-92): При расходе 10 л/100 км и цене 65 руб./л:(6000/100)×10×65=39 000 рублей
- ОСАГО: Полис на ретро-автомобиль часто дешевле — около 5 000 руб./год.5000×3=15 000 рублей
- Техобслуживание: Требует не столько ремонта, сколько квалифицированного ухода: замены всех жидкостей, обслуживания резиновых деталей, поиска оригинальных запчастей. Затраты могут быть выше, чем на обычную машину. Заложим 25 000 руб./год.25000×3=75 000 рублей
- Транспортный налог: Для 72 л.с. — почти нулевой.72×13×3≈2 800 рублей
- Хранение: Такой автомобиль нельзя держать на улице. Аренда сухого гаража — обязательное условие.3000 руб./мес×36 мес=108 000 рублей
Итого расходы на содержание за 3 года:
39000+15000+75000+2800+108000=239 800 рублей
Шаг 3: Считаем главную прибыль — рост стоимости
Рынок хорошо сохранившихся советских ретро-автомобилей растет. С каждым годом таких машин становится меньше, а интерес к ним — больше. Консервативный прогноз роста цены на такой уникальный экземпляр за 3 года — 25-30%. Возьмем 28%.
- Считаем будущую цену:1500000×1.28=1 920 000 рублей
- Считаем прибыль от роста стоимости:1920000−1500000=420 000 рублей
Вердикт:
Теперь вычтем из нашей прибыли расходы на содержание:
420000 (прибыль)−239800 (расходы)=180 200 рублей
Итог: за 3 года владения коллекционным автомобилем мы не только полностью покрыли все расходы на его недешевое содержание, но и получили чистую прибыль в размере более 180 тысяч рублей. В данном случае автомобиль выступил как настоящий актив.
Так миф или реальность?
Так можно ли заработать на машине? Ответ: да, но это не имеет ничего общего с обычной покупкой автомобиля для езды.
Инвестиции в автомобили — это отдельный, сложный рынок, сродни инвестициям в искусство или антиквариат. Он требует глубоких знаний, понимания трендов, готовности к большим первоначальным вложениям и затратам на хранение и уход. Это игра для энтузиастов и экспертов, а не способ сохранить деньги для обычного человека.
Для 99% из нас автомобиль был, есть и будет пассивом и одной из самых затратных статей в личном бюджете. И самое разумное — это понимать и принимать данный факт, закладывая все расходы в свой финансовый план. Покупка машины — это всегда трата, но трата на комфорт, свободу и мобильность, а не способ приумножить капитал.
Подписывайтесь на «Авто Аналитику»!
Понравился материал? Еще больше полезных советов, обзоров и автомобильных историй вы най-эете на наших каналах. Присоединяйтесь, чтобы не пропустить ничего важного!