Интервью Максима Фадеева для ТАСС
Максим, вы написали песню «Прямо по сердцу» для Шамана на «Интервидение». Как вам пришла тема произведения?
МФ: Я пишу песни очень быстро — сажусь и просто играю. Ко мне обратились с предложением написать песню для конкурса. Когда я спросил, кто будет петь, для меня это было крайне важно, но на тот момент участник выбран не был. Поэтому я писал песню не для конкретного человека, а просто для проекта. Когда появился Ярослав, я доработал мелодию и добавил несколько высоких форсированных нот, которые он легко берет. Тема у меня всегда одна — это любовь. Неважно, к кому или чему — просто любовь.
Кто, по вашему мнению, победит в «Интервидении-25»?
МФ: Сложно сказать. Можно сколько угодно делать ставки, но будет так, как распорядится Всевышний. Победит тот, кто будет более честен и искренен. Возможно, это будет Китай, возможно — Казахстан или Киргизия, возможно, Россия. Я не очень люблю гадать на кофейной гуще.
Недавно вы назвали в соцсетях трех фаворитов: Казахстан, Китай и Киргизия. Как вы оцениваете шансы на победу каждого из них? А если говорить о стиле музыки и вокальных данных — кто, на ваш взгляд, сильнее из этой тройки?
МФ: Для меня вокальные данные ничего не значат. Паровоз тоже гудит и тоже громко. Поэтому они не имеют значения. Имеет значение только одно — искренность исполнения и музыкальная точность.
Что означает участие США в конкурсе для России на международной музыкальной арене?
МФ: В буквальном смысле это просто приятный бонус к тому, что РФ не изолирована, как об этом любят говорить в США.
Как, на ваш взгляд, «Интервидению» следует избежать участи «Евровидения», которое превратилось в площадку для политических заявлений?
МФ: Больше всего в сравнении с «Евровидением» мне не нравится противопоставление. Я считаю, искусство не должно быть частью политических игр и политических заявлений. К сожалению, сейчас весь мир политизирован до такой степени, что каждый ребенок знает о нюансах происходящего в политической жизни. Хотелось бы, чтобы хотя бы музыка, искусство не были столь политизированы, как это было очевидно на том же «Евровидении», когда страны противопоставляли себя друг другу, демонстрируя свое отношение к той или иной стране. Это всегда было странно и неприятно, а потом конкурс превратился в площадку для политических заявлений и даже перформансов. Мне сильно не хочется, чтобы мы переносили нечто похожее к нам. У меня нет ни одной претензии к исполнителям, культуре, исполнению, песням. У меня лишь одна претензия, и я хочу, чтобы меня правильно поняли.
Возвращаясь к разговору об «Интервидении»: мне нравится сама идея этого конкурса, но как она будет воплощена - не могу сказать. Надеюсь, что это будет красиво, достойно нашей большой страны. В связи с тем, что этот конкурс возродился, его идея (хотя изначально и была на противопоставлении) - это все же большое культурное событие, которое так или иначе будет объединять людей разных национальностей и культур. Это будет сближать народы, собственно для чего и существуют подобного рода мероприятия. Поэтому, конечно, да, тысячу раз да, но очень хотелось бы, чтобы и реализация была на высочайшем уровне — как режиссерская, креативная, так и артистическая.
Недавно вы сняли клип с использованием ИИ. Планируете ли вы продолжать работать с нейросетью и создавать новые песни или клипы с помощью искусственного интеллекта?
