Найти в Дзене
Андрей Песоцкий

Primum non nocere (Прежде всего, не навреди). Как в России быть врачом.

В рубрике #как_мы_работаем рассказ врача Ники Есениной, о том как государство сделало её профессию преодолением валежника многослойной чуши. Мой путь в медицине начался довольно давно, если не брать в расчет годы обучения в институте, ставшим впоследствии академией а теперь и университетом, 21 год назад. 21 год назад, после торжественного произнесения клятвы врача России, нам выдали дипломы и отправили на все четыре стороны. В моменте окончания моей учебы как такового распределения не было, каждый в общем-то сам выбирал свою дальнейшую судьбу. Исключение - целевики, которым по окончании следовало отбыть по месту прикрепления, но делали это единицы, в основном конечно всем хотелось остаться в большом городе, а не возвращаться на свои таёжные полустанки. Интернатура/ординатура тех лет выглядела совсем иначе, нежели сейчас. Для тех, кто не в курсе, поясню. Как таковой диплом не дает врачу права на работу. Требуется постдипломное дополнительное образование по определенной специфике. Наприм

В рубрике #как_мы_работаем рассказ врача Ники Есениной, о том как государство сделало её профессию преодолением валежника многослойной чуши.

Мой путь в медицине начался довольно давно, если не брать в расчет годы обучения в институте, ставшим впоследствии академией а теперь и университетом, 21 год назад. 21 год назад, после торжественного произнесения клятвы врача России, нам выдали дипломы и отправили на все четыре стороны. В моменте окончания моей учебы как такового распределения не было, каждый в общем-то сам выбирал свою дальнейшую судьбу. Исключение - целевики, которым по окончании следовало отбыть по месту прикрепления, но делали это единицы, в основном конечно всем хотелось остаться в большом городе, а не возвращаться на свои таёжные полустанки.

Интернатура/ординатура тех лет выглядела совсем иначе, нежели сейчас. Для тех, кто не в курсе, поясню. Как таковой диплом не дает врачу права на работу. Требуется постдипломное дополнительное образование по определенной специфике. Например: я закончила лечебный факультет, т.е. по диплому я врач-лечебник (взрослый). После окончания основной учебы ранее проходили либо интернатуру (год), либо ординатуру (два года), либо оставались при кафедрах аспирантами (это совсем другая история и не про клиницистов).

Поступали на доп.образование рутинным образом, сдавая экзамены на соответствующей кафедре. Конечно, за годы обучения многие уже хорошо знали, куда пойдут дальше, и как правило имели некоторые договоренности с интересующими кафедрами. В основном все строилось на личном контакте и талантах студента. Случались коррумпированные истории, не без этого, но- единично.

На сегодняшний день интернатуры не существует. Кто-то сверху посчитал что шести лет мед.университета и года спецподготовки недостаточно для медицинского специалиста, ныне существует только двухгодичная ординатура и, вряд ли кто-то сейчас удивится, практически исключительно на платной основе. Бюджетные места теоретически есть, но попасть туда простому студенту нереально. А работать без сертификата специалиста никак, диплом без сертификата - дартс для двери в туалете.

Драгоценный сертификат мало получить, каждые пять лет его необходимо подтверждать, посредством учебы, повышающей квалификацию. Казалось бы, требование адекватное, медицина не стоит на месте, клиницисту (прим.- клиницист это врач, занимающийся непосредственно диагностическо- лечебной деятельностью, то есть практик), конечно, необходимо обновлять знания. Ранее это выглядело в общем-то достойно: доктор отправлялся на учебу, зачастую в другой город, с отрывом от работы и сохранением заработной платы. Возвращался со свеженьким сертификатом, новыми знаниями и счастливо приступал к очередной пятилетке.

