Найти в Дзене
КиноБуква

Прочитала на одном дыхании - семейная сага о пяти поколениях питерской интеллигенции «Время обнимать»

Название романа – отсылка к третьей главе Книги Екклеcиаста, входящей в состав еврейской Библии и Ветхого Завета, авторство которой приписывают царю Соломону: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;» С первых же страниц я провались с историю семьи, объединяющую род Шнайдеров, Приходько и Чудиновых, и с интересом (и надеждой) читала до последних строк. Удивительно тонко и со вкусом прописанная жизнь питерских интеллигентов с 20-х годов XX века до начала 2000-х. Они пережили революцию, блокаду, эпоху застоя и перестройку. Они любили, дружили, расходились навсегда. Каждая глава романа словно отрывок из жизни одного из героя, раскрывающая в первую очередь что-то личное о к
Оглавление

Название романа – отсылка к третьей главе Книги Екклеcиаста, входящей в состав еврейской Библии и Ветхого Завета, авторство которой приписывают царю Соломону:

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни;
время обнимать, и время уклоняться от объятий;»

📚Елена Минкина-Тайчер «Время обнимать»

Фото из личного архива автора канала
Фото из личного архива автора канала

С первых же страниц я провались с историю семьи, объединяющую род Шнайдеров, Приходько и Чудиновых, и с интересом (и надеждой) читала до последних строк. Удивительно тонко и со вкусом прописанная жизнь питерских интеллигентов с 20-х годов XX века до начала 2000-х. Они пережили революцию, блокаду, эпоху застоя и перестройку. Они любили, дружили, расходились навсегда.

Каждая глава романа словно отрывок из жизни одного из героя, раскрывающая в первую очередь что-то личное о конкретном персонаже и одновременно касающееся всей семьи, с которой персонаж неразрывно связан.

«Все-таки память странная штука. Столько событий произошло в стране за те десять лет - развенчали Сталина, реабилитировали несправедливо осужденных, построили новые станции метро, полетели в космос - а помнится лето на даче, домашний Новый год с Диной-Снегурочкой и мандаринами в серебристой фольге, какие-то шарады, посиделки, пирожки с капустой».
Елена Минкина-Тайчер

При этом главам, как и голосам героев, соответствуют названия книг. Вот, например, как это выглядит:

  • Детство, отрочество, юность. Виктор
  • Капитанская дочка. Муся
  • Дворянское гнездо. Елена
  • Вешние воды. Виктор
  • Старшая сестра. Наташа
  • Гранатовый браслет. Елена
  • Бесприданница. Наташа
  • Обыкновенная история. Гуля
  • Обрыв. Наташа
  • Как закалялась сталь. Артем
  • Молодая гвардия. Арина
  • Приглашение на казнь. Виктор
  • Долгое прощание. Муся
  • Горе от ума. Артем
  • Бегущая по волнам. Арина
«В хорошем уютном питерском доме должна быть удобная прихожая с подставкой для зонтиков, веселая теплая детская, кабинет с обязательным кожаным диваном и письменным столом хорошего темного дерева и, самое главное, просторная гостиная, полная света и праздника – обеденный стол, большая лампа, керамическая супница с гнутыми ручками, серебряные подставочки для приборов. И пианино, как же она забыла про пианино с ворохом растрепаных нот! Дом должен жить и дышать, а не превращаться в музей воспоминаний».
Елена Минкина-Тайчер

Повествование начинается с описания детства Виктора Приходько и все последующие события связаны именно с его именем – первая жена Муся Шнайдер и её родители, вторая жена Лена Чудинова, их дети, внуки. Род, в котором были одаренные медики, талантливые музыканты, бесподобные актеры. Одним словом, это были люди, которые заботились о том, чтобы каждое последующее поколение, выросшее в Петербурге, не дай Бог не утратило хоть частичку пласта того культурного наследия, что несет в себе семья уже не один десяток лет. Они цитируют классиков, регулярно посещают филармонию и изучают иностранные языки. Но иногда в погоне за великим можно растерять малое, что и случается подчас с героями.

Стремление охватить все лучшее сразу превращается в слепоту самых близких и родных. Совершаются ошибки, которые уже нельзя исправить, случаются трагедии, которые невозможно пережить. Потому что есть время обнимать, и время уклоняться от объятий.

«Собственно, если задуматься, почти все люди участвуют в воображаемом спектакле. Например, папа изображает потомственного дворянина, словно так и родился на канале Грибоедова, а не у бабушки Марфы в Колпино. Мама старательно играет счастливую веселую женщину, Ася – бесшабашную красотку, она сама – толстокожую лентяйку, готовую днями валяться на диване с книжкой. И все потому, что не хочется показывать отцу и Елене Сергеевне, как ее ранит их показное радушие».
Елена Минкина-Тайчер

Прекрасный роман, смело рекомендую. С уважением, Мария.

Мой канал ТГ и моя группа в ВКонтакте. Подписывайтесь, буду рада))