МФ: Можно использовать ИИ в разных направлениях. В нашей компании он заменил уже десяток сотрудников с высокими зарплатами. С точки зрения музыки и идей - я в ИИ не нуждаюсь. Но если у меня будет проблема — я обращусь к ИИ как к учителю и буду счастлив. Что касается использования ИИ для создания видео — это особенный для меня подход. Поскольку я всегда мечтал создавать то, что у нас было технически сложно и очень дорого. Креатива у нас всегда было достаточно, а вот исполнение всегда было немного несовершенно. ИИ является для меня сегодня главной площадкой, на которой я воплощаю все свои идеи. Это как робот-помощник, который постепенно начинает тебя понимать, чувствовать (тебе так кажется). Иногда становится даже страшно, насколько хорошо он тебя начинает понимать. Например, недавно мы сделали видеостену к моему концерту всего лишь вдвоем с одним ассистентом, который формулировал мои идеи в промпты. Недавно с ним же в ИИ создали анимационный клип «Первоклашка» на песню, которую я исполнил для школьников к 1 сентября. Мы создаем все обложки синглов в ИИ уже больше года. Будущее за этим. Нужно научиться правильно к этому относиться, потому что бездарности и мошенники уже стали композиторами, режиссерами, поэтами, художниками. Нужно очень тщательно отделять зерна от плевел. И это под силу будет только людям с высоким эмоциональным интеллектом.
Вы долгое время были в жюри музыкального конкурса «Голос.Дети», а затем ушли. Что необходимо изменить в системном, организационном подходе в детских конкурсах, чтобы вы вернулись? Не думали ли вы создать свой конкурс детской песни?
МФ: «Голос.Дети» - для меня это был проект, который я начинал, который я любил. Результатом стало то, что в обоих моих сезонах победили мои дети. Более того - мы работали с этими детьми еще несколько лет, выпускали песни, снимали клипы, возили на гастроли. Я был вынужден уйти с этого проекта по разным причинам. Если мы говорим о том, чтобы я вернулся, — я бы с удовольствием вернулся, чтобы завершить его, если Первый канал решит его закончить. И, конечно, для меня важно, кто будет сидеть со мной рядом. Я бы хотел, чтобы рядом были авторитетные, уважаемые люди, а не случайные популярные ребята. Чтобы это были люди с репутацией, с образованием - как минимум педагогическим, а не случайные артисты, популярные сегодня. Потому что речь идет о детях. Это очень опасно — допускать к детям человека без специального образования.
По поводу своего конкурса детской песни. Я всегда хотел его создать, но подойти к нему хочу как к взрослому конкурсу. Не делать из детей «пупсиков-арбузиков», а воспринимать их как абсолютно целостную артистическую единицу. Я о подходе к костюмам, аранжировкам, визуальному ряду, съемке — чтобы это отвечало современному запросу реально молодых людей, а не было навязыванием им разной чуши в виде нашего видения их жизни. Я обязательно сделаю этот конкурс в рамках своей музыкальной школы, которую мы открываем.
Что это за школа? Расскажите подробнее.
МФ: Я пришел к мысли, что самое главное дело моей жизни — это педагогика и образование. Я не хочу учить детей по старым шаблонам, я хочу изменить подход к музыкальному образованию. В связи с этим я долгие годы работаю над авторской педагогической методикой, которая включает в себя в том числе выявление и развитие эмоционального интеллекта у детей. Это будет называться «Способ музыкально-перцептивной оценки музыкального ассоциативного восприятия и эмоционального интеллекта человека». Выяснилось, что моя методика представляет научную ценность, сейчас мы получаем на нее патент.
У этого глобальная цель — я хочу создать творческий хаб, в который будут входить и школа, и конкурс, и телеканал, и радио. А главное - это все по авторской методике. Я хочу создать шоу-бизнес до 18 лет, которого у нас пока нет. Только это даст возможность развитию шоу-бизнеса в нашей стране в будущем. Потому что пока я вижу, что развиваются все те же… Мне приятно что в мою идею поверил и проникся ей один человек, с которым мы и реализуем этот проект.
Вы сейчас больше продюсер или композитор?
МФ: Я просто музыкант. Был и есть.
Как вы оцениваете современную музыку, быструю, подстроенную под формат TikTok
МФ: Это явление современного мира. Нужно быть недальновидным, чтобы этого не чувствовать и не идти в ногу со временем. Это круто, когда инновации снова и снова заставляют тебя сталкиваться с новыми препятствиями, событиями, заставляют развиваться и думать. Это дает огромную скорость креативу. TikTok — одна из немногих соцсетей, что дает музыке развиваться, зарабатывать, демонстрировать свой креатив без помощи традиционных медиа.