На сегодняшний день в области сертификации царит, не побоюсь этого слова, идиотизм. Новаторы от здравоохранения ввели в работу практикующих врачей систему баллов. То есть, находясь на рабочем месте, занимаясь ежедневно клинической практикой где-нибудь в уездной больнице города N, доктор обязан: писать и публиковать статьи, проходить бесчисленные тесты, принимать участие в конференциях (в идеале конечно в образе лектора), посещать клинические разборы и не имеющие конца и края планерки и совещания. Все это учитывается при выдаче очередного сертификата.

Из всего вышеперечисленного адекватно важны для работы разве что клин. разборы, на которых освещается диагностика и терапия каких-то спорных случаев.

Всё остальное - пожиратели времени и ресурса доктора. Стоит работа, зевают и нервничают брошенные на произвол судьбы пациенты, аппарат ЭКГ зарастает паутиной, врач занят чем угодно, но не облегчением мук страждущего. Замечу, в защиту коллег, занят он этим не по своей воле.

Вернемся к сертификации, точнее к идиотизму, с ней связанному. Предположим, доктор как-то чудовищно извернулся и накопил себе эти самые баллы и настало время обновления сертификата. Напомню, работать с недействительным нельзя, то есть прямо на следующий же день после окончания срока действия больница не имеет права держать вас на рабочем месте. Соответственно, как правило все это делается заранее.

Итак, повышение квалификации на сегодня: удалённый от всех живых людей Сертификационный Центр, располагающийся в Москве, не имеющий на себя никакого выхода по телефону, выдающий сертификаты по только им одним (никто не знает, кому им, но это точно кто-то страшный) известному принципу. Совершенно запросто в сертификате могут отказать, и карьера доктора на этом будет окончена. Диплом - дартс на двери туалета, в который как раз удачно можно смыть годы обучения и работы.

С учетом всей этой непонятной путаницы с подтверждающей документацией появилось некоторое количество фирм, оказывающих услуги в сфере «помощи по подготовке документов для аккредитации», теперь это так называется. И снова готовим удивление - как вы полагаете, они работают за спасибо? Конечно же нет.

Что в сухом остатке? А в сухом остатке проза жизни - доктору, занятому пациентами, а не нелепой мутотенью, проще заплатить кому-то там, чем терять драгоценное время, а то и профессию.

Но, предположим, доктор героически преодолел весь этот валежник многослойной чуши и наконец вернулся в мягкий уют своей ординаторской. Там его, помимо уставших от ожидания пациентов, радостно встречает система QMS.

Читаем, что же это за система такая, и зачем она нужна в медицине?

- QMS (Quality Management System) или Система Менеджмента Качества — это комплексная система управления, которая может иметь разные назначения в зависимости от контекста. В широком смысле, это формализованная система для управления процессами и ресурсами с целью повышения качества и удовлетворения требований.

То есть, qMS в наших реалиях по идее призвана обеспечить качественное лечение пациента. Я буду говорить только о стационаре, так как движ внутри поликлинической сети мне не очень известен, но полагаю там в общих чертах такая же схема.

С момента поступления в приёмный покой пациент вносится в эту самую систему. Если он госпитализируется повторно, соответственно система сразу же выдает все данные этого человека, от паспортных/полиса/СНИЛСа до историй болезни предыдущих лет, в которых отображаются все сведения о течении болезни и лечении. Причем неважно, в каком именно стационаре/поликлинике проходило лечение, в систему попадают все данные, и я из условной Елизаветинки открою все карты Иванова Ивана Ивановича, где бы он ранее не лечился.

Соответственно, в систему внесено всё и вся: все врачи и остальной персонал стационара, все вспомогательные службы, заранее заложены стандарты диагностики и лечения, шаблоны дневников наблюдений и еще тысяча и одна функция, устанешь перечислять.

На первый взгляд звучит адекватно и удобно. На самом деле, зачастую важно сравнить динамику заболевания, заглянуть в анализы прошлых лет, для дифференциальной диагностики действительно необходимо знать подробный анамнез, который пациент может не помнить или умалчивать.

