Найти в Дзене
Владимир Пискурев

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, КАК ВОЗМОЖНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПРЕДМЕТ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВА

Работая,  с  1980 года  в  художественном  музее  с  детьми  начальной  школы,  в  1993  году  я  был   приглашён  в  Детскую  школу  искусства  №1 им. Свиридова,  в  качестве  преподавателя  предмета  под  примерным  названием  « Беседы  об  искусстве». В  течение  длительного  периода,  это  была  детская  музыкальная  школа,  которая  впоследствии  открыла  новые  отделения  по  другим  видам  искусства  ( хореография,  ИЗО,  эстетическое  отделение,  театральное )  и  получила  статус  Детской   школы  искусства.  Мои  размышления  о  предмете  и  его  содержании  укладывались  в  представления  и  знания  музейщика,  работающего  в  художественном  музее  с  детьми.  То  есть,  к  тому  времени,  у  меня  был  определённый  и  достаточно  большой  опыт  проведения  детских  экскурсий,  выставок,  бесед,  который  постепенно  обретал  чёткие  и  ясные  представления:  О  ЧЁМ  и  КАК   говорить  с  детьми.  Этот  опыт,  дал   мне  возможность,  составить  примерную   программу  опре

(  эксперимент  и  опыт  работы )

Работая,  с  1980 года  в  художественном  музее  с  детьми  начальной  школы,  в  1993  году  я  был   приглашён  в  Детскую  школу  искусства  №1 им. Свиридова,  в  качестве  преподавателя  предмета  под  примерным  названием  « Беседы  об  искусстве».

В  течение  длительного  периода,  это  была  детская  музыкальная  школа,  которая  впоследствии  открыла  новые  отделения  по  другим  видам  искусства  ( хореография,  ИЗО,  эстетическое  отделение,  театральное )  и  получила  статус  Детской   школы  искусства.  Мои  размышления  о  предмете  и  его  содержании  укладывались  в  представления  и  знания  музейщика,  работающего  в  художественном  музее  с  детьми.  То  есть,  к  тому  времени,  у  меня  был  определённый  и  достаточно  большой  опыт  проведения  детских  экскурсий,  выставок,  бесед,  который  постепенно  обретал  чёткие  и  ясные  представления:  О  ЧЁМ  и  КАК   говорить  с  детьми.  Этот  опыт,  дал   мне  возможность,  составить  примерную   программу  определённой  тематики  и  направленности  и  апробировать  её,  в  стенах  музея.  Начиная  работать  в  школе  искусства,  с  первых  же  уроков,  я  стал  готовить  материал  для  проведения  занятий  в  контексте  поурочной  структуры. Концептуально, мне  хотелось  выстроить  определённую  систему,  позволяющую  акцентировать  внимание  детей  на  каких-то  (по моему  усмотрению)  основополагающих  вопросах  теории  и  истории  изобразительного  искусства.  В  этом  смысле,  со  стороны  администрации  школы  мне  была  предоставлена  полная  творческая  свобода.   Единственное,  я  бы  сказал: -  условное  ограничение,  представляло  из  себя,   количество  часов  в  неделю – один (не  много).

И  ещё  одна, более  своеобразная СЛОЖНОСТЬ, -  в  некоторых  группах,  вместе,  на  уроке,    присутствовали  дети  очень  разной  возрастной  категории:  от  7  до  12  лет.  Кто  работает  с  детьми,  тот  меня  поймёт.

В  моих  методических  поисках,  это обстоятельство  порождало  определённые  трудности,  но  вместе  с  тем,  побуждало  меня  к   настоятельной   необходимости,  как - то  выходить  из  этой  ситуации.  Привычная  мне,  система  координат,  имеющая  своим  главным  смыслом -  разъяснить  детям  то, - ЧТО  ХОТЕЛ  СКАЗАТЬ  ХУДОЖНИК  И  КАК  ОН  ЭТО  СДЕЛАЛ,  в  условиях  специфики  школы  искусства:  наличии  разновозрастных  детей  с  разными  знаниями,  разным  интеллектом  была  малоэффективна.

Я  начал  думать  о  том,  что,   может  быть,  надо  посмотреть  на   объясняемый  детям  материал (тему) не,  с  привычной  мне,  как  музейщику   теории  и  истории  изобразительного  искусства,  а,  учитывая  специфику  школы  искусства,  расширить  саму  философию  предмета,   придать  нашим  беседам  некий  культурологический  аспект,  попытаться  говорить  не только  о  том,   как,  конкретно,  художник  выражает  явление,  но  и  выявить  какие-то  иные  моменты,  которые   вполне  могут  укладываться  в  содержание   рассматриваемой   темы  и  тем  самым,  употребляя  новые  слова,  термины,  понятия,  расширять  знания  детей.  Иногда,  косвенное,  может  иметь  очень  важное   значение,  при  объяснении  главного.

Постепенно,  ко  мне  стало  приходить  понимание  того,  о  ЧЁМ  и  КАК,  надо  говорить  с  детьми  по  конкретной  теме.  И  это  понимание, естественно  субъективное,  позволяло  мне  выстраивать  беседы  с  детьми,  в  нужном  мне  русле  и  добиваться  определённых  результатов.  Главным  из  них,  я  считаю -  посещаемость  моих  уроков.  С  течением  времени,  я  стал  замечать,  что  дети  приходят  на  урок  с  желанием,  с  хорошим  настроением,  им  нравится  сам  процесс  нашего  общения  и  таким  образом, - не  у  всех,  естественно, -  но  у  многих,  стали  появляться  крупицы  знаний.  Дети  стали  активнее  проявлять  себя  на  уроках,  они  стали  задавать  вопросы (на  мой  взгляд,  это  очень  важно),  стали запоминать  имена  художников,  названия  картин,    стали  лучше  разбираться  в  жанровой  палитре,  многие  сюжеты  им  были  интересны  с  содержательной  точки  зрения.  Для  меня  тезис, - о  мотивации  учащегося  на  интерес  к  знанию, -  всегда  оставался  главным.  Вне  всякого  сомнения,  каждый  работающий  с  детьми  такого  возраста,  имеет  право  на  своё  понимание  методики  общения  с  ними.  Я  же  поделился  своим  многолетним  опытом.