Но. Как всегда, есть масса НО. Система qMS полностью лишила персонал стационара права на распоряжение временем. Отслеживается поминутное перемещение по коридорам, эффективные менеджеры с секундомером дышат в затылок, и это оказало просто сокрушительный эффект на процесс диагностики. Далеко не все выдерживают гонку с системой, считающей шаги и буквы, передающей каждое написанное тобой слово в проверяющие органы.

Да, истории болезни на постоянной основе мониторят странные люди, не имеющие к медицине никакого отношения. Представительницы страховых компаний выискивают отступление от стандартов и отделению прилетает штраф. И ладно бы речь шла о чем-то, что реально навредило больному, тут вопросов нет и нужны разборы, но в основном это мелочные придирки к буквам, суть которых постичь не представляется возможным, настолько они нелепы.

Про систему qMS в медицине писать можно долго и много, но основной проблемой является то, что она банально любит повисеть. Час, два, три, в зависимости от поломки и расторопности больничных айтишников. Вот тогда в жизни персонала начинается некоторый ад.

Невозможно внести вновь поступивших, невозможно назначить обследование/лечение, невозможно заполнить текущие истории и протоколы.

Система висит весь рабочий день - врачи останутся на работе в ночь и будут заполнять дневные пробелы.

Впрочем, наверное, даже к этому можно было бы приспособиться. В конце концов, плюсов в системе тоже много, а к некоторому несовершенству добрый русский доктор может проявить снисхождение. Беда современной медицины в другом.

Беда в том, что в этой гонке за стандартами ВОЗ и соответствию требованиям страховых компаний совершенно нивелировалась роль доктора как врачевателя. Не только тела, но души. Не перечесть ситуаций, когда пациент приходит не столько с болезнью тела, сколько с какой-то внутренней, душевной болью, приходит к доктору как к последней инстанции, особенно это касается пожилых и одиноких. Неоднократно при вечернем обходе палат я оставалась с бабулечками просто поговорить, и на следующий день их артериальное давление стабилизировалось. Порой достаточно посидеть рядом и подержать за руку, чтобы восстановился синусовый ритм. Просто искреннее человеческое участие способно творить чудеса, никак не укладывающееся в медико- экономические стандарты.

Настоящий доктор сегодня - герой. Прошедший шестилетнее обучение в университете, двухгодичное на спецификации, научившийся находить выход из любой нелепо навязанной ситуации ради профессии.

Да, кто-то скажет что медицина - прибыльное дело, и все это ради несметных заработков. Да, есть случаи недобросовестных держателей частных клиник, каких-то супер удачливых стоматологов, есть. Но это все же исключение из основной массы.

Основная масса живет на очень среднюю зарплату, работает как не в себя, подвергается постоянной травле со всех сторон и тотальному контролю каждого шага в профессии. С этим связан огромный отток специалистов. Не может доктор быть эффективным роботом. Доктор - это про душу и любовь к человеку. Про эмпатию и альтруизм, про самопожертвование и самосовершенствование. Доктор - это человек, охраняющий границы мира живых. Договаривающийся со Смертью на своем, древнем языке. Давайте ему хотя бы не мешать.

-2

***

Приглашаем выговориться людей из разных профессиональных сфер. Расскажите факты о вашей работе, о которых мало кто знает – даже если ваша отрасль, на первый взгляд, далека от экономики. Пишите мне в личные сообщения. Истории из будут опубликованы в рубрике «Как мы работаем». Находится по хэштегу в моём канале в Телеграме, а также материалы появляются здесь, в ВК. Давайте вместе изучать реальную экономику страны изнутри.

Первая заметка из этой серии - «Точно не Таджикистан. Немного лучше Румынии». Как в России исследуют рак

Вторая заметка из этой серии - Положение дел в композитном производстве

Третья заметка о тревожной ситуации на КАМАЗе (и не только) - Люди с заводов шли на СВО из-за низких зарплат